Решение по делу № 2-218/2023 от 12.07.2023

Дело № 2-218/2023

УИД 42RS0027-01-2023-000368-21

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пгт. Тяжинский                                                                             11 августа 2023 года

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Попираловой М.А.,

с участием прокурора Буланаковой А.А.,

при секретаре Ивадаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тяжинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тяжинского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тяжинского муниципального округа о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении (складировании) снега после очистки территории Тяжинского муниципального округа.

В ходе осмотра установлено, что на территории округа определено 2 места для складирования отходов от зимней уборки, расположенным по адресам: <адрес> Разрешенный вид использования участков: для размещения полигона промышленных и бытовых отходов и специальная деятельность.

Согласно ответу Главы Тяжинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ , на территории Тяжинского муниципального округа место для складирования снега расположено на вышеуказанных земельных участках, нормативно-правовые акты по определению данных участков, отсутствуют.

В соответствии с положениями приказа Росприроднадзора N 242 от 22.05.2017 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" отходы от зимней уборки улиц, отнесены к отходам неопределенного класса опасности, в связи с чем к указанным правоотношениям применяются положения главы 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. От 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» и положений раздела 10 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации проимзводственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы …»).

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благополучного состояния окружающей среды.

На основании ч.2 ст.8 ФЗ № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу ч.1 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании частей 1,4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно разделу Х СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специальных оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил. По периметру всей территории полигона ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метра или вал высотой не менее 2 метров. Основание и стенки ложа полигона, а также дренажной системы должны состоять из минерального слоя и гидроизолирующего материала, обеспечивающими коэффициент фильтрации (проницаемость) с объединенным эффектом не более 10-11 сантиметров с секунду, стойкость к механическому повреждению не менее 1,8 килоньютонов.

Прокурором 27.02.2023 вынесено представление Главе Тяжинского муниципального округа, которое рассмотрено, однако из ответа следует, что меры не приняты в связи с отсутствием денежных средств.

Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Тяжинский муниципальный округ на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просили суд обязать администрацию Тяжинского муниципального округа обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Тяжинского муниципального округа, в соответствии с требованиями законодательства. Установить администрации Тяжинского муниципального округа срок для совершения вышеуказанных действий до 01 октября 2023.

Согласно определению суда от 14.07.2023 в качестве соответчика по делу привлечено Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа.

Прокурор Буланакова А.А. в судебном заседании обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Не возражала против установления срока до конца 2023 года.

Представители ответчиков администрации Тяжинского муниципального округа Торгашова Э.Ю., Управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа Гончаров Е.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска, просили установить срок для исполнения требований до конца 2023 года. Дополнили, что в настоящее время разработан проект постановления «Об определении мест складирования снега на период уборки автомобильных дорог и общественных территорий Тяжинского муниципального округа на период 2023-2024 г.г.».

Рассмотрев дело в пределах исковых требований, исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено, прокурором Тяжинского района была проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении (складировании) снега после очистки территории Тяжинского муниципального округа.

В хода проверки установлено, что на территории Тяжинского муниципального округа места для складирования снега нормативно-правовыми актами не определены. Снег складируется по адресам: <адрес>

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – захоронение твердых бытовых отходов (кадастровый ), вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - для размещения полигона промышленных и бытовых отходов (кадастровый ).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Тяжинского района на имя Главы Тяжинского муниципального округа вынесено представление об устранении нарушений закона в части складирования отходов от зимней уборки улиц (снег, лед).

Указанное представление, согласно ответу главы Тяжинского муниципального округа было рассмотрено, замечания, указанные в представлении, нашли свое подтверждение. На указанных земельных участках запланировано произвести рекультивацию. Также в министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса направлен пакет документов для предоставления субсидии из областного бюджета.

Из ответа главы Тяжинского муниципального округа следует, что площадки для эксплуатации мест складирования отходов от зимней уборки улиц, определены в соответствии с законодательством. На имя зам.министра природных ресурсов и экологии Кузбасса направлено письмо по организации и эксплуатации объектов складирования, утилизации снежных масс, вывозимых с территории населенных пунктов округа и необходимой сумме на создание мест складирования и оборудования.

Из возражений представителя ответчика Торгашовой Э.Ю. следует, что проект нормативно-правового акта по определению данных площадок для складирования снега на землях муниципальной собственности в настоящее время находится в прокуратуре Тяжинского района для проведения антикоррупционной экспертизы.

Поскольку Тяжинский муниципальный район является высоко дотационным округом, без финансовой помощи областного бюджета создание мест складирования снега в указанный срок невозможно, поскольку необходимо выделение финансовых средств из областного бюджета, изготовление проектно-сметной документации для разработки проекта мест складирования снега.

Согласно проекту постановления Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил благоустройства территории Тяжинского муниципального округа» определены площадки для складирования снега на землях муниципальной собственности на период уборки автомобильных дорог и общественных территорий Тяжинского муниципального округа в зимний период 2023-2023 г.г. Площадки расположены <адрес>

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Из норм ст. 1 и ст. 4 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, наряду с другими объектами - земля, недра, почвы.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 24 и 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами.

Федеральным законом N 131-ФЗ (п. 11 ч. 1 ст. 16) и Федерального закона N 7-ФЗ (п. 1 ст. 7) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа отнесена к вопросам местного значения муниципального округа.

Из содержания п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям органов к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В соответствии с приказом Росприроднадзора N 242 от 22.05.2017 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом N 89-ФЗ, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России N 607-ст от 28.12.2001, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно п. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

В статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов на территориях муниципальных образований.

В силу ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Главой II СанПиН 2.1.3684-21, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 установлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.

В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ). Пунктами 1 и 10 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.

Согласно ст. 36 Устава муниципального образования Тяжинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса, принятого решением Совета народных депутатов Тяжинского муниципального округа от 28.05.2020 N 81 (далее - Устав), администрация Тяжинского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения в пределах ее компетенции.

Статьей 6 Устава муниципального образования Тяжинский муниципальный округ установлено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 22.4 Правил благоустройства территории Тяжинского муниципального округа, утвержденных Советом народных депутатов Тяжинского муниципального округа от 01.07.2020, предусмотрено, что мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: …а) очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров и площадей от снега; б) погрузку и вывоз снега;… Снег подлежит формированию в снежные валы и вывозу на снежные отвалы. Вывоз снега разрешается только на специально отведенные администрацией места отвала (п.22.12).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем административного ответчика, что складирование снега на территории Тяжинского муниципального района осуществляется на не оборудованных, в соответствии с требованиями законодательства, отведенных для этого местах.

Согласно информации, предоставленной администрацией Тяжинского муниципального округа на территории Тяжинского муниципального округа места складирования отходов от зимней уборки (снега, льда), снегоплавильные пункты и снегоплавильные установки отсутствуют.

Установлено, что администрацией Тяжинского муниципального округа места складирования снега, собираемого с территории Тяжинского муниципального округа, не определены, не обустроены в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, допускается несанкционированное складирование снега от зимней уборки улиц.

Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Тяжинский муниципальный округ на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора Тяжинского района в защиту неопределенного круга лиц к ответчику обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения суда до 31.12.2023, указанный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тяжинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать администрацию Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Тяжинского муниципального округа, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31 декабря 2023.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы через Тяжинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья - М.А. Попиралова

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2023 года.

2-218/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Тяжинского района
Ответчики
Администарция Тяжинского муниципального округа
Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тяжинского муниципального округа администрации Тяжинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса
Суд
Тяжинский районный суд Кемеровской области
Дело на странице суда
tiazhinsky.kmr.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Подготовка дела (собеседование)
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Дело оформлено
11.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее