№ 3а- 16/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Элиста 26 марта 2020 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л.,
при секретаре Курмангазиевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Помпаева Виктора Мурзаевича к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Помпаев В.М. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим. Он является собственником земельных участков: 1)земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 14 052 кв.м., расположен по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства; 2) земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 807 кв.м., расположен по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – для здания и сооружения культовых учреждений – молельный дом; 3) земельный участок с кадастровым номером **, общей площадью 483 кв.м., расположен по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – под магазины; 4) земельный участок с кадастровым номером **, общей площадью 518 кв.м., расположен по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – под магазины. В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данных земельных участков по состоянию на 11 ноября 2014 г., 13 ноября 2014 г., 4 октября 2017 г. составила 14193 503 руб. 64 коп., 978374 руб. 32 коп., 585569 руб. 88 коп., 628002 руб. 48 коп. соответственно. Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, административный истец обратился за проведением оценки рыночной стоимости земельных участков. Согласно уточненным отчетам ООО Фирма «Дем лтд» от 12 ноября 2019 г. № ** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 4 октября 2017 г. составила 10799 524 руб.; №.** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 11 ноября 2014 г. составила 405 261 руб.; №** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 13 ноября 2014 г. составила 663717 руб.; № ** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 11 ноября 2014 г. составила 430328 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика земельного налога, размер которого в соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости. Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном его рыночной стоимости – 10799 524 руб., 405 261 руб., 663 717 руб., 430328 руб.
В судебное заседание административный истец Помпаев В.М. не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовали.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что Помпаев В.М. обратился с настоящим иском 11 февраля 2020 г.
Вместе с тем, срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ** истек 10 ноября 2019 г., поскольку сведения об их кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 ноября 2014 г.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что на момент рассмотрения административного дела в государственный кадастр недвижимости очередные результаты определения кадастровой стоимости не внесены, суд находит возможным восстановить административному истцу срок, установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения.
Судом установлено, что административный истец Помпаев В.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- **, общей площадью 14052 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 ноября 2019 г. № **;
- **, общей площадью 807 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – для здания и сооружения культовых учреждений – молельный дом (для индивидуального жилищного строительства). Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 ноября 2019 г. № **;
- **, общей площадью 483 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – под магазины (для индивидуального жилищного строительства). Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 ноября 2019 г. № **;
- **, общей площадью 518 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – под магазины (для индивидуального жилищного строительства). Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 ноября 2019 г. № **.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. № 518 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия» и составляет 14193 503 руб. 64 коп., 978374 руб. 52 коп., 585569 руб. 88 коп., 628002 руб. 48 коп. соответственно, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданная филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия.
Не согласившись с таким размером кадастровой стоимости земельных участков, истец обратилась к независимому оценщику за проведением оценки его рыночной стоимости.
Согласно отчетам оценщика ФИО1 от 12 ноября 2019 г. № **, № **, № **, № ** рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 11 ноября 2014 г., 13 ноября 2014 г., 4 октября 2017 г. составляет 10799 524 руб., 405 261 руб., 663 717 руб., 430328 руб. соответственно.
Изучив отчёты об оценке, суд приходит к выводу, что представленные истцом отчёты является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
Отчёты подготовлены оценщиком ООО Фирма «Дем лтд» ФИО1, включенной в реестр оценщиков общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 13 декабря 2007 г. под регистрационным № **, свидетельство № ** от 18 ноября 2016 года, имеющей квалификационный аттестат о сдаче квалификационного экзамена по направлению «Оценка недвижимости» от 22 декабря 2017 года № **.
В силу ст. 3 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Представленные в обоснование требований отчёты от 12 ноября 2019 г. № **, № **, № **, № ** подготовлены независимым оценщиком ООО Фирма «Дем лтд», обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчёте об оценке приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик применил сравнительный подход методом сравнения продаж, привел обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. В отчёте об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчёте приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. При проведении оценки за единицу сравнения принята единица «цена за 1 кв.м. общей площади». Данная единица сравнения используется как показатель удельной кадастровой стоимости земельного участка.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в отчётах № **, № **, № **, № ** об определении рыночной стоимости земельного участка, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости равной этим размерам.
В соответствии с положениями абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона
от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункту 1. 1статьи 391 (подпункт 4) Налогового Кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Положения указанного пункта подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г. (статья 3 Федерального Закона от 03 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит применению для целей налогообложения в соответствии с требованиями подпункта 4 п. 1. 1ст. 391 Налогового Кодекса РФ.
Согласно положениям абзаца третьего и пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость для целей определения арендной платы и выкупной цены, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления Помпаева В.М. о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 февраля 2020 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Помпаева Виктора Мурзаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 14052 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства в размере 10799 524 руб. (десять миллионов семьсот девяносто девять тысяч пятьсот двадцать четыре) руб. по состоянию на 4 октября 2017 г. для целей налогообложения с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером **, общей площадью 807 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – для здания и сооружения культовых учреждений – молельный дом в размере 663 717 руб. (шестьсот шестьдесят три тысячи семьсот семнадцать) руб. по состоянию на 13 ноября 2014 г. для целей налогообложения с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером **, общей площадью 483 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – под магазины в размере 405 261 руб. (четыреста пять тысяч двести шестьдесят) руб. по состоянию на 11 ноября 2014 г. для целей налогообложения с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером **, общей площадью 518 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, **, категория земель: земли населенных пунктов – под магазины в размере 430 328 руб. (четыреста тридцать тысяч триста двадцать восемь) руб. по состоянию на 11 ноября 2014 г. для целей налогообложения с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Для иных целей с 01 января 2020 г. до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Лиджеева Л.Л.