Судья Байрашев А.Р. № дела суда 1 инст. 2а-1776/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33а-24671/2019
город Уфа 16 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф. Ф.,
судей Гибадуллиной Л.Г.,
Гаиткуловой Ф.С.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Рахимове Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Мелеузовской межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ Назмуханова А.А. к Галееву Александру Минзарифовичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Галеева Александра Минзарифовича административный надзор сроком 10 (десять) лет.
Установить в отношении Галеева Александра Минзарифовича следующие ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 час. до 07.00 час;
- запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел;
- возложить на Галеева Александра Минзарифовича обязанность являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 (два) раза в месяц.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф. Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ Назмуханов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Галееву А.М. об установлении административного надзора, обосновывая тем, что по приговору Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 года Галеев А.М. осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам 9 месяцам лишения свободы, в соответствии с ч. 1 ст. 70, ст. 71 УК РФ частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 16 августа 2012 года, которым он был осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы, окончательно к отбытию определено 3 года 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При этом ответчик подлежит освобождению из мест лишения свободы 25 апреля 2020 года в связи с отбытием срока наказания, после освобождения будет проживать по адресу: адрес
Просит установить Галееву А.М. административный надзор на срок погашения судимости, установить ограничения: запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22:00 до 07:00 часов; запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; обязать Галеева А.М. являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении Мелеузовский межрайонный прокурор Республики Башкортостан просит изменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Муратову Е.М., просившую удовлетворить апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года) и главой 29 КАС РФ.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела следует, что по приговору Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 16 августа 2012 года Галеев А.М. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 года Галеев А.М. осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам 9 месяцам лишения свободы, в соответствии с ч. 1 ст. 70, ст. 71 УК РФ частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 16 августа 2012 года, окончательно к отбытию определено 3 года 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
При этом в действиях Галеева А.М. приговором Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 года установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года, принимая во внимание то обстоятельство, что осужденный совершил преступление при опасном рецидиве преступлений, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для установления ответчику административного надзора с установлением административных ограничений.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части установления срока административного надзора, а также установления административных ограничений в части запрета выезда за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел, ввиду следующего.
Суд, устанавливая Галееву А.М. административный надзор сроком на 10 лет, исходил из того, что совершенное Галеевым А.М. преступление по приговору от 16 августа 2012 года отнесено к категории особо тяжких, по которым срок погашения судимости, установленный п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ на момент совершения преступления, составляет 10 лет после отбытия наказания.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку основанием для установления административного надзора и определения его срока является наличие судимости по приговору суда от 26 апреля 2017 года.
Суд необоснованно исходил из наличия непогашенной судимости по приговору суда от 16 августа 2012 года, поскольку для установления административного надзора по указанному приговору должно быть наличие таких оснований, установленных ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года, а именно: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таких оснований не имеется.
Рецидив преступлений названным приговором не был установлен.
Из приговора Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 года усматривается, что Галеев А.М. совершил тяжкое преступление, при опасном рецидиве преступлений, вследствие чего нуждается в установлении административного надзора с применением вышеуказанных административных ограничений.
Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ, действовавшего в момент совершения преступления, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, судом неверно определен срок административного надзора.
Также судом, при установлении административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, не были учтены требования п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ, согласно которым в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.
Как разъяснено в абз. 10 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Между тем, устанавливая названное выше административное ограничение, суд не указал наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Учитывая, что до осуждения приговорами судов Галеев А.М. имел постоянное место жительства в г. Янаул Республики Башкортостан, судебная коллегия полагает возможным уточнить установленное ему судом административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным.
Таким образом, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2019 года, изменить в части установления срока административного надзора и установления ограничения в виде запрета выезда за пределы избранного места жительства без разрешения органа внутренних дел, указав:
- установить в отношении Галеева Александра Минзарифовича административный надзор сроком 8 лет.
- запретить выезд за пределы территории муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан без разрешения органа внутренних дел;
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Ф.С. Гаиткулова