Решение по делу № 2-888/2018 от 19.10.2018

Дело № 2-888/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 17 декабря 2018 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием представителей истца по доверенности от <дата> Чекурова А.Г., от ответчика МОУ «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» Морозовой И.В., представителя отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» по доверенности № б/н от <дата> Герасимовой М.В., представителя третьего лица администрации МО «Звениговский муниципальный район» по доверенности от <дата> Засорина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, отделу образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» об обязании обеспечить финансирование проведения работ, суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» (далее МОУ «Поянсолинская НОШ») об обязании в срок до <дата> устранить нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, а именно провести ремонт потолков и стен помещений на гладкие, допускающие проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств в спортивном зале, обязании Отдел образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» обеспечить финансирование на проведение работ до <дата> в МОУ «Поянсолинская НОШ».

В обоснование иска указал, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в Волжском районе на основании распоряжения от <дата> была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Поянсолинская НОШ». В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В нарушение п. 9 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для искусственного освещения помещений пищеблока не применяются светильники, предусматривающие влагопылезащиту. В нарушение п. 3.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла не оборудованы локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. для искусственного освещения помещений пищеблока не применяются светильники, предусматривающие влагопылезащиту. В нарушение п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» потолки и стены помещений не гладкие, с трещинами, не допускающие проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, а именно: в спортивном зале на потолке, стенах следы подтеков, облуплена побелка и краска, имеются подтеки; не проведен ремонт раздевальных для мальчиков и девочек. МОУ «Поянсолинская НОШ» является образовательным учреждением, учредителем которой является муниципальное образование «Звениговский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район», полномочия собственника имущества в пределах своей компетенции осуществляются Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Звениговский муниципальный район». Одним из основанных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ). Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представителем истца по доверенности от <дата> Чекуровым А.Г. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержаны в полном объеме.

Ответчик МОУ «Поянсолинская НОШ» в лице директора Морозовой И.В. указывала, что ею были предприняты все зависящие от нее меры по устранению нарушений, неоднократно направлялись письма в адрес главы администрации МО «Звениговский муниципальный район» и в адрес руководителя отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» с просьбой о выделении финансовых средств, необходимых для выполнения предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл. Получен ответ о невозможности выделения денежных средств. Для проведения ремонтных работ необходимо <.....> Школа с детским садом находятся в одном здании, капитальный ремонт проводился только в детском саду, в школе ремонтные работы не проводились. Просила установить срок для устранения недостатков до <дата>.

Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» в лице представителя Герасимовой М.В. в судебном заседании с заявленными требованиями соглашалась, указывала на отсутствие денежных средств и финансирования в необходимом для проведения ремонта объеме, просила установить срок для устранения недостатков до <дата>.

Представитель третьего лица администрации МО «Звениговский муниципальный район» Засорин Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Указывал, что в МО «Звениговский муниципальный район» сложилась сложная финансовая ситуация. Счет, открытый для МОУ «Поянсолинская НОШ» в Отделе Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл, заблокирован судебными исполнительными документами, предъявленными поставщиками коммунальных услуг. Полагает, что требования п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» носят рекомендательный характер, поскольку размеры спортивного зала, расстояние от пола до потолка, не позволят осуществлять уборку потолков влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Третье лицо Финансовый отдел МО «Звениговский муниципальный район» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, письменного отзыва не представило.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст. 56, 195, 196 ГПК РФ суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

МОУ «Поянсолинская НОШ» реализуются основные общеобразовательные программы: образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с нормативным сроком освоения – 5 лет; образовательная программа начального общего образования, с нормативным сроком освоения – 4 года; дополнительные общеобразовательные программы: естественно - научной, физкультурно-спортивной, художественной, социально-педагогической, научно-технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, развивающий курс для дошкольников (п. 3.3 Устава МОУ «Поянсолинская НОШ»).

К компетенции МОУ «Поянсолинская НОШ» в установленной сфере деятельности согласно п. 3.16 главы III Устава относится создание в Учреждении безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Судом установлено, что при проведении плановой выездной проверки в отношении МОУ «Поянсолинская НОШ» по юридическому и фактическому адресу: <адрес>, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выразилось в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей.

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, целью недопущения возникновения и распространения инфекционный заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание за от <дата> со сроком исполнения до <дата>.

Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МОУ «Поянсолинская НОШ».

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устрани выявленных нарушений обязательных требований.

В ходе проведения внеплановой проверки в отношении МОУ «Поянсолинская НОШ» <дата> обнаружено не выполнение в установленный срок пунктов 1, 2, 3 выданного предписания.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» с 01 сентября 2011 года.

В соответствии с п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

В нарушение вышеуказанных норм закона в МОУ «Поянсолинская НОШ» не проведен ремонт стен помещений на гладкие, допускающих проведение уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств, а именно в спортивном зале на потолке, стенах следы подтеков, облуплена побелка и краска, имеются подтеки.

В соответствии с п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

В силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Закона № 52-ФЗ).

Согласно ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, указанные нормативные акты, факт установленного нарушения требований санитарно-эпидемиологических требований, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, суд приходит к выводу о возложении на ответчика МОУ «Поянсолинская НОШ» обязанности устранить нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов.

В соответствии с п. 2.1 Устава МОУ «Поянсолинская НОШ», утвержденного приказом Отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» от 30 сентября 2015 года № 117 учредителем Учреждения является муниципальное образование «Звениговский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район», полномочия собственника имущества Учреждения в пределах своей компетенции осуществляются Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Звениговский муниципальный район».

Согласно главы I Устава МОУ «Поянсолинская НОШ» находится в ведении МО «Звениговский муниципальный район» - является образовательным учреждением. По своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением, по типу учреждения – бюджетным учреждением, по типу образовательной организации – общеобразовательной организацией.

Причиной нарушения Учреждением требований санитарно-эпидемиологических требований явилось отсутствие для данного ответчика необходимого финансирования.

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Несоответствие спортивного зала МОУ «Поянсолинская НОШ» санитарным правилам и нормам судом установлено, материалами дела подтверждается.

При таких обстоятельствах, учитывая, что соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к зданию общеобразовательного учреждения является обязательным в силу закона и относится к мерам по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Полномочия и функции учредителя МОУ «Поянсолинская НОШ» от имени МО «Звениговский муниципальный район» осуществляет Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район».

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий, в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

В соответствии с п. 3 ст. 123.23 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом того, что Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район», выполняя полномочия и функции учредителя МОУ «Поянсолинская НОШ», не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее исполнить предписания уполномоченного органа, суд приходит к выводу о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований как на само Учреждение, так и на орган, выполняющий полномочия и функции его учредителя. Недостаточность финансового обеспечения мероприятий по соблюдению санитарно- эпидемиологических требований не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.

Анализ требований, содержащихся в вышеуказанных нормах права, ст. 210 ГК РФ, в совокупности с приведенными фактическими обстоятельствами дела, установленного факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований, позволяют суду предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и возложить на учредителя данной организации – Отдел образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» обязанность по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Принимая во внимание представленные суду доказательства наличия значительных долговых обязательств у образовательного учреждения, уполномоченного органа местного самоуправления, муниципального образования «Звениговский муниципальный район», на дату разрешения спора обстоятельства утверждения бюджета муниципального образования и сметы расходов учреждения на 2019 год без учета средств, необходимых для проведения ремонта, суд полагает необходимым установить следующие сроки возлагаемых на ответчиков обязанностей: на Отдел образования – до <дата>, на МОУ «Поянсолинская НОШ» - до <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» (ИНН 1203009882, ОГРН 1131225000280) в срок до <дата> устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: провести ремонт потолков и стен в спортивном зале на гладкие, допускающие проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в соответствии п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Возложить на Отдел образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» обязанность обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение МОУ «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа» нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года.

2-888/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РМЭ
Ответчики
МОУ"Поянсолинская НОШ"
Отдел образования администрации МО "Звениговский муниципальный район"
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
19.10.2018Передача материалов судье
19.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.11.2018Предварительное судебное заседание
01.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.05.2020Предварительное судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее