Дело № 2-888/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 17 декабря 2018 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием представителей истца по доверенности № от <дата> Чекурова А.Г., от ответчика МОУ «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» Морозовой И.В., представителя отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» по доверенности № б/н от <дата> Герасимовой М.В., представителя третьего лица администрации МО «Звениговский муниципальный район» по доверенности № от <дата> Засорина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, отделу образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» об обязании обеспечить финансирование проведения работ, суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» (далее МОУ «Поянсолинская НОШ») об обязании в срок до <дата> устранить нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, а именно провести ремонт потолков и стен помещений на гладкие, допускающие проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств в спортивном зале, обязании Отдел образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» обеспечить финансирование на проведение работ до <дата> в МОУ «Поянсолинская НОШ».
В обоснование иска указал, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в Волжском районе на основании распоряжения от <дата> № была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Поянсолинская НОШ». В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В нарушение п. 9 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для искусственного освещения помещений пищеблока не применяются светильники, предусматривающие влагопылезащиту. В нарушение п. 3.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла не оборудованы локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. для искусственного освещения помещений пищеблока не применяются светильники, предусматривающие влагопылезащиту. В нарушение п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» потолки и стены помещений не гладкие, с трещинами, не допускающие проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, а именно: в спортивном зале на потолке, стенах следы подтеков, облуплена побелка и краска, имеются подтеки; не проведен ремонт раздевальных для мальчиков и девочек. МОУ «Поянсолинская НОШ» является образовательным учреждением, учредителем которой является муниципальное образование «Звениговский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район», полномочия собственника имущества в пределах своей компетенции осуществляются Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Звениговский муниципальный район». Одним из основанных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ). Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представителем истца по доверенности № от <дата> Чекуровым А.Г. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержаны в полном объеме.
Ответчик МОУ «Поянсолинская НОШ» в лице директора Морозовой И.В. указывала, что ею были предприняты все зависящие от нее меры по устранению нарушений, неоднократно направлялись письма в адрес главы администрации МО «Звениговский муниципальный район» и в адрес руководителя отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» с просьбой о выделении финансовых средств, необходимых для выполнения предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл. Получен ответ о невозможности выделения денежных средств. Для проведения ремонтных работ необходимо <.....> Школа с детским садом находятся в одном здании, капитальный ремонт проводился только в детском саду, в школе ремонтные работы не проводились. Просила установить срок для устранения недостатков до <дата>.
Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» в лице представителя Герасимовой М.В. в судебном заседании с заявленными требованиями соглашалась, указывала на отсутствие денежных средств и финансирования в необходимом для проведения ремонта объеме, просила установить срок для устранения недостатков до <дата>.
Представитель третьего лица администрации МО «Звениговский муниципальный район» Засорин Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Указывал, что в МО «Звениговский муниципальный район» сложилась сложная финансовая ситуация. Счет, открытый для МОУ «Поянсолинская НОШ» в Отделе № Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл, заблокирован судебными исполнительными документами, предъявленными поставщиками коммунальных услуг. Полагает, что требования п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» носят рекомендательный характер, поскольку размеры спортивного зала, расстояние от пола до потолка, не позволят осуществлять уборку потолков влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Третье лицо Финансовый отдел МО «Звениговский муниципальный район» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, письменного отзыва не представило.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 56, 195, 196 ГПК РФ суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
МОУ «Поянсолинская НОШ» реализуются основные общеобразовательные программы: образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с нормативным сроком освоения – 5 лет; образовательная программа начального общего образования, с нормативным сроком освоения – 4 года; дополнительные общеобразовательные программы: естественно - научной, физкультурно-спортивной, художественной, социально-педагогической, научно-технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, развивающий курс для дошкольников (п. 3.3 Устава МОУ «Поянсолинская НОШ»).
К компетенции МОУ «Поянсолинская НОШ» в установленной сфере деятельности согласно п. 3.16 главы III Устава относится создание в Учреждении безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено, что при проведении плановой выездной проверки в отношении МОУ «Поянсолинская НОШ» по юридическому и фактическому адресу: <адрес>, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выразилось в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей.
В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, целью недопущения возникновения и распространения инфекционный заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание за № от <дата> со сроком исполнения до <дата>.
Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МОУ «Поянсолинская НОШ».
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устрани выявленных нарушений обязательных требований.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении МОУ «Поянсолинская НОШ» <дата> обнаружено не выполнение в установленный срок пунктов 1, 2, 3 выданного предписания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» с 01 сентября 2011 года.
В соответствии с п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
В нарушение вышеуказанных норм закона в МОУ «Поянсолинская НОШ» не проведен ремонт стен помещений на гладкие, допускающих проведение уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств, а именно в спортивном зале на потолке, стенах следы подтеков, облуплена побелка и краска, имеются подтеки.
В соответствии с п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Закона № 52-ФЗ).
Согласно ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, указанные нормативные акты, факт установленного нарушения требований санитарно-эпидемиологических требований, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, суд приходит к выводу о возложении на ответчика МОУ «Поянсолинская НОШ» обязанности устранить нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов.
В соответствии с п. 2.1 Устава МОУ «Поянсолинская НОШ», утвержденного приказом Отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» от 30 сентября 2015 года № 117 учредителем Учреждения является муниципальное образование «Звениговский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район», полномочия собственника имущества Учреждения в пределах своей компетенции осуществляются Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Звениговский муниципальный район».
Согласно главы I Устава МОУ «Поянсолинская НОШ» находится в ведении МО «Звениговский муниципальный район» - является образовательным учреждением. По своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением, по типу учреждения – бюджетным учреждением, по типу образовательной организации – общеобразовательной организацией.
Причиной нарушения Учреждением требований санитарно-эпидемиологических требований явилось отсутствие для данного ответчика необходимого финансирования.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Несоответствие спортивного зала МОУ «Поянсолинская НОШ» санитарным правилам и нормам судом установлено, материалами дела подтверждается.
При таких обстоятельствах, учитывая, что соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к зданию общеобразовательного учреждения является обязательным в силу закона и относится к мерам по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Полномочия и функции учредителя МОУ «Поянсолинская НОШ» от имени МО «Звениговский муниципальный район» осуществляет Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район».
Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий, в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.
В соответствии с п. 3 ст. 123.23 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом того, что Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район», выполняя полномочия и функции учредителя МОУ «Поянсолинская НОШ», не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее исполнить предписания уполномоченного органа, суд приходит к выводу о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований как на само Учреждение, так и на орган, выполняющий полномочия и функции его учредителя. Недостаточность финансового обеспечения мероприятий по соблюдению санитарно- эпидемиологических требований не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.
Анализ требований, содержащихся в вышеуказанных нормах права, ст. 210 ГК РФ, в совокупности с приведенными фактическими обстоятельствами дела, установленного факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований, позволяют суду предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и возложить на учредителя данной организации – Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» обязанность по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Принимая во внимание представленные суду доказательства наличия значительных долговых обязательств у образовательного учреждения, уполномоченного органа местного самоуправления, муниципального образования «Звениговский муниципальный район», на дату разрешения спора обстоятельства утверждения бюджета муниципального образования и сметы расходов учреждения на 2019 год без учета средств, необходимых для проведения ремонта, суд полагает необходимым установить следующие сроки возлагаемых на ответчиков обязанностей: на Отдел образования – до <дата>, на МОУ «Поянсолинская НОШ» - до <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» (ИНН 1203009882, ОГРН 1131225000280) в срок до <дата> устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: провести ремонт потолков и стен в спортивном зале на гладкие, допускающие проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в соответствии п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Возложить на Отдел образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» обязанность обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение МОУ «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года.