Решение по делу № 2-292/2017 от 31.01.2017

Дело №2-292/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Чугуевка                                                                                           18 июля 2017 года

Чугуевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Котельниковой Т.А.,

при секретаре Лукьянчук С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Немыкина Александра Иосифовича, Немыкиной Людмилы Евгеньевны, к администрации <адрес> муниципального района Приморского края о возложении обязанности,

установил:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах Немыкина А.И., Немыкиной Л.Е., обратился в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Немыкина А.И. о его несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, в ходе которой установлено следующее. Длительное время истцы проживают по адресу: <адрес>. При обращении в администрацию с заявлением о выплате компенсации, истцам в такой выплате было отказано, поскольку истцы не зарегистрированы по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Местом постоянного жительства Немыкина А.И. и Немыкиной Л.Е. является домовладение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>. На момент наводнения Немыкин А.И., Немыкина Л.Е. находились и проживали в вышеуказанном жилом помещении. В регистрации по месту жительства необходимость у него отсутствовала. Согласно актам обследования, истцы признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании материальной помощи. Однако, истцы не включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, что нарушает их права. Администрацией <адрес> муниципального района отказано во включении в списки на оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку Немыкиным А.И. и Немыкиной Л.Е. не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в пострадавшем жилом доме, что является незаконным. Просит признать Немыкина А.И., Немыкину Л.Е. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>»; установить факт проживания Немыкина А.И., Немыкиной Л.Е. по адресу: <адрес>, в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>; признать за Немыкиным А.И. право на получение помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>, в размере 10 000 рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; признать за Немыкиным А.И., Немыкиной Л.Е. право на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере                             10 000 рублей каждому - единовременная материальная помощь; возложить обязанность на администрацию Чугуевского муниципального района <адрес> включить Немыкина А.И. в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес>, в размере 25 000 рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 10 000 рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; возложить обязанность на администрацию Чугуевского муниципального района <адрес> включить Немыкина А.И., Немыкину Л.Е. в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей каждому - единовременная материальная помощь; обратить решение к немедленному исполнению.

Помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, по основаниям, изложенных в иске.

Истцы Немыкин А.И., Немыкина Л.Е., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месту рассмотрения дела, в суд не явились.

Представитель ответчика - администрации Чугуевского муниципального района <адрес> ФИО5, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку оснований для включения истцов в указанные списки не имеется.

Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> ФИО6, действующий по доверенности, в судебном заседании с иском не согласился и утверждал, что истцам было отказано во включении в список пострадавших граждан и выплате материальной помощи, поскольку они не имеют регистрации по месту жительства, а формирование списков осуществляется администрациями муниципальных образований <адрес> на основании, в том числе, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится осуществление мероприятий по борьбе со стихийными бедствиями и ликвидация их последствий.

В соответствии с абз.7 ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых пострадавшим гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов. Аналогичная норма содержится в ст. <адрес> -КЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Таким образом, по смыслу приведенных норм закона компенсация может быть выплачена Российской Федерацией или субъектом только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.

Во исполнение указанных норм закона в рамках имеющихся у нее полномочий                    (ст. 43 Устава <адрес>) Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление – па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджета», согласно п.1.1 которого предусмотрено, что граждане РФ, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес> (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на:

- разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов: в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру); в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований <адрес>, указанных в настоящем пункте; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенных на территориях муниципальных образований <адрес>, указанных в настоящем пункте;

- единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее по тексту - Правила).

Таким образом, по смыслу приведенных норм закона право на получение материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией - прохождением тайфуна имеют пострадавшие граждане при наличии следующих условий:

- пострадавшие должны быть гражданами Российской Федерации;

- на момент чрезвычайно ситуации местом их жительства являлись жилые дома и квартиры, находящиеся на первых этажах жилых домов, расположенные на территории <адрес> и оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации ;

- в результате чрезвычайной ситуации произошла полная либо частичная утрата имущества ( имущества первой необходимости).

При этом, виды и размеры компенсации определяются в зависимости от такого, какое именно имущество было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Подпунктами «г» и «д» Правил предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество –              100 тыс. руб.).

Согласно п. 1.2 указанного Постановления - выплата разовой материальной помощи, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, производится департаментом труда и социального развития <адрес> (далее - департамент) в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего постановления, представленных соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, и на основании решения Администрации <адрес>, принятого в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 252-па "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации <адрес>».

Пунктом 2.1 Указанного выше Постановления -па предусмотрено, что выплата материальной помощи производится на основании списков пострадавших, которые формируются органом местного самоуправления, при этом в соответствии с п. 2.2 Постановления включение в список пострадавших производится на основании:

- заявлений пострадавших граждан;

- документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан в жилых домах, квартирах, указанных в п. 1.1 Постановления;

- правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;

- актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;

- актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.

В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Отметкой в паспорте гражданина РФ подтверждается его регистрация по месту жительства (п.18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета (п.4 Правил ).

Судом установлено, что в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Постановлением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пг на территории <адрес> введена чрезвычайная ситуация регионального характера.

Администрацией <адрес> установлен порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории <адрес>.

Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок, расположенный на придомовой территории, находились в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

Суду предоставлены копии актов обследования жилого дома, утраченного и утраченного урожая, утвержденные главой администрации <адрес>, согласно которых в результате затопления жилого дома фундамент снаружи полопался, в доме воды не было, урожай утрачен.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.12, 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По адресу: <адрес> истцы Немыкин А.И., Немыкина Л.Е. регистрации не имеет, что подтверждается паспортами истцов, согласно которым истцы зарегистрированы по <адрес>.

Акты обследования жилого дома, утраченного урожая, имеющиеся в материалах дела, не подтверждают фактическое проживание истцов по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Как следует из уведомления администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение в администрацию <адрес> муниципального района по вопросу оказания материальной помощи, истцы не включены в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, так как не имеют регистрации в спорном жилом помещении.

Администрация, отказывая в заявленных требованиях, исходила из того, что, определяя порядок и условия предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территории муниципального образования – <адрес>, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па, в связи с чрезвычайной ситуацией, действовала в рамках своей компетенции по данному вопросу, поскольку условием по формированию списков пострадавших граждан на основании документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, не противоречит законодательству.

Доводы истцов об обратном основаны на неправильном толковании положений законодательства РФ и субъекта РФ, в частности Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Позиция прокурора в поддержку граждан Российской Федерации, не зарегистрированных по месту жительства, то есть постоянно не проживающих на пострадавших территориях, на получение мер социальной поддержки в форме предоставления материальной и финансовой помощи за счет резервных фондов, противоречит целям правового регулирования рассматриваемых правоотношений на федеральном и региональном уровнях. Социальная поддержка в данном случае направлена на оказание помощи лицам, которые постоянно проживая в <адрес>, утратили полностью или частично свое жилье, урожай или имущество первой необходимости. Подтверждением факта постоянного проживания граждан в жилых домах и квартирах, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации, является регистрация по месту жительства.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также отсутствие у                 Немыкина А.И. и Немыкиной Л.Е. регистрации по адресу: <адрес>, что является необходимым условием для получения финансовой помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, резервного фонда администрации <адрес>, в удовлетворении заявленных требований в отношении Немыкина А.И., Немыкиной Л.Е. следует отказать.

Иных существенных доводов для удовлетворения заявленных исковых требований истцами не представлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах Немыкина Александра Иосифовича и Немыкиной Людмилы Евгеньевны к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через <адрес> районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                  Т.А. Котельникова

2-292/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Немыкина Л.Е.
Немыкин А.И.
Прокурор Чугуевского района Приморского края И.В. Щенёв
Ответчики
Администрация Чугуевского муниципального района Приморского края
Другие
Департамент труда и социального развития Приморского края
Суд
Чугуевский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
chuguevsky.prm.sudrf.ru
31.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2017Передача материалов судье
02.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2017Подготовка дела (собеседование)
08.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2017Судебное заседание
17.07.2017Производство по делу возобновлено
18.07.2017Судебное заседание
18.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее