в„–2Р°-2221/2020
36RS0003-01-2020-003634-36
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
Город Воронеж 4 декабря 2020 года
Левобережный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Бражниковой Т.Е.,
при секретаре Симоновой А.В.,
с участием представителя административного истца адвоката Сотниковой Е.С.,
представителя административного ответчика - Шафоростова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Черниковой О.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Черникова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
В обоснование административного иска указал, что приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.09.2015 г. №1360-з она была зарегистрирована в реестре многодетных семей, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
В связи с тем, что длительное время земельный участок не предоставлялся, истцом была разработана схема земельного участка площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: <данные изъяты>
В соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «о регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» по льготной категории «Многодетные граждане» 18.08.2020 г. административный истец обратилась с заявлением в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка с последующим предоставлением земельного участка в собственность.
Решением Департамента от 17.09.2020 г. №52-17-12645з было отказано в удовлетворении данного заявления на основании п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что данный земельный участок находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности.
Кроме того, исходя из схемы планировочных ограничений и градостроительных резервов генерального плана городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, данный земельный участок расположен в границах зоны с высоким уровнем грунтовых вод
Рстец считает данное решение незаконным, указывая, что РЅР° территории Рі.Воронежа отсутствуют утвержденные Р·РѕРЅС‹ затопления, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем вывод Департамента Рѕ нахождении земельного участка РІ Р·РѕРЅРµ подтопления РЅРµ обоснован Рё РЅРµ соответствует действующему доказательству.
Ркспертным исследованием РѕС‚ 16.09.2020 Рі. в„–258/20, подготовленным РћРћРћ «Воронежский центр судебной экспертизы» спорный земельный участок РЅРµ находится РІ границах Р·РѕРЅС‹ затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен РЅР° расстоянии 2 РєРј РѕС‚ железнодорожного моста РІ <адрес>, что выходит Р·Р° пределы размера Р·РѕРЅС‹ подтопления отметки 1% затопления паводковыми водами, составляющей 101,5 Рј РѕС‚ железнодорожного моста <адрес>, согласно Решения Воронежской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РѕС‚ 25.12.2009 в„– 384-384-II, Р° следовательно РЅРµ находится РІ подтопляемой Р·РѕРЅРµ.
Как указывает истец, формирование земельного участка не противоречит: требованиям п.7.5. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года; части 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ; статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так как имеется проезд к территории указанного земельного участка.
Предлагаемый к формированию земельный участок не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на значительно большем расстоянии от мест с характерными ограничениями, согласно ст.21 решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж».
Рспрашиваемый земельный участок расположен РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р–1 – Р·РѕРЅР° малоэтажной индивидуальной застройки, выделена для условий формирования жилых районов СЃ размещением многоквартирных РґРѕРјРѕРІ РІ соответствии СЃ предполагаемыми площадками строительства Рё проектами застройки жилых микрорайонов, что соответствует запросу РїРѕ разрешенному использованию указанного земельного участка.
Расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки застроены жилыми домами и хозяйственными постройками, на них имеются теплицы и огороды. Следовательно, на территории, где расположен предполагаемый к формированию земельный участок, отсутствуют проявления таких факторов, как подтопление и затопление, с учетом того, что на данной территории имеется сложившееся землепользование.
Считая свои права нарушенными, административный истец просит: признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от17.09.2020 г. №52-17-12654-з, об утверждении схемы земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего по левой меже к земельному участку <адрес> кадастровый квартал <данные изъяты> (л.д.4-5).
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке. Обеспечила явку в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Сотникова Е.С. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Шафоростов П.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.76-78).
Представитель заинтересованного лица – УГА Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился. О слушании дела извещался надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.115)
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 01.10.20200 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа.
Также судом установлено, что Черникова О.А., относящаяся к категории «Многодетные граждане», обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, примыкающего по левой меже к земельному участку <адрес> кадастровый квартал <данные изъяты>, с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Письмом департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области 17.09.2020 г. №52-17-12645з Черниковой О.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Основанием отказа, послужило то, что согласно полученной от управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж информации, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. №384-II, территория, на которой расположен рассматриваемый земельный участок, находится в границах зоны границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности. Кроме того, согласно схеме планировочных ограничений градостроительных резервов Генерального плана городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 19.08.2008 № 422-II, данный земельный участок расположен в границах зоны с высоким уровнем грунтовых вод.
Согласно решению заседания круглого стола, организованного департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области по вопросам строительства в зонах, подверженных риску затопления, подтопления на территории Воронежской области, принятому по рекомендации Президента РФ от 30.10.2014 года предложено исключить строительство нового жилья в зонах подверженных риску затопления, подтопления. В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами (л.д.9-10).
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї.1 СЃС‚.11.2 Земельного кодекса Р Р¤ земельные участки образуются РїСЂРё разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе РёР· земельных участков, Р° также РёР· земель, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности
Согласно п.п. 1, 2 и 3 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года №217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» имущественных и земельных отношений Воронежской области является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующим кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятие решения об утверждении либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.
Рсчерпывающий перечень документов, Р° также исчерпывающий перечь оснований для отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков определены Приказом Департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской РѕР±Р». РѕС‚ 24.01.2017 N 106 "РћР± утверждении Административного регламента департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области РїРѕ предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся РІ собственности Воронежской области, Р° также земельных участков, расположенных РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена) РЅР° кадастровом плане территории".
В соответствии с п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Аналогичные основания отказа утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков указаны и в п.2.8 Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории", утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 24.01.2017 N 106.
В статье 11.9 Земельного кодекса РФ указаны требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно п.4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года №384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
Согласно ч.3 ст.1 Правил землепользования и застройки, данные Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа город Воронеж.
Как установлено судом, указанный истцом в заявлении земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами, что соответствует запросу по разрешенному использованию указанного земельного участка.
Судом также установлено, и подтверждено выводами экспертного исследования №258/20 от 16.09.2020 года, проведенного Воронежским центром экспертизы, согласно которым предполагаемый к формированию земельный участок не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на значительно большем расстоянии от мест с характеристиками ограничений согласно ст.21 решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж». Расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки застроены жилыми домами и хозяйственными постройками, на них имеются теплицы и огороды, из чего следует, что на территории, где расположен предполагаемый к формированию земельный участок, отсутствует проявление таких факторов как подтопление и затопление.
Также в дан6ном заключении указано, что предполагаемый к формирвоанию земельный участок расположен на территории со сложными инженерно-геологическими условиями, что подразумевает устройство свайных фундаментов при строительстве жилого дома и возможность его дальнейшего использования без ущерба имуществу граждан и их здоровью. Кроме того, участок не расположен в санитарной зоне техногенных объектов, строительство в которой может создать угрозу жизни и здоровью людей (л.д.14-40).
Суд признает данное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку оно полное, проиллюстрировано фототаблицей, подтверждающей осмотр экспертом спорного земельного участка, выводы эксперта мотивированы ссылками на нормативные документы, действующие в данной сфере, в приложенных материалах имеются документы, подтверждающие специальные познания эксперта в исследуемой сфере, в связи с чем, сомневаться в его компетентности и объективности у суда не имеется оснований.
Представителем административного ответчика результаты экспертного заключения не оспаривались, никаких доказательств в опровержение выводов, изложенных в заключении, представлено не было (рецензий специалистов, других заключений экспертов).
Пунктом 4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
На основании ч.1 ст.67 Водного кодекса Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч.5 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
При этом, зоны затопления, подтопления, не являются зонами, в границах которых полностью запрещается возможность строительства в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса РФ.
В соответствии с ч.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 "Об определении границ затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления. В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.
Судом установлено, что границы зон затопления, подтопления спорного земельного участка Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились. Доказательств обратного, административным ответчиком, суду не представлено.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· буквального толкования С‡.6 СЃС‚.67.1 Р’РѕРґРЅРѕРіРѕ кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, отсутствует безусловный запрет РЅР° строительство жилых РґРѕРјРѕРІ РІ зонах подтопления, Р° указано лишь РЅР° невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов Рё объектов РѕС‚ затопления, подтопления, обязанность проведения которых РІ силу С‡.7 указанной РЅРѕСЂРјС‹ возлагается РЅР° собственника РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта, Р° РЅРµ РЅР° лицо, осуществляющее строительство жилого РґРѕРјР°.
Между тем, при рассмотрении заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка, уполномоченным органом не разрешался вопрос о необходимости и возможности проведения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления с учетом конкретных условий местности, а также ответчиком не указано какие защитные мероприятия, кем и в какие сроки должны быть проведены. Также отсутствуют ссылки на законодательные акты федерального и муниципального уровня.
При этом, проведение специальных защитных мероприятий, оценки конкретных условий местности, в силу действующего правового регулирования относится к компетенции органа местного самоуправления.
Как установлено судом, спорный земельный участок расположен на кадастровом плане территории, поставленном на кадастровый учет, относится к землям населенных пунктов и расположен в территориальной зоне с индексом Ж1, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной для застройки малоэтажными индивидуальными домами.
Рных оснований для отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка РІ соответствии СЃ Рї.16 СЃС‚.11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РєСЂРѕРјРµ ссылки РЅР° нахождение земельного участка РІ границах Р·РѕРЅС‹ затопления паводком, РІ РїРёСЃСЊРјРµ Департамента в„–52-17-12645Р· РѕС‚ 17.09.2020 РіРѕРґР° РЅРµ указано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое по настоящему делу решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-12645з от 17.09.2020, принято в отсутствие законных оснований для этого, что в соответствии с пп. «в» п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ является основанием для признания их незаконными.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
При этом, суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ судебный контроль органичен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов, организаций и должностных лиц.
С учетом изложенного, во исполнение требований ч.3 ст.227 КАС РФ в качестве способа устранения допущенных нарушений суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления Черниковой О.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административные исковые требования Черниковой О.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащегося в ответе от 17.09.2020 №52-17-12645-з, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 17.09.2020 №52-17-12645-з в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 800 кв. м. на кадастровом плане территории, примыкающего по левой меже к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал <данные изъяты>.
В целях восстановлениях прав и законных интересов административного истца обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение месяца, повторно рассмотреть заявление Черниковой О.А. от 18.08.2020 года (зарегистрированного 19.08.2020 года) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 800 кв. м., примыкающего по левой меже к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал №.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020.
Председательствующий: Т.Е. Бражникова
в„–2Р°-2221/2020
36RS0003-01-2020-003634-36
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
Город Воронеж 4 декабря 2020 года
Левобережный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Бражниковой Т.Е.,
при секретаре Симоновой А.В.,
с участием представителя административного истца адвоката Сотниковой Е.С.,
представителя административного ответчика - Шафоростова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Черниковой О.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Черникова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
В обоснование административного иска указал, что приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.09.2015 г. №1360-з она была зарегистрирована в реестре многодетных семей, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
В связи с тем, что длительное время земельный участок не предоставлялся, истцом была разработана схема земельного участка площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: <данные изъяты>
В соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «о регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» по льготной категории «Многодетные граждане» 18.08.2020 г. административный истец обратилась с заявлением в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка с последующим предоставлением земельного участка в собственность.
Решением Департамента от 17.09.2020 г. №52-17-12645з было отказано в удовлетворении данного заявления на основании п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что данный земельный участок находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности.
Кроме того, исходя из схемы планировочных ограничений и градостроительных резервов генерального плана городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, данный земельный участок расположен в границах зоны с высоким уровнем грунтовых вод
Рстец считает данное решение незаконным, указывая, что РЅР° территории Рі.Воронежа отсутствуют утвержденные Р·РѕРЅС‹ затопления, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем вывод Департамента Рѕ нахождении земельного участка РІ Р·РѕРЅРµ подтопления РЅРµ обоснован Рё РЅРµ соответствует действующему доказательству.
Ркспертным исследованием РѕС‚ 16.09.2020 Рі. в„–258/20, подготовленным РћРћРћ «Воронежский центр судебной экспертизы» спорный земельный участок РЅРµ находится РІ границах Р·РѕРЅС‹ затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен РЅР° расстоянии 2 РєРј РѕС‚ железнодорожного моста РІ <адрес>, что выходит Р·Р° пределы размера Р·РѕРЅС‹ подтопления отметки 1% затопления паводковыми водами, составляющей 101,5 Рј РѕС‚ железнодорожного моста <адрес>, согласно Решения Воронежской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РѕС‚ 25.12.2009 в„– 384-384-II, Р° следовательно РЅРµ находится РІ подтопляемой Р·РѕРЅРµ.
Как указывает истец, формирование земельного участка не противоречит: требованиям п.7.5. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года; части 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ; статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так как имеется проезд к территории указанного земельного участка.
Предлагаемый к формированию земельный участок не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на значительно большем расстоянии от мест с характерными ограничениями, согласно ст.21 решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж».
Рспрашиваемый земельный участок расположен РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р–1 – Р·РѕРЅР° малоэтажной индивидуальной застройки, выделена для условий формирования жилых районов СЃ размещением многоквартирных РґРѕРјРѕРІ РІ соответствии СЃ предполагаемыми площадками строительства Рё проектами застройки жилых микрорайонов, что соответствует запросу РїРѕ разрешенному использованию указанного земельного участка.
Расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки застроены жилыми домами и хозяйственными постройками, на них имеются теплицы и огороды. Следовательно, на территории, где расположен предполагаемый к формированию земельный участок, отсутствуют проявления таких факторов, как подтопление и затопление, с учетом того, что на данной территории имеется сложившееся землепользование.
Считая свои права нарушенными, административный истец просит: признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от17.09.2020 г. №52-17-12654-з, об утверждении схемы земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, примыкающего по левой меже к земельному участку <адрес> кадастровый квартал <данные изъяты> (л.д.4-5).
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке. Обеспечила явку в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Сотникова Е.С. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Шафоростов П.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.76-78).
Представитель заинтересованного лица – УГА Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился. О слушании дела извещался надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.115)
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 01.10.20200 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа.
Также судом установлено, что Черникова О.А., относящаяся к категории «Многодетные граждане», обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, примыкающего по левой меже к земельному участку <адрес> кадастровый квартал <данные изъяты>, с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Письмом департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области 17.09.2020 г. №52-17-12645з Черниковой О.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Основанием отказа, послужило то, что согласно полученной от управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж информации, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. №384-II, территория, на которой расположен рассматриваемый земельный участок, находится в границах зоны границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности. Кроме того, согласно схеме планировочных ограничений градостроительных резервов Генерального плана городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 19.08.2008 № 422-II, данный земельный участок расположен в границах зоны с высоким уровнем грунтовых вод.
Согласно решению заседания круглого стола, организованного департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области по вопросам строительства в зонах, подверженных риску затопления, подтопления на территории Воронежской области, принятому по рекомендации Президента РФ от 30.10.2014 года предложено исключить строительство нового жилья в зонах подверженных риску затопления, подтопления. В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами (л.д.9-10).
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї.1 СЃС‚.11.2 Земельного кодекса Р Р¤ земельные участки образуются РїСЂРё разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе РёР· земельных участков, Р° также РёР· земель, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности
Согласно п.п. 1, 2 и 3 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года №217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» имущественных и земельных отношений Воронежской области является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующим кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятие решения об утверждении либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.
Рсчерпывающий перечень документов, Р° также исчерпывающий перечь оснований для отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков определены Приказом Департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской РѕР±Р». РѕС‚ 24.01.2017 N 106 "РћР± утверждении Административного регламента департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области РїРѕ предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся РІ собственности Воронежской области, Р° также земельных участков, расположенных РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена) РЅР° кадастровом плане территории".
В соответствии с п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Аналогичные основания отказа утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков указаны и в п.2.8 Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории", утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 24.01.2017 N 106.
В статье 11.9 Земельного кодекса РФ указаны требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно п.4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года №384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
Согласно ч.3 ст.1 Правил землепользования и застройки, данные Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа город Воронеж.
Как установлено судом, указанный истцом в заявлении земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами, что соответствует запросу по разрешенному использованию указанного земельного участка.
Судом также установлено, и подтверждено выводами экспертного исследования №258/20 от 16.09.2020 года, проведенного Воронежским центром экспертизы, согласно которым предполагаемый к формированию земельный участок не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на значительно большем расстоянии от мест с характеристиками ограничений согласно ст.21 решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж». Расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, участки застроены жилыми домами и хозяйственными постройками, на них имеются теплицы и огороды, из чего следует, что на территории, где расположен предполагаемый к формированию земельный участок, отсутствует проявление таких факторов как подтопление и затопление.
Также в дан6ном заключении указано, что предполагаемый к формирвоанию земельный участок расположен на территории со сложными инженерно-геологическими условиями, что подразумевает устройство свайных фундаментов при строительстве жилого дома и возможность его дальнейшего использования без ущерба имуществу граждан и их здоровью. Кроме того, участок не расположен в санитарной зоне техногенных объектов, строительство в которой может создать угрозу жизни и здоровью людей (л.д.14-40).
Суд признает данное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку оно полное, проиллюстрировано фототаблицей, подтверждающей осмотр экспертом спорного земельного участка, выводы эксперта мотивированы ссылками на нормативные документы, действующие в данной сфере, в приложенных материалах имеются документы, подтверждающие специальные познания эксперта в исследуемой сфере, в связи с чем, сомневаться в его компетентности и объективности у суда не имеется оснований.
Представителем административного ответчика результаты экспертного заключения не оспаривались, никаких доказательств в опровержение выводов, изложенных в заключении, представлено не было (рецензий специалистов, других заключений экспертов).
Пунктом 4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
На основании ч.1 ст.67 Водного кодекса Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч.5 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
При этом, зоны затопления, подтопления, не являются зонами, в границах которых полностью запрещается возможность строительства в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса РФ.
В соответствии с ч.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 "Об определении границ затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления. В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.
Судом установлено, что границы зон затопления, подтопления спорного земельного участка Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились. Доказательств обратного, административным ответчиком, суду не представлено.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· буквального толкования С‡.6 СЃС‚.67.1 Р’РѕРґРЅРѕРіРѕ кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, отсутствует безусловный запрет РЅР° строительство жилых РґРѕРјРѕРІ РІ зонах подтопления, Р° указано лишь РЅР° невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов Рё объектов РѕС‚ затопления, подтопления, обязанность проведения которых РІ силу С‡.7 указанной РЅРѕСЂРјС‹ возлагается РЅР° собственника РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта, Р° РЅРµ РЅР° лицо, осуществляющее строительство жилого РґРѕРјР°.
Между тем, при рассмотрении заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка, уполномоченным органом не разрешался вопрос о необходимости и возможности проведения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления с учетом конкретных условий местности, а также ответчиком не указано какие защитные мероприятия, кем и в какие сроки должны быть проведены. Также отсутствуют ссылки на законодательные акты федерального и муниципального уровня.
При этом, проведение специальных защитных мероприятий, оценки конкретных условий местности, в силу действующего правового регулирования относится к компетенции органа местного самоуправления.
Как установлено судом, спорный земельный участок расположен на кадастровом плане территории, поставленном на кадастровый учет, относится к землям населенных пунктов и расположен в территориальной зоне с индексом Ж1, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной для застройки малоэтажными индивидуальными домами.
Рных оснований для отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка РІ соответствии СЃ Рї.16 СЃС‚.11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РєСЂРѕРјРµ ссылки РЅР° нахождение земельного участка РІ границах Р·РѕРЅС‹ затопления паводком, РІ РїРёСЃСЊРјРµ Департамента в„–52-17-12645Р· РѕС‚ 17.09.2020 РіРѕРґР° РЅРµ указано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое по настоящему делу решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-12645з от 17.09.2020, принято в отсутствие законных оснований для этого, что в соответствии с пп. «в» п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ является основанием для признания их незаконными.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
При этом, суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ судебный контроль органичен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов, организаций и должностных лиц.
С учетом изложенного, во исполнение требований ч.3 ст.227 КАС РФ в качестве способа устранения допущенных нарушений суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления Черниковой О.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административные исковые требования Черниковой О.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащегося в ответе от 17.09.2020 №52-17-12645-з, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 17.09.2020 №52-17-12645-з в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 800 кв. м. на кадастровом плане территории, примыкающего по левой меже к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал <данные изъяты>.
В целях восстановлениях прав и законных интересов административного истца обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение месяца, повторно рассмотреть заявление Черниковой О.А. от 18.08.2020 года (зарегистрированного 19.08.2020 года) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 800 кв. м., примыкающего по левой меже к земельному участку по <адрес>, кадастровый квартал №.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020.
Председательствующий: Т.Е. Бражникова