гражданское дело 2а-315/2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 21 октября 2021 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Морозовой Н.В.
с участием прокурора Ульчского района Хабаровского края Савина К.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с иском к администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ульчского района проведена проверка соблюдения федерального законодательств о государственной регистрации недвижимых объектов, в ходе которой установлены существенные нарушения федерального законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории Солонцовского сельского поселения имеется жилое помещение по адресу: <адрес>, который является заброшенным и разрушается. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет как бесхозяйное имущество. При этом до настоящего времени в нарушение норм федерального законодательства не принят в муниципальную собственность. Также в ходе проверки установлено, что в связи с тем что данное жилое помещение является бесхозяйным имуществом оно заброшено, доступ к нему имеют граждане без определенного места жительства, а также несовершеннолетние, что создает угрозу их жизни и здоровью. Таким образом, бездействием должностных лиц администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского муниципального района по не признанию указанного многоквартирного дома муниципальной собственностью нарушает права жителей указанного сельского поселения, в том числе право на безопасность от террористических актов, создает опасность жизни и здоровью лиц, проживающих на территории сельского поселения, в том числе несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что на территории района в очереди состоит более 100 граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при этом жилые помещения не предоставляются ввиду отсутствия в муниципальной собственности свободных жилых помещений. Бездействие должностных лиц администрации Солонцовского сельского поселения влечет нарушение жилищных прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не принятие бесхозяйных жилых помещений в муниципальную собственность влечет за собой не своевременное предоставление жилых помещений нуждающимся гражданам, и не предоставление их вовсе в связи с отсутствием муниципальной собственности. Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего выполнения должностными лицами администрации сельского поселения своих обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрации Солонцовского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по обращению в муниципальную собственность жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Солонцовского сельского поселения жилой многоквартирный дом по адресу <адрес> признать муниципальной собственностью.
В судебном заседании прокурор Ульчского района Хабаровского края Савин К.П. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> поставлено на учет как бесхозяйный объект недвижимости. Право собственности на указанное жилое помещение не зарегистрировано (л.д. 8-9).
В соответствии ч. 2 ст. 1116 ГК РФ наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, а к наследованию по закону - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламента о безопасности зданий и сооружений» указано что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Пункт 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества определен действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» в силу пункта 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Следовательно, законом установлено право, а не обязанность органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По смыслу положений Гражданского процессуального кодекса РФ обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно право заинтересованного лица, которое реализуется им своему усмотрению, и принудить к его реализации невозможно.
Таким образом, поскольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодека РФ только путем подачи в суд соответствующего иска, то возложение на ответчика обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность жилого помещения нарушает его права, предусмотренные ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Наряду с вышеизложенным, как следует из искового заявления, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, разрушается, вследствие чего, не может быть предоставлено нуждающимся гражданам.
Федеральные законы от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» не устанавливают обязанность органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.
Таким образом, проанализировав юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,-
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении совершить определенные действия, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29.10.2021.
Судья: подпись:
<данные изъяты>
<данные изъяты> судья: Т.В. Василькова