Решение по делу № 2-698/2022 от 18.04.2022

Дело № 2-698/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 2 июня 2022 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания Салиховой Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. первого заместителя прокурора г. Буйнакска Алиева К.А. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «Буйнакский район» РД и МКОУ «Акайталинская СОШ» о возложении обязанности обеспечить финансирование и проведении обязательных психиатрических освидетельствований работников образовательной организации,

установил:

и.о. первого заместителя прокурора <адрес> Алиев К.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании Администрации МР «<адрес>» РД в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на финансирование мероприятий по организации и проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников, а также с требованием к МКОУ «Акайталинская СОШ» об обязании в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств организовать проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников образовательного учреждения. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в рамках проверки соблюдения требований законодательства об образовании муниципальными образовательными и дошкольными учреждениями <адрес> установлено, что в МКОУ «Акайталинская СОШ», расположенном по адресу: РД, <адрес>, не проведено обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке работников учреждения. Согласно Уставу, учредителем МКОУ «Акайталинская СОШ» является муниципальный район «<адрес>», функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация МР «<адрес>» РД, являющаяся собственником имущества учреждения. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. <адрес>ом «<адрес>», как учредившим дошкольное образовательное учреждение лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения. Игнорирование ответчиками требований федерального законодательства, регламентирующего осуществление мероприятий по своевременному выявлению у работников образовательного учреждения заболеваний, препятствующих выполнению ими работы, с целью обеспечения безопасности воспитанников, пребывающих в образовательном учреждении, и других работников учреждения, нарушает их права и законные интересы, поскольку данное бездействие может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, на разбирательство дела не явились.

Представителем ответчика Администрации МР «<адрес>» по доверенности Сиражутдиновым М.Б. суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывается об обоснованности заявленных исковых требований. При этом представитель просит учесть, что истец обратился с исками к 52 муниципальным образовательным учреждениям, с требованиями в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства на финансирование мероприятий по организации и проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников муниципальных образовательных учреждений, что подразумевает изыскание в бюджете муниципального образования значительных денежных средств. Бюджет муниципального образования формируется и утверждается в конце года на следующий финансовый год, а его исполнение (финансирование) начинает осуществляться в феврале - марте следующего года. По причине неблагоприятных внешних факторов в годовом бюджете на 2022 год МР «<адрес>» сохранены наиболее важные социальные направления требующего первоочередного финансирования. Кроме того, во исполнение пункта 1 протокола заседания оперативного штаба по обеспечению устойчивости развития экономики РД с учётом внешних факторов, Администрация МР «<адрес>» провела оптимизацию расходов для создания резервного фонда не менее 3% от собственных доходов, в связи с чем не имеет возможности предусмотреть средства на проведение вышеназванных мероприятий в бюджете на 2022 год. В этой связи, в целях недопущения нагрузки на муниципальный бюджет из-за предусмотренных санкций за несвоевременное исполнение решения суда, просит по заявленным требованиям возложить на него обязанность по исполнению не ранее февраля - марта 2023 года. Представитель ответчика также ходатайствует о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив исковое заявление и доводы отзыва на него ответчика, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность (деятельность по реализации образовательных программ) в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно ст. 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» работники учебно-воспитательных учреждений; работники детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных; работники детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах обязаны проходить психиатрическое освидетельствование.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Согласно таблице 2 Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» медицинским противопоказанием для осуществления деятельности работниками детских дошкольных учреждений; детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе, сезонных; детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах; лечебно-профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов, непосредственно, связанных с организацией питания пациентов, тренерами, инструкторами по плаванию, работниками бассейнов и лечебных ванн, отпускающие процедуры, медицинским противопоказанием для осуществления деятельности данных категорий работников являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, заболевание эпилепсией.

В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников.

Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В силу пунктов 3, 5 Правил, освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности не реже одного раза в 5 лет.

Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (п. 6 Правил).

Анализ приведенных предписаний вышеуказанных Перечня и Порядка, утвержденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, позволяет прийти к выводу, что данные предписания направлены на выявление у работников, в том числе образовательных учреждений, заболевания, препятствующие выполнению ими работы; обеспечивают охрану труда, а также жизнь и здоровье несовершеннолетних, посещающих данные учреждения; предупреждают возникновение угрозы безопасности учащихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни и здоровью.

Согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что обязательное психиатрическое освидетельствование работников МКОУ «Акайталинская СОШ» в установленном законом порядке не проводилось, что было выявлено прокуратурой <адрес> в ходе проверки соблюдения муниципальными образовательными учреждениями требований законодательства об образовании, что не оспаривается ответчиками по делу, фактически признавшими исковые требования, о чем также указано в отзыве на иск прокурора.

Кроме того, указанное следует из ответа на письмо от ДД.ММ.ГГГГ .05/01-2022 директора МКОУ «Акайталинская СОШ», согласно которому педагогические работники учреждения не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование.

Учредителем МКОУ «Акайталинская СОШ» является муниципальный район «<адрес>», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МР «<адрес>», являющаяся и собственником имущества автономного учреждения.

Согласно Уставу МКОУ «Акайталинская СОШ», учреждение является некоммерческой образовательной организацией, находящейся в ведомственном подчинении администрации администрация МР «<адрес>» и осуществляющей в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Учреждение создано в целях предоставления общедоступного бесплатного образования для обеспечения социально-экономических потребностей населения села <адрес> путем осуществления воспитательно - образовательного процесса, обеспечения оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей дошкольного возраста.

Из изложенного следует, что возмещение затрат на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников возлагается на учредителя такого учреждения - администрацию МР «<адрес>». Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет отдел образования <адрес>.

С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, суд считает, что бездействие ответчиков, нарушает действующее законодательство, ущемляет права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.

Кроме того, Конституционный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, также разъяснил, что действующее законодательство содержит гарантии привлечения к определенным видам деятельности только тех лиц, которым такая деятельность не противопоказана по состоянию здоровья, направлено на обеспечение безопасности населения и сохранение жизни и здоровья работников и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

При изложенных обстоятельствах заявленные исковые требования и.о. первого заместителя прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учётом объёма нарушенного права, действий, которые должны совершить ответчики по его восстановлению, временных и финансовых затрат на совершение этих действий, особенностей бюджетных процедур, суд полагает необходимым установить срок устранения нарушений не менее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который полагает разумным и достаточным для его исполнения.

На основании п.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при обращении в суд освобожден по закону.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая, что учредителем и собственником имущества ответчика МКОУ «Акайталинская СОШ» является муниципальный район «<адрес>», суд считает необходимым освободить ответчиков от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд    

решил:

исковое заявление и.о. первого заместителя прокурора <адрес> Алиева К.А. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Акайталинская СОШ» о возложении обязанности обеспечить финансирование и проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников образовательной организации, удовлетворить.

Обязать Администрацию МР «<адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на финансирование мероприятий по организации и проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников МКОУ «Акайталинская СОШ», расположенного по адресу: РД, <адрес>.

Обязать МКОУ «Акайталинская СОШ», расположенного по адресу: РД, <адрес>, в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств, организовать обязательное психиатрическое освидетельствование работников образовательного учреждения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Р.С. Галимова

2-698/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Буйнакска
Ответчики
Администрация МР "Буйнакский район"
МКОУ "Акайталинская СОШ"
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Судья
Галимова Райсанат Салмановна
Дело на странице суда
buinakskiy-rs.dag.sudrf.ru
18.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее