Решение от 20.12.2021 по делу № 2-1339/2021 от 19.11.2021

Дело № 2-1339/2021

УИД 42RS0012-01-2021-002683-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Калашниковой С.А.,

при секретаре Кожевниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

         20 декабря 2021 года

дело по иску Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу к Титову Ивану Сергеевичу о взыскании расходов на обучение,

УСТАНОВИЛ:

ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу обратился в суд с иском к Титову И.С. о взыскании расходов на обучение.

Требования мотивированы тем, что Указом Президента РФ от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ» до 01.09.1998 уголовно-исполнительная система МВД РФ передана в ведение Министерства юстиции РФ, указано считать уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД РФ.

Согласно ст. 21 ФЗ от 21.07.1998 № 117-ФЗ действие Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел РФ» распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в органы уголовно-исполнительной системы Минюст РФ, а также на лиц, вновь поступающих в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Министерство юстиции РФ своим Приказом от 06.06.2005 № 76 утвердило «Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», которая подлежит применению учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы до утверждения «Положения о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Согласно пункту 5.3. Приказа Минюста России от 06.06.2005 № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы» (далее - Приказ № 76) с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта.

Форма контракта утверждена в приложении <...> к Приказу № 76.

Между ФСИН России в лице <...> и ответчиком, Титовым Иваном Сергеевичем, был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от <...>.

Контракт заключен на следующих условиях: прохождение службы в уголовно-исполнительной системе (пункты <...>); <...> обязуется произвести назначение на должность в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (п.<...>).

При этом, срок действия контракта - на время обучения и <...> лет после его окончания (п<...>).

Служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовноисполнительной системе и Контрактом (п.<...>).

Контракт считается заключенным при условии зачисления на выделенное полное наименование учреждения или органа УИС приемное место в сокращенное наименование образовательной организации в <...> году на очную форму обучения. Срок действия контракта исчисляется с момента зачисления (п.<...>).

После завершения обучения кандидат обязуется отслужить в органах УИС не менее пяти лет (п.<...>).

Приказом Кузбасского института ФСИН России от <...> Ответчик с <...> был зачислен на очную форму обучения на факультет правоохранительной деятельности по специальности <...> «Юриспруденция».

Срок обучения <...> года очно, зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы и присвоено первое специальное звание младшего начальствующего состава «рядовой внутренней службы».

Приказом Кузбасского института ФСИН России от <...> <...> Ответчик отчислен <...> в связи с завершением обучения и выдачей диплома.

Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от <...> <...> Титов Иван Сергеевич назначен на должность <...> на период отпуска по уходу за ребенком <...> С., с <...>.

В связи с вступлением в силу с 01.08.2018 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» основания увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируются ст.84 данного закона.

<...> от Титова Ивана Сергеевича поступил рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы по п.2 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от <...> <...> Титов Иван Сергеевич уволен из уголовно-исполнительной системы по п.2 ч.2 ст.84 Федерального закона (по инициативе сотрудника).

Согласно ч.12 ст.78 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы или в течение срока, предусмотренного пунктом 7 части 10 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 N 821 утверждены Правила возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 10 подпунктом б Постановления Правительства РФ от 27.06.2019 № 821 "Об утверждении Правил возмещения сотрудником уголовноисполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовноисполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовноисполнительной системе Российской Федерации", размер затрат на обучение в образовательной организации высшего образования, подлежащих возмещению для сотрудника, окончившего образовательную организацию высшего образования, с которым расторгнут контракт и который уволен в течение 4 лет по окончании обучения определяется по формуле:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Размер затрат, подлежащих возмещению Титовым И.С., составляет 491 199,44 рублей.

Согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета и имеет право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, в рамках действующего порядка применения бюджетной классификации.

ФСИН России финансирует обучение курсантов в Кузбасском институте ФСИН России, поступающих от ГУ ФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание Кузбасского института ФСИН России, утвержденной на текущий год.

В соответствии с Положением о ГУ ФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу определено, что ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу является территориальным органом ФСИН России. ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу организует финансовое обеспечение собственных расходов подведомственных учреждений, то есть является подведомственным распределителем средств федерального бюджета ФСИН России. При оплате затрат, связанных с обучением Ответчика, денежные средства направлялись с одной статьи федерального бюджета, по которой содержится уголовно-исполнительная система России.

При условии взыскания с Ответчика расходов, связанных с обучением, данные денежные средства будут перечислены в доход федерального бюджета.

Истец просит суд взыскать с Титова Ивана Сергеевича в пользу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу в возмещение ущерба затраты, связанные с его обучением, в размере 491 199,44 рублей, с последующим их перечислением в доход федерального бюджета.

В судебном заседании представитель Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу Баженова И.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Титов И.С. в судебное заседание не явился, извещался судом по известным адресам, конверты вернулись в адрес суда с истечением срока хранения.

Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса РФ" по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если лицо фактически не проживает (не находится) по указанным адресам.

В соответствии с п. 67 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено, или адресат не ознакомился с ним. Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Нормы ст. 165.1 ГК РФ подлежат применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное, что указано в п. 68 постановления пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.

Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки в суд или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При таком положении, суд считает, что обязанность по извещению ответчика о проведении судебного заседания следует считать исполненной, а извещение о судебном заседании - полученным Титовым И.С.

В судебное заседание представитель третьего лица ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России не явился, извещен надлежащим образом, письменным ходатайством просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-I, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

19.07.2018 принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 01.08.2018.

Поскольку правоотношения, связанные с обучением Титова И.С. в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России возникли до дня вступления названного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент обучения Титова И.С., а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года N 76 (далее - Инструкция).

Статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлено, что контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2005 №76, определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 названной Инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

В соответствии с пунктом 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям, в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В соответствии со ст.249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между учреждением уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, не определен. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса Российской Федерации также не установлен.

Между тем, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, суд должен применять нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешать дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (ч.3 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Затраты на обучение определяются исходя из средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28.12.2012 № 1465).

В соответствии с пунктом 7 Правил от 28.12.2012 № 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию учебного оборудования в период обучения, на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, на коммунальные услуги, на услуги связи для целей образовательного процесса.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28.12.2012 № 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Согласно пункту 9 названных Правил, размер средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, подлежащих возмещению сотрудником, определяется на основе фиксированного значения суммы затрачиваемых средств федерального бюджета на 1 единицу переменного состава в год, которое рассчитывается в году поступления сотрудника в образовательное учреждение высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

В пункте 10 Правил определено, что фиксированное значение суммы затрачиваемых средств федерального бюджета на 1 единицу переменного состава в год рассчитывается ежегодно до 1 марта образовательным учреждением высшего профессионального образования, исходя из данных предыдущего финансового года, по приведенной формуле, с учетом амортизации учебного оборудования, стоимости материальных запасов, фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава с учетом начислений страховых взносов, коммунальных услуг, услуг связи, штатной численности переменного состава по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, приведенной к очной форме обучения, коэффициента приведения в зависимости от формы обучения.

Таким образом, по приведенным положениям Правил № 1465 затраты на обучение должны быть рассчитаны по состоянию до 1 марта в году поступления сотрудника в образовательное учреждение, а сумма затрат подлежит включению в контракт.

При этом, учитывая, что нормативными правовыми актами регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системы не определен и нормами Трудового кодекса Российской Федерации конкретный перечень таких затрат также не установлен, в соответствии с частью 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (аналогия права) применяются нормативные акты, регулирующие возмещение сотрудником соответствующих затрат в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Поскольку контракт о службе в уголовно - исполнительной системе был заключен <...>, в данный период уже вступил в силу Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ
«О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.

Правовую основу службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Минюста России, правила внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

Согласно пп.3 п.9 ст.22 Федерального закона № 197-ФЗ срочный контракт заключается с гражданином, поступающим в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме, - на период обучения с обязательством заключить контракт о последующей службе в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

Часть 12 ст. 78 Федерального закона N 197-ФЗ обязывает сотрудника возместить федеральному органу УИС затраты на указанное обучение, если контракт был расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 ч. 2 либо п. 4, 5, 7, 9 или 14 ч. 3 ст. 84 данного Закона:

- в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа УИС;

- в течение пяти лет после окончания обучения.

Порядок прохождения службы ответчика регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией о порядке применения указанного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 06.06.2005 № 76.

Пунктом 5.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы предусмотрено, что с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 № 821 утверждены Правила возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

В силу пункта 1 настоящие Правила определяют порядок и размеры возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее соответственно - сотрудник, уголовно-исполнительная система) затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний (далее соответственно - образовательная организация высшего образования, научная организация) в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе (далее - контракт) и его увольнения со службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктами 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации либо в течение срока, предусмотренного пунктом 7 части 10 статьи 78 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 2 Правил расчет размера затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации, подлежащих возмещению сотрудниками, осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний, территориальным органом уголовно-исполнительной системы, учреждением, исполняющим наказание, следственным изолятором, научно-исследовательской, проектной, медицинской, образовательной и иной организацией, входящими в уголовно-исполнительную систему в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководители которых принимают решения о расторжении с сотрудниками контрактов и об увольнении сотрудников.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в последний день службы сотрудника руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или по его поручению иное должностное лицо выдает сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления возместить затраты на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления денежных средств в доход федерального бюджета.

В случае невозмещения сотрудником в полном размере затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации в сроки, установленные пунктами 3 и 4 настоящих Правил, при расторжении с ним контракта и увольнении со службы по основаниям, указанным в пункте 1 настоящих Правил, взыскание указанных затрат осуществляется в судебном порядке (пункт 5 Правил).

В соответствии с пунктом 7 Правил затраты на обучение сотрудника включают расходы образовательной организации высшего образования или научной организации: на оплату труда профессорско-преподавательского состава с учетом начислений страховых взносов; на амортизацию учебного оборудования в период обучения; на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников; на коммунальные услуги; на услуги связи для целей образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 10 подпунктом «б» Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 821 «Об утверждении Правил возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», размер затрат на обучение в образовательной организации высшего образования, подлежащих возмещению для сотрудника, окончившего образовательную организацию высшего образования, с которым расторгнут контракт и который уволен в течение 5 лет по окончании обучения определяется по формуле:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

В соответствии с пунктом 7 Правил от <...> <...> в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения:

а) на оплату труда профессорско-преподавательского состава с учетом начислений страховых взносов;

б) на амортизацию учебного оборудования в период обучения;

в) на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников;

г) на коммунальные услуги;

д) на услуги связи для целей образовательного процесса.

Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по возмещению сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования в случае расторжения с ним контракта о службе в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника, сходных со спорными отношениями, следует, что перечень затрат на обучение сотрудника, установленный пунктом 7 вышеназванных Правил, является исчерпывающим.

Как установлено судом, согласно выписке из приказа от <...> <...> Федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний (л.д. <...>) Титов И.С. зачислен на обучение с <...> на <...> по направлению подготовки <...>, зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы и присвоено первое специальное звание <...> Организовано специальное первоначальное обучение. Поставлен на все виды довольствия.

<...> с Титовым И.С. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе (л.д. <...>) в должности курсанта Кузбасского института ФСИН России на следующих условиях:

Предмет - прохождение службы в уголовно-исполнительной системе,

Срок действия контракта - на время обучения и <...> после его окончания.

Срок действия контракта исчисляется с момента зачисления.

Сотрудник обязан после получения образования (завершения обучения) в образовательной организации в установленном порядке проходить службу в соответствующем учреждении или органе УИС, направившего сотрудника на обучение не менее <...>. Срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее <...> лет после окончания образовательного учреждения пересмотру не подлежит.

Сотрудник обязан возместить ФСИН России средства федерального бюджета, затраченные на его обучение (стоимость обучения) в случае увольнения со службы в период обучения в образовательной организации, а также в период прохождения службы в течение <...> лет после завершения обучения по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «д» (в случае нарушения условий контракта по вине Сотрудника), «к», «л», «м» «о», «п» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Согласно выписке из приказа от <...> <...> Федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний (л.д. <...>) Титов И.С., курсант <...>, отчислен <...> в связи с завершением обучения <...>.

Приказано также финансово-экономическому отделу произвести выплату денежного довольствия выпускникам учебно-строевого подразделения факультета правоохранительной деятельности института за счет средств федерального бюджета со дня окончания института до даты выхода на службу. Откомандировать <...> выпускников учебно-строевого подразделения факультета правоохранительной деятельности института в распоряжение комплектующих органов, освободив от замещаемых должностей. Выпускникам учебно-строевого подразделения факультета правоохранительной деятельности института по окончании отпуска прибыть к месту службы согласно предписанию о направлении в распоряжение комплектующих органов.

Согласно выписке из приказа ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от <...> <...> <...> Титов И.С. (<...>), прибывший в распоряжение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу после окончания ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России», назначен на должность <...>, на период отпуска по уходу за ребенком <...> С., с <...>, с должностным окладом <...>. Закреплен наставник - <...> В., <...>, с <...>, сроком на <...>.

<...> с Титовым И.С., <...>, заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе <...> (л.д. <...>) в должности <...>. Контракт заключен на период отсутствия сотрудника <...> С., согласно п. 2 ч. 9 ст. 22 Федерального закона № 197-ФЗ при расторжении контракта по инициативе сотрудника обязался возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраты на обучение.

Согласно рапорту Титова И.С. (л.д. <...>), просит уволить его из уголовно-исполнительной системы по п. 2 ч. 2 ст. 84 ФЗ от 19.07.2018 № 197-ФЗ (по инициативе сотрудника) с <...>, <...>.

Согласно выписке из приказа ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от <...> <...> расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации <...> Титов И.С. <...>), <...> по п. 2 ч. 2 ст. 84 Федерального закона (по инициативе сотрудника).

Выслуга лет по состоянию на <...> в календарном исчислении составляет <...>, в льготном исчислении составляет <...>. Для выплаты единовременного пособия календарная выслуга составляет <...>, приказано выплатить <...>.

<...> Титов И.С. под роспись вручено уведомление о возмещении затрат на обучение (л.д. <...>), в котором указано, что он обязан в течение 30 дней со дня получения указанного уведомления возместить затраты на обучение в размере 491 199,44 руб. Также Титову И.С. разъяснено право осуществить возмещение затрат на обучение в рассрочку до 3 лет, при условии заключения с учреждением письменного соглашения с указанием сроков и размеров платежей.

Как указано истцом, денежные средства в качестве возмещения затрат на обучение от Титова И.С. не поступили, соглашение о рассрочке возмещения затрат на обучение не заключалось.

Согласно справке расчету затрат на обучение Титова И.С. с <...> по <...> от <...> (л.д. <...>) размер затрат на обучение Титова И.С. в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России за весь период обучения составляет <...>.

Разрешая данный спор, исходя из того, что Титов И.С. был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по своей инициативе до истечения срока контракта, нарушив условия контракта, суд приходит к выводу о том, что он обязан возместить затраты, связанные с его обучением за 4 года, в соответствии с расчетом стоимости обучения, представленным ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России.

Обстоятельств, освобождающих ответчика от возложения на него материальной ответственности в виде возмещения понесенных истцом затрат на его обучение, материалы дела не содержат. Перечень уважительных причин, увольнение по которым освобождало бы работника от обязанности возмещения понесенных работодателем затрат на его обучение, действующим законодательством не предусмотрен.

Определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика, суд принимает во внимание расчет, представленный истцом, который составлен арифметически верно, согласуется с имеющимися в материалах дела доказательствами, в котором учтены расходы образовательного учреждения на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию основных средств, на коммунальные услуги и услуги связи, а также стоимость материальных запасов.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 491 199,44 руб. с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 250 Трудового кодекса Российской Федерации орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.

Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 52, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 Трудового кодекса Российской Федерации может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 250 Трудового кодекса Российской Федерации снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не может быть произведено, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях. Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т.п.

По смыслу ст. 250 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений по ее применению, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 52, правила этой нормы о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, могут применяться судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда. В случае, если такого заявления от работника не поступило, суду при рассмотрении дела с учетом ч. 2 ст. 56 ГПК РФ необходимо вынести на обсуждение сторон вопрос о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, и для решения этого вопроса оценить обстоятельства, касающиеся материального и семейного положения работника.

По смыслу приведенных выше положений, снижение размера подлежащего взысканию ущерба является правом, а не обязанностью суда. Оценка материального положения лица осуществляется на основе совокупности критериев, перечень которых не является закрытым; при этом при разрешении судом вопроса о снижении размера ущерба должен быть выдержан баланс интересов участников спорных правоотношений.

Разрешая вопрос о снижении размера ущерба в порядке ст. 250 ТК РФ, суд не находит оснований для такого снижения, поскольку ни стороной истца, ни стороной ответчика в материалы дела доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств, не предоставлено.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

Согласно требованиям статьи 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Поскольку в данном случае истец обратился с иском о взыскании с ответчика затрат, связанных с обучением, при выполнении последним трудовых функций, то ответчик не может быть отнесен к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины от уплаты которой был освобожден истец при обращении с иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, <...> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <...>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 491 199 ░░░░░░ 44 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░                                                            ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░                                                     ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-638/2021 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░                                                     ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-1339/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчики
Титов Иван Сергеевич
Другие
ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России
Суд
Мариинский городской суд Кемеровской области
Судья
Калашникова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
mariinsky.kmr.sudrf.ru
19.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее