Дело № 2-3/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2019 года г. Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего по делу – судьи Тимофеевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Лариной О.А.,
при участии:
прокурора – Степановой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Иваново гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Ивановской области» к Тихоновой Галине Геннадьевне, Тихонову Владимиру Геннадьевичу, Осипову Павлу Витальевичу, Парфеновой (Юдиной) Татьяне Николаевне, действующей в своих интересах и в интересах Юдиной Светланы Кареновны, о выселении без предоставления жилого помещения,
установил:
ФГКУ «1 ОФПС по Ивановской области» обратилось в суд к Тихоновой Г.Г., Тихонову В.Г., Осипову П.В., Юдиной Т.Н., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Юдиной С.К., с исковыми требованиями о выселении без предоставления другого жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что Тихонова Г.Г. является нанимателем специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на данное жилое помещение принадлежит Российской Федерации, право оперативного управления - истцу. Вместе с Тихоновой Г.Г. в указанной квартире зарегистрированы и проживают члены ее семьи: сыновья - Осипов П.В., Тихонов В.Г., дочь Парфенова (Юдина) Т.Н., внучка Юдина С.К. (с февраля 2013 года). Дата вселения истцу неизвестна. Согласно домовой книги ответчица зарегистрировалась в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ. Основания для предоставления Тихоновой Г.Г. и членам ее семьи служебного жилого помещения у истца и ГУ МЧС России по Ивановской области отсутствуют. Направленные ответчице письма с просьбой предоставить документы, подтверждающие законность проживания в жилом помещении, остались без ответа. Ответчица не предоставила сведений о том, состоит ли она на учете, как нуждающаяся в жилом помещении, или имеет ли право состоять на таком учете. Согласно сведениям из администрации г. Иваново ни Тихонова Г.Г., ни члены ее семьи на таком учете не состоят. Ответчица не производит оплату за коммунальные услуги и техническое содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Тихоновой Г.Г. и членам ее семьи было направлено требование о выселении из специализированного жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчики до настоящего времени спорное жилое помещение не освободили, что подтверждается актом.
Исходя из этого, ссылаясь на положения п.1 ст. 102 и п.1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), истец просил суд выселить Тихонову Г.Г. и членов ее семьи из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца ФИО17, действующая на основании письменной доверенности, заявленные требования поддержала. Полагали, что Тихонова Г.Г. не относится к категории лиц, выселение которых из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается. Она не являлась матерью-одиночкой по состоянию на 1.03.2005. В настоящее время она является собственником жилого помещения-частного дома, поэтому она не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, несмотря на признание ее малоимущей. Другие ответчики малоимущими не признаны, следовательно, подлежат выселению.
Ответчики Тихонова Г.Г., Тихонов В.Г., Осипов П.В., Парфенова (Юдина) Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Юдиной С.К., в судебное заседание не явились. О месте и времени слушания дела ответчики извещены судом в установленном законом порядке. Доказательств в подтверждение уважительности причин их неявки в судебное заседание не представили.
Представитель ответчиков Тихоновой Г.Г., Парфеновой Т.Н., Тихонова В.Г. по доверенности ФИО18 полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, иные жилые помещения у ответчиков отсутствуют, их доходы позволяют их отнести к категории малоимущих.
Ранее в судебном заседании ответчики Тихонова Г.Г., Тихонов В.Г., Осипов П.В., Парфенова Т.Н. возражали против выселения их из занимаемого жилого помещения, полагая, что приобрели право пользования жилым помещением на законных основаниях, являются членами семьи Тихоновой Г.Г. и не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления МВД по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке.
Ранее в судебном заседании представитель Управления МВД по Ивановской области Скляр Э.Г. считал, что поскольку отсутствуют документы, подтверждающие право ответчика Тихоновой Г.Г. стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, она и члены ее семьи подлежат выселению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве указали, что в реестре федерального имущества учтена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, являющаяся собственностью Российской Федерации (копия свидетельства о госрегистрации от 19.09.2014), и принадлежащая на праве оперативного управления ФГКУ «1 ОФПС по Ивановской области» (копия свидетельства о госрегистрации от ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о предоставлении данной квартиры гражданам для проживания отсутствуют. Просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления социальной защиты населения администрации города Иванова по доверенности ФИО12 оставила решение вопроса по заявленным требованиям на усмотрение суда.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и представителей третьих лиц, не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Степановой Я.В., полагавшей иск подлежащим удовлетворению частично, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, является собственностью Российской Федерации (свидетельство о госрегистрации от 19.09.2014) (л.д.19), и принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ «1 ОФПС по Ивановской области» (свидетельство о госрегистрации от ДД.ММ.ГГГГ) (т.1, л.д.20).
Согласно техническому паспорту Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.118-122) нежилое здание – Пожарная часть № литера А, А1,А2 является двухэтажным. В данном здании наряду со служебными помещениями расположены квартиры.
Ответчица Тихонова Г.Г. проходила службу в Государственной противопожарной службе с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными личной карточки (т.1, л.д.77-79). Приказом УГПС от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Тихонова Г.Г. была уволена из ОВД по ст. 58 п. 3 (<данные изъяты>).
В спорную квартиру Тихонова Г.Г. была вселена в связи со служебными отношениями в Государственной противопожарной службе, что сторонами по делу не оспаривалось. Как по месту жительства в указанном жилом помещении она зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, члены ее семьи: Осипов П.В. (сын) – ДД.ММ.ГГГГ, Юдина Т.Н. (дочь) – ДД.ММ.ГГГГ, Юдина С.К.(внучка) – ДД.ММ.ГГГГ, Тихонов В.Г. (сын) – ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 91, 144).
Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой содержится ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья. Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, соответствующим договором.
На основании ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 1 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. В силу ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Так как правоотношения по пользованию спорными помещениями возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то при разрешении вопроса о возникновении у истцов права пользования следует применять не только нормы Жилищного кодекса РФ, но и нормы Жилищного кодекса РСФСР (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения истцов в указанное жилое помещение) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР, частью 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
На момент предоставления Тихоновой Г.Г. и членам ее семьи спорного жилого помещения в советском законодательстве существовало понятие "специальное жилое помещение". Основным правовым актом, регулирующим жилищные отношения, было Постановление ЦИК и СНК СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 112/1843 "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах". Согласно п. 23 этого Постановления свободные жилые помещения в домах государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, а также в домах, арендованных ими, предоставлялись в пользование их работников распоряжением администрации этих учреждений, предприятий и организаций. Особенность пользования такими жилыми помещениями заключалась в том, что съемщик (пользователь) мог быть выселен при прекращении трудовых отношений с ним (п. 31). Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. был дополнен ст. 171-а, которая предусматривала выселение в судебном порядке лиц, прекративших трудовой договор, заключенный под условием предоставления нанявшемуся специального жилого помещения. К специальным жилым помещениям относились помещения, специально предоставленные для проживания рабочих и служащих, а также помещения, расположенные в служебных зданиях и предоставленные работнику в связи с трудовыми отношениями.
В 1940 г. Пленум Верховного Суда СССР дал официальное разъяснение, что служебной жилой площадью или специальным жилым помещением называются помещения, предоставляемые отдельным работникам, которые по характеру выполняемой ими работы должны проживать в обслуживаемом ими доме (управляющие домами, дворники, коменданты и т.п.), а также помещения, расположенные в служебных зданиях, т.е. в зданиях, предназначенных для размещения самого учреждения, предприятия или организации и предоставляемые работнику в связи с трудовыми отношениями (квартира директора школы при школе, главного врача при больнице и т.п.).
Понятие "служебное жилое помещение" появилось в законодательстве после принятия и введения в действие Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., в котором указывалось, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений ( ст.297).
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, вступившего в силу с 01.10.1984г., служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст.93 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005г., служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вопрос о том, является ли конкретное помещение специализированным (служебным, специальным) решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. Из вышеуказанных положений нормативных актов, действовавших на момент предоставления Тихоновой Г.Г. комнаты в спорной квартире, следует, что к законодательно закрепленным особенностям специальных жилых помещений относились целевой характер предоставления жилого помещения (в связи с работой) и расположение жилого помещения по месту работы или в служебном здании.
Из материалов дела следует, что спорная квартира находилась в здании пожарной части и предназначалась для размещения личного состава, была предоставлена Тихоновой Г.Г. в связи с прохождением службы в органах пожарной охраны. Ответчики в судебном заседании не оспаривали тот факт, спорная квартира является служебной и была предоставлена Тихоновой Г.Г. в качестве служебной в связи с прохождением службы. Назначение пожарной части в настоящее время не изменилось, пожарная часть является действующей, в ней размещается пожарно-спасательное оборудование и техника.
Статьей 11 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 16.02.2012г. N 381-О-О о проверке конституционности ст. 11 ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Установленный в ст. 11 запрет на приватизацию имущества государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны предопределен его взаимосвязью с задачами пожарной безопасности. Соответственно, отсутствие у граждан права на приватизацию жилых помещений, правовой режим которых обусловлен его взаимосвязью с задачами государства по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными гарантиями.
Статьей 2 ФЗ от 22.07.2008г. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарное депо это объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
В соответствии с п. п. 2.6, 2.9 норм пожарной безопасности НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны", утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.
Таким образом, здание пожарного депо является государственным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за истцом, в нем организована пожарная часть, само по себе целевое назначение объекта в силу норм пожарной безопасности не исключает наличие жилых помещений, которые имеют статус служебного жилья.
Пользование ответчиками указанным жилым помещением осуществляется на основании типового договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № (т.2, л.д.207-208), в соответствии с которым жилое помещение передано Тихоновой Г.Г. и членам ее семьи: Осипову П.В., Юдиной Т.Н., Тихонову В.Г. за плату во владение и пользование, для временного проживания в нем.
ДД.ММ.ГГГГ Тихоновой Г.Г. был подписан Типовой договор найма служебного жилого помещения №, в соответствии с которым Тихоновой Г.Г. и членам ее семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания (т.3, л.д.102-103).
Судом выяснялся вопрос о предоставлении ответчику другого (кроме спорного) жилого помещения. Как было установлено, ответчики с момента вселения проживают в спорном помещении (<адрес> вышеуказанном доме). Иное жилое помещение (в том числе с номером 7) для вселения ответчикам не предоставлялось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение обладает статусом специализированного жилого помещения- служебной квартиры в силу закона, предоставлено ответчикам в качестве служебного, данный статус жилого помещения не изменен.
В силу ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу действующей на момент предоставления ответчице Тихоновой Г.Г. спорного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) ст. 105, ст. 106 ЖК РСФСР служебное помещение предоставлялось гражданину на все время работы, в связи с которой предоставлялось помещение.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в ст.ст. 105, 107 ЖК РСФСР.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определен перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса не могли быть выселены, в частности лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных ст. 13 Вводного закона условий, при которых Тихонова Г.Г. и члены ее семьи не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Следовательно, необходимо установить, обладали ли Тихонова Г.Г. и Тихонов В.Г., Осипов П.В., Юдина Т.Н., вселившиеся как члены семьи Тихоновой Г.Г. в спорное жилое помещение, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ) статусом лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, состоят ли Тихонова Г.Г. и члены ее семьи на учете как лица, нуждающиеся в жилых помещениях, или имеют ли право состоять на таком учете.
Исследовав материалы дела (в том числе сведения о регистрации ответчицей браков, о рождении детей) (т.1, л.д. 169-171), суд приходит к выводу, что к категории «одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми» ответчица Тихонова Г.Г. не относилась. На тот момент у ответчика имелись несовершеннолетние дети, при этом был зарегистрирован брак с Тихоновым Г.В. (регистрация брака ДД.ММ.ГГГГ, расторжение брака ДД.ММ.ГГГГ) (т.1, л.д. 169).
Судом установлено, что на момент увольнения стаж службы ответчицы составлял более 10 лет. То есть на момент введения Жилищного кодекса Российской Федерации в действие ответчица относилась к категории лиц, выселение которых согласно ст. 108 ЖК РСФСР не допускалось без предоставления жилого помещения.
Однако, как следует из положений 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", наряду с этим ответчица должна состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, или иметь право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Исходя из положений ст. 52 и ст. 49 ЖК РФ предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания малоимущими в целях постановки на учет в управлении жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова, как нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма жилых помещениях, установлен Законом Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» (далее Закон 50-ОЗ) и постановлением Администрации города Иванова от 27.10.2010 № 2138 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием граждан по вопросу получения справки о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки на учет в управлении жилищной политики и ипотечного кредитования как нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из представленной Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования информации от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.115), ответчица и члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Иванова не состоят. Доказательств иного ответчиками согласно ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу положений ст. 13 Закона 50-ОЗ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, в частности малоимущие граждане, признанные таковыми в порядке, установленном настоящим Законом 50-ОЗ. К иным категориям граждан, установленным указанной нормой Закона 50-ОЗ ответчики не относятся. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 17 Закона 50-ОЗ документы о признании гражданина малоимущим являются обязательными для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 2 Закона 50-ОЗ малоимущие граждане - граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По договору раздела наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ Тихонова Г.Г. является собственницей жилого дома, площадью 31,9 кв.м (т.1, л.д. 100, 167, т.2 л.д.212-215). Согласно экспертному исследованию ООО «Ивановское Бюро Экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет физический износ равный 65 %, его техническое состояние характеризуется как ветхое, аварийное, что создает угрозу для здоровья граждан и не соответствует требованиям, установленным к помещениям, пригодным для проживания (т.3, л.д. 64). Следовательно, об обеспеченности Тихоновой Г.Г. жилым помещением для проживания говорить нельзя.
По заявлению Тихоновой Г.Г. от ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии управления социальной защиты населения Администрации города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ она была признана в составе семьи, состоящей из одного человека (заявителя) малоимущей.
Как следует из материалов дела, Тихонова Г.Г. 16.01.2019 обратилась в управление социальной защиты населения администрации города Иванова с заявлением о признании ее и члена ее семьи Парфеновой Т.Н. малоимущими.
В связи с тем, что документы на супруга Парфеновой Т.Н. не были представлены, решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Тихоновой Г.Г. было отказано в признании семьи малоимущей.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д.163), семья Парфеновой Т.Н. ранее была признана малоимущей в целях получения компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
Согласно справке о доходах физического лица за 2018 год (т.2, л.д. 211), сумма дохода за 2018 год (8 месяцев) составила <данные изъяты> руб., следовательно, среднемесячный доход составляет <данные изъяты> руб.
Из вышеуказанных документов следует, что Тихонова Г.Г. рассматривает в качестве членов своей семьи Парфенову Т.Н. В отношении Тихонова В.Г. и Осипова П.В. документы ею повторно не подавались.
Согласно пояснениям представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ФИО12 необходимые документы в отношении Парфеновой Т.Н. для решения вопроса о признании семьи Тихоновой Г.Г. малоимущей, были предоставлены. Отсутствовали лишь необходимые документы в отношении ее супруга.
Заочным решением от ДД.ММ.ГГГГ брак между Парфеновой Т.Н. и ФИО15 расторгнут.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для сохранения за ответчицей Тихоновой Г.Г., членами ее семьи Парфеновой Т.Н. и ее несовершеннолетней дочерью Юдиной С.К., которая проживает с матерью, имеются. Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Ивановской области» о выселении указанных ответчиков удовлетворению не подлежат.
В отношении ответчиков Тихонова В.Г. и Осипова П.В. в установленном порядке вопрос о признании их малоимущими не был решен.
Как следует из списка поданных и недостающих документов (т.3, л.д.147-148), в отношении Осипова П.В. и Тихонова В.Г. отсутствовали следующие документы: справки о заработной плате за последние 12 месяцев на момент обращения (по утвержденной форме), трудовые книжки, справки из ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» в том, что они зарегистрированы в качестве безработных и получают пособие по безработице, справки филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства.
Как следует из представленных ответчиками справок, недвижимое имущество на праве собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значится (т.3, л.д.176, 178). Также согласно данным Росрегистрации, полученным судом, объекты недвижимости за ними не зарегистрированы.
При этом суду не представлена информация о заработной плате ответчиков за последние 12 месяцев. Из представленных трудовых договоров, заключенных ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ (т.3, л.д. 103, 170), сделать вывод о заработке (доходе) за последние 12 месяцев нельзя. Судом получена информация о том, что указанные ответчики государственное пособие по безработице не получали, в качестве безработных не были зарегистрированы. Трудовые книжки ответчиков также не были суду представлены.
Между тем установление размера дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, согласно требованиям ст. 5 Закона 50-ОЗ является обязательным для решения вопроса о признании граждан малоимущими.
С учетом вышеизложенного, у суда отсутствуют правовые основания для вывода об отнесении указанных ответчиков к категории малоимущих и, как следствие, о сохранении ими права пользования служебным помещением.
Факт вселения их в спорное жилое помещение в несовершеннолетнем возрасте в качестве членов семьи Тихоновой Г.Г. сам по себе не свидетельствует о безусловном сохранении ими права пользования служебным помещением с учетом вышеперечисленных норм жилищного законодательства.
Исходя из этого, Осипов П.В. и Тихонов В.Г. подлежат выселению без предоставления других жилых помещений. Исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Ивановской области» - удовлетворить частично.
Выселить Тихонова Владимира Геннадьевича, Осипова Павла Витальевича из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления других жилых помещений.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Тимофеева
Мотивированное решение составлено 17 апреля 2019 года