Решение по делу № 2-187/2021 от 04.05.2021

Дело № 2-187/2021

(УИД 55RS0021-01-2021-000308-65)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

02.06.2021

Муромцевский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Пичерских М.С.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Шайбель Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартынова Владимира Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости досрочно,

УСТАНОВИЛ:

Мартынов В.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное), мотивируя заявление тем, что он 09.04.2021 обратился в ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда от 21.04.2021 в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. На момент обращения его специальный стаж составил 24 года 11 месяцев 11 дней. При этом в специальный стаж не зачтен период с 04.04.1994 по 13.04.1996 – служба в армии по призыву. Полагает, что спорный период должен быть включен в его специальный стаж. До призыва на военную службу он с 01.09.1993 по 28.03.1994 работал учителем физики и черчения в ... неполной средней школе, откуда был уволен в связи с призывом на военную службу. После службы в армии он вернулся на работу в ... школу учителем математики. Данные периоды включены ответчиком в специальный стаж истца. Учитывая изложенное, истец Мартынов В.В. просил включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с 04.04.1994 по 13.04.1996 - службы в армии по призыву, в льготном исчислении один день военной службы за два дня работы и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 09.04.2021.

В судебном заседании истец Мартынов В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указал, что в спорный период, после прохождения обучения в высшем учебном заведении с военной кафедрой, был призван для прохождения службы в качестве офицера запаса, контракт с ним не заключался. Службу проходил в должности командира взвода мотострелковой бригады в Еврейской автономной области. Служба не была связана с риском для жизни, участие в боевых действиях не принимал.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) Манихина Л.В., действующая на основании доверенности, заявленные Мартыновым В.В. исковые требования не признала, привела доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление (л.д. 26-28), указав, что спорный период службы ответчика по призыву в составе Вооруженных сил с 04.04.1994 по 13.04.1996 не подлежит зачету в специальный стаж истца. В период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», действующего до 01.01.1992, педагогическая деятельность у истца отсутствовала, соответственно оснований для применения Перечня и Положения от 17.12.1959 не имеется. Кроме того, Постановление от 17.12.1959 № 1379 отменено и не применяется с 01.10.1993. Также, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях. Спорный период включению в специальный стаж истца не подлежит. Считает, что ответчиком принято законное решение.

Представитель третьего лица МБОУ «Артынская СОШ» в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещены о слушании дела (л.д. 48).

Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Принцип диспозитивности, закрепленный в статьях 3,4 ГПК РФ, определяет содержание процессуальных норм, регулирующих состав лиц, участвующих в деле. Данный принцип означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

Руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, предусмотренным ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Согласно ст. 2, 17, 18, ст. 45 ч. 1 Конституции РФ обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон от 28.12.2013 N № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости, а также предусматривает порядок сохранения пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу, на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации указанных законоположений Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление от 16 июля 2014 года N 665), в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

Указанными Списком и Правилами включение в специальный стаж педагогических работников периодов военной службы и учебы не предусмотрено.

Вместе с тем в силу подпункта «в» пункта 3 Постановления от 16 июля 2014 года № 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» пункта 1 этого же Постановления, применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Согласно подпункту «г» пункта 1 и пункту 2 названного выше Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Названное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

В последующем нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов военной службы и учебы предусмотрено не было.

Таким образом, действовавшее в период до 1 января 1992 года правовое регулирование устанавливало право на включение в стаж работы по специальности перечисленных в Положении периодов работы и иной деятельности, в том числе времени прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР и обучения в педагогических учебных заведениях, исключительно определенной категории лиц - учителей и других работников просвещения.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

В данном случае, согласно паспорту (л.д. 13), Мартынов Владимир Викторович родился ДД.ММ.ГГГГ в ....

Из решения об отказе в установлении пенсии от 21.04.2021 № 210000003773/132136/21 (л.д. 11-12) следует, что Пенсионный фонд принял решение отказать Мартынову В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности. При определении права не зачтен в стаж, в том числе, период: с 04.04.1994 по 13.04.1996 – служба в армии по призыву. На момент подачи заявления 09.04.2021 специальный стаж Мартынова В.В. в связи с осуществлением педагогической деятельности, составил 24 года 11 месяцев 11 дней. В специальный стаж работы в качестве педагогического работника зачтены периоды: с 01.09.1993 по 30.03.1994, с 26.11.1996 по 14.02.2012, с 16.02.2012 по 18.03.2015, с 21.03.2015 по 05.05.2015, с 07.05.2015 по 08.04.2021.

Сведения о периодах работы истца подтверждаются данными о стаже (л.д. 50), предварительным расчетом стажа (л.д. 51).

Согласно записям в трудовой книжке (л.д. 14-18), Мартынов В.В. с 01.09.1993 принят на работу по совместительству в ... неполную среднюю школу на должность учителя физики и черчения; с 30.03.1994 уволен в связи с призывом на военную службу; 26.11.1996 принят на работу в ... основную общеобразовательную школу учителем математики; 17.02.2001 переведен заместителем директора по учебно-воспитательной работе; 26.08.2003 переведен директором этой же школы; 26.12.2003 Учреждение переименовано в Муниципальное образовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа»; 31.08.2010 уволен в порядке перевода в МОУ «Артынская СОШ»; 01.09.2010 принят учителем информатики в МОУ «Артынская СОШ».

Согласно военному билету (л.д. 19-21), Мартынов В.В. проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Воинское звание лейтенант присвоено ДД.ММ.ГГГГ, старший лейтенант – ДД.ММ.ГГГГ. ВУС № ..., состав инженерно-технический.

Из справки (л.д. 31) следует, что ... неполная средняя школа Муромцевского района Омской области 01.10.1994 переименована в ... основную школу Муромцевского района Омской области; 18.04.2002 – в Муниципальное образовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского района Омской области; 26.12.2003 – в Муниципальное общеобразовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского района Омской области; 18.05.2005 – в Муниципальное общеобразовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального образования Омской области; 07.02.2006 – в Муниципальное общеобразовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области; 28.06.2010 Учреждение присоединено в качестве структурного подразделения к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Артынская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области; 03.06.2011 Учреждение переименовано в Муниципальное казенное образовательное учреждение «Артынская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области; 23.12.2013 – в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Артынская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области.

Согласно справке, уточняющей характер работы (л.д. 33-34), Мартынов В.В. работал с 01.09.1993 по 30.03.1994 в должности учителя ... неполной средней школы на неполную ставку 0,5 ст. (педагогическую нагрузку). Находился на службе в ВС РФ с 04.04.1994 по 13.04.1996. С 26.11.1996 по 31.08.2010 - в должности учителя МОУ «Карташовская ООШ» (с 26.11.1996 по 31.08.2003 – на полную ставку, с 01.09.2003 по 31.08.2010 – на 0,5 ставки педагогической нагрузки.

Таким образом, из представленных в деле документов следует, что к осуществлению педагогической деятельности Мартынов В.В. впервые приступил 01 сентября 1993 года и до 1 января 1992 года соответствующего стажа не имел.

О том, что периоды прохождения военной службы с 01.10.1993 не будут включаться в специальный стаж, педагогическим работникам стало известно после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Осуществление педагогической деятельности истец начал после изменения законодательства, которое на тот момент уже не предполагало возможности включения военной службы по призыву и обучения в специальный стаж педагогических работников.

Суд отклоняет доводы истца, что перед службой в армии, а также сразу после нее, следовали льготные периоды работы, поскольку законодателем четко определены условия включения периода службы в армии в специальный стаж.

Ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах по призыву, ни пенсионным законодательством, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, включение в специальный стаж педагогической деятельности периода службы в Вооруженных Силах не предусмотрено.

Ссылки истца на Письмо Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26 октября 2004 года «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году», Приказ Министерства образования Омской области № 92 от 29.12.2017 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства образования Омской области» суд не принимает во внимание, поскольку данные акты не устанавливают правил и порядка исчисления педагогического стажа для целей применения при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву суд руководствуется положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а также назначении страховой пенсии по старости досрочно с 09.04.2021.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Мартыновым Владимиром Викторовичем к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) исковых требований о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости досрочно - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

М.С. Пичерских

Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 09.06.2021.

Председательствующий

М.С. Пичерских

Дело № 2-187/2021

(УИД 55RS0021-01-2021-000308-65)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

02.06.2021

Муромцевский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Пичерских М.С.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Шайбель Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартынова Владимира Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости досрочно,

УСТАНОВИЛ:

Мартынов В.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное), мотивируя заявление тем, что он 09.04.2021 обратился в ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда от 21.04.2021 в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. На момент обращения его специальный стаж составил 24 года 11 месяцев 11 дней. При этом в специальный стаж не зачтен период с 04.04.1994 по 13.04.1996 – служба в армии по призыву. Полагает, что спорный период должен быть включен в его специальный стаж. До призыва на военную службу он с 01.09.1993 по 28.03.1994 работал учителем физики и черчения в ... неполной средней школе, откуда был уволен в связи с призывом на военную службу. После службы в армии он вернулся на работу в ... школу учителем математики. Данные периоды включены ответчиком в специальный стаж истца. Учитывая изложенное, истец Мартынов В.В. просил включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с 04.04.1994 по 13.04.1996 - службы в армии по призыву, в льготном исчислении один день военной службы за два дня работы и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 09.04.2021.

В судебном заседании истец Мартынов В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указал, что в спорный период, после прохождения обучения в высшем учебном заведении с военной кафедрой, был призван для прохождения службы в качестве офицера запаса, контракт с ним не заключался. Службу проходил в должности командира взвода мотострелковой бригады в Еврейской автономной области. Служба не была связана с риском для жизни, участие в боевых действиях не принимал.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) Манихина Л.В., действующая на основании доверенности, заявленные Мартыновым В.В. исковые требования не признала, привела доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление (л.д. 26-28), указав, что спорный период службы ответчика по призыву в составе Вооруженных сил с 04.04.1994 по 13.04.1996 не подлежит зачету в специальный стаж истца. В период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», действующего до 01.01.1992, педагогическая деятельность у истца отсутствовала, соответственно оснований для применения Перечня и Положения от 17.12.1959 не имеется. Кроме того, Постановление от 17.12.1959 № 1379 отменено и не применяется с 01.10.1993. Также, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях. Спорный период включению в специальный стаж истца не подлежит. Считает, что ответчиком принято законное решение.

Представитель третьего лица МБОУ «Артынская СОШ» в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещены о слушании дела (л.д. 48).

Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Принцип диспозитивности, закрепленный в статьях 3,4 ГПК РФ, определяет содержание процессуальных норм, регулирующих состав лиц, участвующих в деле. Данный принцип означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

Руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, предусмотренным ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Согласно ст. 2, 17, 18, ст. 45 ч. 1 Конституции РФ обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон от 28.12.2013 N № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости, а также предусматривает порядок сохранения пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу, на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации указанных законоположений Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление от 16 июля 2014 года N 665), в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

Указанными Списком и Правилами включение в специальный стаж педагогических работников периодов военной службы и учебы не предусмотрено.

Вместе с тем в силу подпункта «в» пункта 3 Постановления от 16 июля 2014 года № 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» пункта 1 этого же Постановления, применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Согласно подпункту «г» пункта 1 и пункту 2 названного выше Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Названное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

В последующем нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов военной службы и учебы предусмотрено не было.

Таким образом, действовавшее в период до 1 января 1992 года правовое регулирование устанавливало право на включение в стаж работы по специальности перечисленных в Положении периодов работы и иной деятельности, в том числе времени прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР и обучения в педагогических учебных заведениях, исключительно определенной категории лиц - учителей и других работников просвещения.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

В данном случае, согласно паспорту (л.д. 13), Мартынов Владимир Викторович родился ДД.ММ.ГГГГ в ....

Из решения об отказе в установлении пенсии от 21.04.2021 № 210000003773/132136/21 (л.д. 11-12) следует, что Пенсионный фонд принял решение отказать Мартынову В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности. При определении права не зачтен в стаж, в том числе, период: с 04.04.1994 по 13.04.1996 – служба в армии по призыву. На момент подачи заявления 09.04.2021 специальный стаж Мартынова В.В. в связи с осуществлением педагогической деятельности, составил 24 года 11 месяцев 11 дней. В специальный стаж работы в качестве педагогического работника зачтены периоды: с 01.09.1993 по 30.03.1994, с 26.11.1996 по 14.02.2012, с 16.02.2012 по 18.03.2015, с 21.03.2015 по 05.05.2015, с 07.05.2015 по 08.04.2021.

Сведения о периодах работы истца подтверждаются данными о стаже (л.д. 50), предварительным расчетом стажа (л.д. 51).

Согласно записям в трудовой книжке (л.д. 14-18), Мартынов В.В. с 01.09.1993 принят на работу по совместительству в ... неполную среднюю школу на должность учителя физики и черчения; с 30.03.1994 уволен в связи с призывом на военную службу; 26.11.1996 принят на работу в ... основную общеобразовательную школу учителем математики; 17.02.2001 переведен заместителем директора по учебно-воспитательной работе; 26.08.2003 переведен директором этой же школы; 26.12.2003 Учреждение переименовано в Муниципальное образовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа»; 31.08.2010 уволен в порядке перевода в МОУ «Артынская СОШ»; 01.09.2010 принят учителем информатики в МОУ «Артынская СОШ».

Согласно военному билету (л.д. 19-21), Мартынов В.В. проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Воинское звание лейтенант присвоено ДД.ММ.ГГГГ, старший лейтенант – ДД.ММ.ГГГГ. ВУС № ..., состав инженерно-технический.

Из справки (л.д. 31) следует, что ... неполная средняя школа Муромцевского района Омской области 01.10.1994 переименована в ... основную школу Муромцевского района Омской области; 18.04.2002 – в Муниципальное образовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского района Омской области; 26.12.2003 – в Муниципальное общеобразовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского района Омской области; 18.05.2005 – в Муниципальное общеобразовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального образования Омской области; 07.02.2006 – в Муниципальное общеобразовательное учреждение «... основная общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области; 28.06.2010 Учреждение присоединено в качестве структурного подразделения к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Артынская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области; 03.06.2011 Учреждение переименовано в Муниципальное казенное образовательное учреждение «Артынская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области; 23.12.2013 – в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Артынская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области.

Согласно справке, уточняющей характер работы (л.д. 33-34), Мартынов В.В. работал с 01.09.1993 по 30.03.1994 в должности учителя ... неполной средней школы на неполную ставку 0,5 ст. (педагогическую нагрузку). Находился на службе в ВС РФ с 04.04.1994 по 13.04.1996. С 26.11.1996 по 31.08.2010 - в должности учителя МОУ «Карташовская ООШ» (с 26.11.1996 по 31.08.2003 – на полную ставку, с 01.09.2003 по 31.08.2010 – на 0,5 ставки педагогической нагрузки.

Таким образом, из представленных в деле документов следует, что к осуществлению педагогической деятельности Мартынов В.В. впервые приступил 01 сентября 1993 года и до 1 января 1992 года соответствующего стажа не имел.

О том, что периоды прохождения военной службы с 01.10.1993 не будут включаться в специальный стаж, педагогическим работникам стало известно после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Осуществление педагогической деятельности истец начал после изменения законодательства, которое на тот момент уже не предполагало возможности включения военной службы по призыву и обучения в специальный стаж педагогических работников.

Суд отклоняет доводы истца, что перед службой в армии, а также сразу после нее, следовали льготные периоды работы, поскольку законодателем четко определены условия включения периода службы в армии в специальный стаж.

Ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах по призыву, ни пенсионным законодательством, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, включение в специальный стаж педагогической деятельности периода службы в Вооруженных Силах не предусмотрено.

Ссылки истца на Письмо Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26 октября 2004 года «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году», Приказ Министерства образования Омской области № 92 от 29.12.2017 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства образования Омской области» суд не принимает во внимание, поскольку данные акты не устанавливают правил и порядка исчисления педагогического стажа для целей применения при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву суд руководствуется положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а также назначении страховой пенсии по старости досрочно с 09.04.2021.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Мартыновым Владимиром Викторовичем к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное) исковых требований о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости досрочно - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

М.С. Пичерских

Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 09.06.2021.

Председательствующий

М.С. Пичерских

2-187/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мартынов Владимир Викторович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области (межрайонное)
Другие
МБОУ "Артынская СОШ"
Суд
Муромцевский районный суд Омской области
Судья
Пичерских Михаил Сергеевич
Дело на сайте суда
muromzevocourt.oms.sudrf.ru
04.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2021Передача материалов судье
05.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Подготовка дела (собеседование)
27.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2021Дело оформлено
30.12.2021Дело передано в архив
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее