Дело № 2а-4480/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шариповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стадник ФИО8 к Щелковскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в ЕГРН, обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Стадник В.Н. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к Щелковскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в ЕГРН, обязании устранить допущенное нарушение.
В обоснование иска указала, что является наследником по закону к имуществу супруга ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
17 июля 2018 года истец обратилась в Щелковский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке площадью 2055 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании ст.69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
20 июля 2018 года административным ответчиком принято решение об отказе во внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке в связи с наличием противоречий в представленных документах и заявленной кадастровой процедуре.
С вынесенным решением истец не согласна, считает его незаконным в связи со следующим.
12 января 1990 года приказом № по совхозу имени ФИО9 и приказом № по совхозу имени ФИО10 ФИО3 был выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома для постоянного проживания и хозпостроек общей площадью 0,08 га и 0,12 га в <адрес>.
13 февраля 1997 года Щелковским БТИ подготовлен план земельного участка с отметкой об оформлении права собственности за ФИО3 Согласно данному плану, за ФИО3 закреплен земельный участок общей площадью 2000 кв.м., с учетом статистической погрешности – площадью 2055 кв.м.
Полагает, что данные документы подтверждают наличие у ФИО3 права собственности на земельный участок площадью 2055 кв.м.
Просит признать отказ Щелковского отдела Управления Росреестра по Московской области во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке площадью 2055 кв.м. – незаконным, обязать внести соответствующие сведения в ЕГРН.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель административного ответчика Бабаева С.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснила, что спорный объект ранее учтенным не является; документ, подтверждающий право на заявленный земельный участок, не представлен; заявленный объект недвижимости невозможно идентифицировать, исходя из представленных истцом документов. Полагает решение об отказе во внесении сведений в ЕГРН соответствующим требованиям действующего законодательства в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации.
На основании положений ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом № по совхозу имени ФИО11» от 12 января 1990 года за ФИО3 закреплен земельный участок площадью 0,08 га в <адрес> под строительство индивидуального дома (л.д.12).
Решением Исполнительного комитета Щелковского городского Совета народных депутатов Щелковского района Московской области № от 07 июня 1990 года ФИО3 разрешено строительство индивидуального жилого дома для постоянного проживания и хозпостроек на отведенном приказом директора совхоза им.Х ФИО12 от 12 января 1990 года № земельном участке площадью 1200 кв.м. в <адрес> (л.д.16).
Согласно архивной справке МБУ ЩМР «Щелковский районный архив», в архивном фонде СПК «ФИО13» в приказах по совхозу имени ФИО14 за 1990 год приказа № не имеется, на хранение не поступал (л.д.15).
Согласно справке Щелковского БТИ, ФИО3 на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес>, который расположен на земельном участке фактической площадью 2055 кв.м. (л.д.19).
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец Стадник В.Н. является единственным наследником к имуществу умершего, принявшим наследство в установленном законом порядке (л.д.10).
17 июля 2018 года административный истец в лице своего представителя ФИО6 обратилась в ГКУ МО «Московский областной Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета – внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка общей площадью 2055 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
20 июля 2018 года административным ответчиком принято решение об отказе во внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 2055 кв.м., поскольку заявителем представлены документы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., что противоречит заявленной кадастровой процедуре (л.д.11).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на п.9.1 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п.9.1 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно положениям ст.49 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Согласно ст.69 указанного Федерального закона, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Из материалов дела следует, что правоустанавливающий (правоподтверждающий) документ на земельный участок общей площадью 2055 кв.м. по адресу: <адрес> истца отсутствует и в регистрирующий орган не был представлен.
В установленном законом порядке какой-либо земельный участок в собственность ФИО3 не предоставлялся.
Свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, истцом в регистрирующий орган не предоставлялось, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Сведений о том, что земельный участок по адресу: <адрес> тождествен земельному участку по адресу: <адрес>, также не представлено.
Исходя из изложенных обстоятельств, отказ во внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости суд полагает принятым в пределах полномочий Управления Росреестра по Московской области и в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований подлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Стадник ФИО15 к Щелковскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в ЕГРН, обязании устранить допущенное нарушение – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Федеральный судья И.Ю. Кулагина