РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2022 года г. Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Румянцевой В.А.,
при секретаре Буданове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-586 по иску Васильева Николая Николаевича к ИП Пименовой Наталье Юрьевне о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л :
Васильев Н.Н. обратился в суд с иском к ИП Пименовой Н.Ю. о защите прав потребителей, ссылаясь на то, что 20 октября 2021 года между ними заключен договор на сумму 27700 рублей, по которому ответчик должен был произвести монтаж конструкций ПВХ по спецификации № 1 к договору № в течение 25 рабочих дней (до 25 ноября 2021 года) с момента подписания договора. Фактически установка произведена 09 декабря 2021 года. В связи с нарушением срока исполнения работ 04 декабря 2021 года обратился к ответчику с претензией об уплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора. Ответчик 06 декабря 2021 года отказал в удовлетворении претензии.
Поскольку температура наружного воздуха опускалась до минусовых значений, отсутствие установленных изделий ПВХ привело к неблагоприятной климатической обстановке в помещении, невозможности находиться в нем и проводить какие-либо работы, а также к повышению расходов по отоплению.
Просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков выполнения работ на 15 дней в сумме 12465 рублей, штраф в пользу потребителя, неустойку в соответствии со ст. 395 ГК РФ за уклонение от возврата денежных средств по претензии в сумме 3841,95 рубля, компенсацию морального вреда 30000 рублей.
От ответчика поступили возражения относительно заявленных требований, в которых в иске просит отказать, ссылаясь на то, что предметом договора являлась установка светопрозрачных конструкций из ПВХ профиля с фурнитурой. Договором установлен срок поставки товара в 25 рабочих дней. Конкретная дата установки не может быть оговорена в договоре, поскольку зависит не только от исполнителя услуг, а во многом определяется погодными условаиями. Техническими условиями, а также возможностью установки лишь после подготовки заказчиком помещения к работе и допуском заказчиком сотрудников исполнителя на объект. Заказ истца на изготовление был отправлен 21 октября 2021 года, прибыл на склад продавца 17 ноября 2021 года.
По просьбе истца дата монтажа была установлена на 27 ноября 2021 года.
Срок установки может быть изменен, в том числе в случае переноса по вине заказчика. При этом исполнитель самостоятельно назначает новый срок, но не более 14 календарных дней с момента подтверждения готовности объекта к проведению работ.
Однако, осуществить работы не представилось возможным ввиду болезни сотрудников коронавирусной инфекцией, о чем истец был уведомлен 25 ноября 2021 года. Истец звонил 01 и 03 декабря 2021 года и настоял на монтаже 09 декабря 2021 года. Дата была согласована. Однако, 04 декабря 2021 года им направлена претензия с требованием уплаты неустойки, в ответе на которую ситуация вновь была разъяснена и подтверждена дата выполнения работ. Полагает, что подтвержденной истцом датой готовности объекта к работам является 27 ноября 2021 года, в связи с чем срок для выполнения работ истекал 11 декабря 2021 года. Акт приема передачи подписан сторонами 09 декабря 2021 года. Полагает, что неправомерного поведения ответчика не имелось, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований. Доказательств причинения истцу морального вреда также отсутствуют.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Пояснить основания, по которым неустойку за неисполнение требований, изложенных в претензии, исчислял в порядке ст. 395 ГК РФ, пояснить не смог. Полагал, что срок исполнения обязательств исчисляется в 25 рабочих дней с даты подписания договора, что следует из ответа на его претензию. В силу своей занятости имел возможность допустить работников ответчика для установки лишь в выходные дни. 22 ноября 2021 звонил ответчику, чтобы выяснить, когда будет исполнен договор. Установка была согласована на 27 ноября 2021 года. Однако 25 ноября ему сообщили о болезни установщика. Дальнейшую дату не определили, в связи с чем он 1 и 3 декабря звонил ответчику, который предложил для установки 9 декабря 2021 года. Работы должны были производиться в новом объекте, где необходимо было проводить ремонтные работы. Проем был закрыт временной дверью, которая не обеспечивала должную теплоизоляцию, в связи с чем просрочка ответчика привела к повышенным теплозатратам и повышенной оплате услуг отопления. В результате действий ответчика ему причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях, связанных с необходимостью нахождения в неблагоприятных условиях, постоянно выяснять у ответчика дату выполнения работ.
Ответчик Пименова Н.Ю. иск не признала, пояснила, что 17 ноября 2021 года к ней на склад поступили заказанные истцом конструкции. Должны были связаться с ним для согласования даты установки, но он их опередил. По желанию истца установка назначена была на 27 ноября 2021 года, но у них заболел установщик, поэтому известили клиента о переносе срока монтажа. Как только сотрудник по состоянию здоровья мог осуществлять работы, заказ был выполнен, о чем 09 декабря 20121 года составлен соответствующий акт. Просила в случае, если суд удовлетворит заявленные требования, уменьшить размер неустойки, поскольку от исполнения договора не отказывалась, а размер требуемой истцом неустойки является завышенным.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Поскольку предметом рассмотрения является выполнение договора, заключенного между индивидуальным предпринимателем и физическим лицом, заказавшим услуги для личных нужд, на правоотношения сторон распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, выполнить работу, качество которых соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, работы исполнитель обязан оказать услугу, выполнить работу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга, работа такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 13 названного закона за нарушение прав потребителей уполномоченный индивидуальный предприниматель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают уполномоченного индивидуального предпринимателя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Уполномоченный индивидуальный предприниматель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению уполномоченным индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с уполномоченного индивидуального предпринимателя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии со ст. 27 закона исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором о выполнении работ. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами. Срок выполнения работы может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы.
В силу ст. 28 закона в случае нарушения сроков выполнения работы - сроки начала и (или) окончания выполнения работы и (или) промежуточные сроки выполнения работы или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы; отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) (п. 1).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы указываются в договоре о выполнении работы.
В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные п. 1 ст. 28 этой статьи.
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы или назначенных потребителем на основании п. 1 этой же статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы взыскивается за каждый день просрочки вплоть до начала выполнения работы или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 статьи. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы взыскивается за каждый день просрочки вплоть до окончания выполнения работы или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 статьи.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы. Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы, а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Требования потребителя, установленные п. 1 статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Как следует из заключенного между сторонами договора № от 20 октября 2021 года, его предметом является установка светопрозрачных конструкций из профиля ПВХ. Стоимость работ составляет 27700 рублей. В стоимость входит замер, демонтаж, стоимость изделий, монтаж без отделки поврежденных откосов и других штукатурно-малярных работ (п.п. 1.2).
Срок поставки товара 25 рабочих дней со дня внесения предоплаты (п. 3.1).
Срок осуществления работ может измениться в случае уведомления заказчика об отложении монтажа; воздействия внешних условий, препятствующих качественному производству работ, соблюдению правил техники безопасности при их осуществлении; иных обстоятельств непреодолимой силы – на срок действия оных. В случае переноса сроков монтажа по вине заказчика ( неготовность помещения к проведению работ), он уведомляет исполнителя не позднее, чем за 1 рабочий день до начала работ. Исполнитель самостоятельно назначает новый срок выполнения работ, но не более 14 календарных дней с момента подтверждения готовности объекта к проведению работ.
В тот же день истцом оплачена часть суммы по договору. Остальная подлежала уплате в рассрочку в срок до 20 марта 2022 года, что подтверждается графиком платежей.
Согласно представленным ответчиком документам, изделие было поставлено ответчику изготовителем 17 ноября 2021 года.
04 декабря 2021 года в адрес ответчика истцом направлена претензия, в которой он требует выплаты неустойки за нарушение сроков выполнения работ путем уменьшения стоимости работ на сумму неустойки.
Данная претензия принята ответчиком в тот же день, рассмотрена и 06 декабря 2021 года дан ответ, в котором указано на предоставление истцу рассрочки платежа, установленном сроке монтажа в течение 25 рабочих дней, то есть до 24 ноября 2021 года, и невозможность выполнить работы в связи с непредвиденными обстоятельствами – болезнью сотрудников COVID-19. Оговорено, что срок установки перенесен по согласованию с заказчиком на 09 декабря 2021 года.
Как следует из акта приема-передачи, работы по договору выполнены 09 декабря 2021 года.
Анализируя представленный договор, суд соглашается с доводами ответчика о том, что установленный договором срок касается даты поставки самого изделия, после чего заказчик должен обеспечить доступ к месту монтажа и условия для него, установленные договором, о чем уведомить исполнителя.
Изделие поставлено в установленные договором сроки, что подтверждается имеющимися в деле документами о его получении ответчиком 17 ноября 2021 года.
Исходя из смысла договора, дата установки должна определяться с учетом погодных условий и готовности объекта для проведения работ.
Как следует из пояснений сторон, и подтверждается детализацией звонков, 22 ноября 2021 года стороны согласовали дату установки, определив ее на 27 ноября 2021 года, то есть за пределами срока, в который, как полагал истец, она должна была быть произведена. Доказательств того, что установка не была осуществлена до этой даты по вине ответчика, суду не представлено. Более того, истец не отрицал, что оговаривал возможность предоставления места для проведения работ лишь в выходные дни- по субботам. Следовательно, в связи с пожеланием заказчика работы были назначены на 27 ноября 2021 года – субботу, что истцом не оспаривалось. Таким образом, с учетом положений договора, суд соглашается с доводами ответчика о том, что помещение можно считать подготовленным к монтажу к 27 ноября 2021 года. Доказательств его готовности в более ранние сроки истцом не представлено.
Ввиду болезни сотрудника, осуществлявшего монтаж, установка изделий не состоялась, о чем клиент был поставлен в известность 25 ноября 2021 года. Данные обстоятельства истцом подтверждены в судебном заседании. С учетом характера причин переноса работ окончательная дата сторонами оговорена не была, а в дальнейшем в ходе переговоров 1 и 3 декабря 2021 года назначена на 09 декабря 2021 года.
Таким образом, работы выполнены ответчиком до истечения 14 дней после переноса даты монтажа. Кроме того, суд учитывает, что перенос сроков выполнения работ связан с уважительными причинами и был осуществлен в интересах клиента ( с учетом заболевания).
При таких обстоятельствах суд полагает, что нарушение установленных сроков выполнения работ отсутствует, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Васильева Николая Николаевича к ИП Пименовой Наталье Юрьевне о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Румянцева