Дело № 2-188/2021
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Лазо Лазовский район Приморский край 10 сентября 2021 года
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Юриковой С.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Лазовского района Приморского края Герасименко О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. в защиту прав и интересов муниципального образования - Лазовского муниципального округа к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности по оформлению муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. обратился в суд в защиту прав и интересов муниципального образования - Лазовского муниципального округа к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности по оформлению муниципальной собственности. В обоснование иска указал, что в связи с поступившим обращением Герасименко В.Б., прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, о водоснабжении и водоотведении, по результатам которой выявлены нарушения в рассматриваемой сфере.
Проведенной проверкой установлено, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Лазовского муниципального района и Лазовским муниципальным районом» сети водоснабжения протяженностью 9 590 п. м, скважины №№ и №, насос ЭЦВ № <адрес> переданы в собственность Лазовского муниципального района.
Вместе с тем, администрацией района (до объединения всех поселений в муниципальный округ) право собственности на данное имущество в установленном законом порядке не зарегистрировано, и как следствие имущество не передано юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
Администрацией Лазовского муниципального округа права собственности на данное имущество также не оформлено.
Отсутствие надлежащим образом оформленного права собственности на объекты водоснабжения препятствует реализации обязанностей органов местного самоуправления в сфере распоряжения имуществом, организации обеспечения водоснабжения на территории муниципального образования.
В связи с изложенным, прокурор просит суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на сети водоснабжения протяженностью №, скважины №№ и №, насос № <адрес>.
Представитель истца - помощник прокурора Лазовского района Приморского края Герасименко О.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. В уточнение пояснила суду, что, поскольку представителем ответчика представлена выписка из ЕГРН в отношении сооружения коммунального хозяйства – сетей водоснабжения, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Лазовского муниципального района <адрес> на указанный объект недвижимости, при этом, протяженность сетей составляет № также представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о проведении кадастровых работ по уточнению протяженности сетей водоснабжения ФИО6 <адрес> со ссылкой на заключение кадастрового инженера ФИО7 Кроме того, представлена выписка из реестра муниципальной собственности по Лазовскому муниципальному округу от ДД.ММ.ГГГГ в отношении движимого объекта - насоса № просит суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа <адрес> обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на скважины №№ и № по <адрес>.
Представитель ответчика - администрации Лазовского муниципального округа в судебное заседание не вился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования с учетом их изменения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Действующее законодательство разрешение вопросов по организации водоснабжения населения на территории муниципального округа возлагает на органы местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. ст. 49, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистраци в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе, право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
Из частей 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Отсутствие регистрации права муниципальной собственности может привести за собой нарушение порядка использования муниципального имущества, а также нарушить права и интересы хозяйствующих субъектов.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения № «О внесении изменений в реестр муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ, главой Лазовского муниципального района внесены изменения в реестр муниципальной собственности в раздел «Недвижимое имущество», подраздел 3 «Объекты и сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства», группа: № Трубопроводы в отношении объекта - сети водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 9590 п. м., заменив на - протяженностью №.
Согласно выписки из ЕГРН в отношении сооружения коммунального хозяйства - сетей водоснабжения, следует, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Лазовского муниципального района <адрес> на указанный объект недвижимости, при этом, протяженность сетей составляет №.
Кроме того, в материалы дела представлена выписка из реестра муниципальной собственности по Лазовскому муниципальному округу от ДД.ММ.ГГГГ в отношении движимого объекта - насоса №.
Вместе с тем, доказательств по оформлению права муниципальной собственности на скважины № и №, расположенные по <адрес>, представителем ответчика не предствлено.
Возлагая на администрацию Лазовского муниципального округа <адрес> обязанность по оформлению права муниципальной собственности на скважины №№ и № по <адрес>, суд считает, что для исполнения решения суда срок в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу является достаточным, а также является разумным и объективно позволит ответчику исполнить решение суда.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. в защиту прав и интересов муниципального образования - Лазовского муниципального округа к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности по оформлению муниципальной собственности, - удовлетворить.
Обязать администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края в течение ШЕСТИ месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на скважины № и № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 17 сентября 2021 года.
Судья Е.В. Волкова