УИД 59RS0013-01-2019-000222-33
Дело № 33-3268/2024
(номер дела в суде первой инстанции 2-254/2019,
номер материала в суде первой инстанции 13-11/2024)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 5 марта 2024 года
Пермский краевой суд в составе судьи Хузяхралова Д.О., при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района Пермского края к администрации Кленовского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно – защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища,
по апелляционному представлению прокурора Большесосновского района Пермского края на определение Большесосновского районного суда Пермского края от 17 января 2024 года о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Изучив материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции
установил:
решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13 июня 2019 года, вступившим в законную силу 23 июля 2019 года, на администрацию Кленовского сельского поселения Пермского края возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенным в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края; в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84. На администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 74.
Администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края, являясь правопреемником администрации Кленовского сельского поселения и администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Большесосновского районного суда Пермского края от 13 июня 2019 года на срок до 31 декабря 2025 года.
Требование мотивировано тем, что Большесоснвоским районным судом Пермского края принято решение о возложении на администрацию Кленовского сельского поселения Пермского края обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенным в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края; в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84. На администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 74. Администрация ссылается на невозможность исполнить решение суда в установленные в нем сроки. В настоящее время земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Кленовка, поставлен на государственный кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, разработанный проект благоустройства кладбища утвержден постановлением администрации. Для исполнения судебного решения в полном объеме необходимо установить санитарную зону кладбища, для этого необходимо произвести инвентаризацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; обосновать размеры санитарной зоны и разработать проект; на разработанный проект необходимо получить экспертное заключение Федерального центра гигиены и эпидемиологии, после чего получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. На местность должен выехать кадастровый инженер для составления карты-плана санитарно-защитной зоны с координатами поворотных угловых точек для определения границы включения санитарно-защитной зоны в Единый государственный реестр недвижимости. Для реализации данного мероприятия администрацией Большесосновского муниципального округа подготовлен запрос о предоставлении коммерческих предложений, согласно поступившим трем коммерческим предложениям от организаций, осуществляющих данный вид деятельности, срок для проведения мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища составляет от 590 до 720 дней с момента заключения договора.
Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 17 января 2024 года заявление администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края удовлетворено в части. Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения Большесосновского районного суда Пермского края от 13 июня 2019 года на срок до 31 декабря 2024 года.
Не согласившись с постановленным судом определением, прокурор Большесосновского района обратился в суд с апелляционным представлением, в котором просит определение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционного представления указано, что решение Большесосновского районного суда Пермского края вступило в законную силу 23 июля 2019 года и подлежит исполнению в установленные законом сроки, период неисполнения ответчиком решения суда в полном объеме составляет более 4-х лет, при этом доказательств невозможности совершения действий, перечисленных в заявлении об отсрочке исполнения решения суда, в дело не представлено, а также доказательств, подтверждающих, что предоставление отсрочки исполнения решения суда будет способствовать исполнению требований исполнительного документа в полном объеме, заявителем в материалы дела не представлено. Полагает, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не свидетельствуют о наличии существенных препятствий к совершению определенных действий по исполнению решения суда в полном объеме, также указанные обстоятельства не освобождают должника от исполнения установленной решением суда обязанности и создает дальнейшее нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Ссылается на то, что предоставление отсрочки исполнения решения на указанных заявителем условиях приведет к необоснованному затягиванию исполнения вступившего в законную силу решения и нарушению конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обращался в суд с иском.
Относительно доводов апелляционного представления со стороны ответчика возражений не поступало.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13 июня 2019 года на администрацию Кленовского сельского поселения Пермского края возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенным в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края; в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84. На администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с. Кленовка Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 74.
Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13 июня 2019 года администрацией Кленовского сельского поселения и администрацией Большесосновского муниципального района в установленный решением суда срок, а так же в срок до 1 августа 2021 года исполнено не было, определениями Большесосновского районного суда Пермского края от 27 июля 2023 г. (дело № 13-122/2023, дело № 13-123/2023) произведена замена стороны по делу: администрации Кленовского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края и администрации Большесосновского муниципального района на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края, определения суда вступили в законную силу 26 и 31 октября 2023 года соответственно
Удовлетворяя заявленное требование о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края стала являться правопреемником администрации Большесосновского муниципального района с 26 октября 2023 года, правопреемником администрации Кленовского сельского поселения с 31 октября 2023 года, то есть, по истечении 2-х лет 9-ти месяцев со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда, что само по себе объективно исключало возможность исполнения судебного решения новым должником в срок, установленный судебным актом. Кроме того, администрацией принимались и принимаются последовательные меры, направленные на исполнение решения суда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, признает их законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Судья апелляционной инстанции исходит из того, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства.
Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.
Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда об удовлетворении заявления ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда законными и обоснованными, учитывая, что администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края представлены доказательства о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, не противоречат закону и разъяснениям высшей судебной инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края стала является правопреемником администрации Большесосновского муниципального района, правопреемником администрации Кленовского сельского поселения по прошествии 2-х лет 9-ти месяцев со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда исключало возможность исполнения судебного решения новым должником в срок, установленный судебным актом.
Довод представления о том, что указанные заявителем обстоятельства не могут являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанный довод сводится к переоценке выводов суда об удовлетворении заявления, он был проверен судом, как первой инстанции, так и апелляционной инстанции, и обосновано отклонен судом первой инстанции.
Кроме того, предоставленный должнику срок отсрочки исполнения решения суда обеспечивает баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, отвечает требованиям определенности, является адекватным и не затрагивает существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит, считает определение законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено, оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Большесосновского районного суда Пермского края от 17 января 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Большесосновского района Пермского края – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.
Судья подпись