Дело №2-1207/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года | пос. Кугеси |
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании очистить место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, в котором просит обязать их устранить в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами: очистить место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных по <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики (географические координаты <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>). В обоснование искового заявления истцом указано, что в их адрес поступило обращение гражданина РФ о несанкционированном размещении твердых коммунальных отходов на территории земельных участках, расположенных по <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики. Далее указано, что в ходе проведенного осмотра специалистами истца совместно с заместителем главы администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с выездом на место 26 апреля 2019 года установлено, что на склоне оврага в 20 м от границы личного подсобного хозяйства <адрес> (географические координаты <данные изъяты>) выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (деревянные доски, деревянные рамы со стеклами, полиэтиленовые пакеты и мешки с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, картон, используемые автопокрышки транспортных средств) общей площадью 300 кв.м., также на склоне оврага в 30 м от границы личного подсобного хозяйства <адрес> (географические координаты <адрес>) выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (деревянные доски, деревянные рамы со стеклами, полиэтиленовые пакеты и мешки с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, картон, используемые автопокрышки транспортных средств) общей площадью 250 кв.м., также в овраге в 200 м от границы личного подсобного хозяйства <адрес> (географические координаты <адрес>) выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (строительный мусор, фанера, деревянные доски, деревянные рамы со стеклами, полиэтиленовые пакеты и мешки с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, картон) общей площадью 900 кв.м. Далее указано, что законодательством предусмотрена возможность закрепления законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с уставами муниципального района и сельского поселения вопроса участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за сельским поселением, так, в силу ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 19 ч. 1 ст. 8). Также указано, что на основании п. 15 ч. 1 ст.7 Устава Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (с учетом внесенных изменений) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных бытовых отходов отнесено к вопросам местного значения Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района, что следует из сведений открытого доступа с сайта с сети «Интернет» Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. Соответственно, как указано далее в иске. законом Чувашской Республики и принятыми уставами муниципального района и сельского поселения закреплено участие Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Кроме того, как указано далее, п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28U2.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение, а согласно примечанию к п. 7. 8 вышеуказанного ГОСТа 30772-2001, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Также в иске указано, что вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью населения и могут привести к ухудшению качества окружающей среды, и с целью ликвидации в кратчайшие сроки указанного места несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов истец в соответствии с действующим законодательством с претензионным письмом от 30.04.2019 под № обратился к отвкетчику.
На судебном заседании представитель истца, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республик, Исаев А.Л.. исковые требования к администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики поддержал и просил их удовлетворить.
На судебном заседании представитель ответчика, администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Мульдияров С.И., исковые требования признал частично, пояснив, что места мусора с координатами <данные изъяты>; <данные изъяты> находятся на территории их сельского поселения, а место мусора с координатами <данные изъяты> расположен на земельном участке, находящемся в оперативном управлении АО «Приволжское», то есть принадлежащем Росимуществу и таким образом находящемуся в федеральной собственности, в связи с чем не они должны убирать этот мусор.
Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Также при этом суд учитывает положения ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что также не отрицается представителем ответчика, 26 апреля 2019 года проведен плановый (рейдовый) осмотр земельных участков по маршруту: <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, в ходе которого установлено, что на склоне оврага в 20 м от границы личного подсобного хозяйства <адрес> (географические координаты <данные изъяты>) имеется место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (деревянные доски, деревянные рамы со стеклами, полиэтиленовые пакеты и мешки с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, картон, используемые автопокрышки транспортных средств) общей площадью 300 кв.м., также на склоне оврага в 30 м от границы личного подсобного хозяйства <адрес> (географические координаты <адрес>) имеется место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (деревянные доски, деревянные рамы со стеклами, полиэтиленовые пакеты и мешки с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, картон, используемые автопокрышки транспортных средств) общей площадью 250 кв.м., также в овраге в 200 м от границы личного подсобного хозяйства <адрес> (географические координаты <адрес>) имеется место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (строительный мусор, фанера, деревянные доски, деревянные рамы со стеклами, полиэтиленовые пакеты и мешки с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, картон) общей площадью 900 кв.м.
Так, Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 42).
Этому право корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции РФ.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающей полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (ч.1). К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2).
Частью 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч.3 ст.8).
В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Также ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона определены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения. При этом предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4).
Таким образом, вышеназванными положениями предусмотрена возможность закрепления законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и сельского поселения вопроса участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за сельским поселением.
В силу ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.19 ч.1 ст.8).
Так, п. 16 ч. 1 ст. 8 Устава Чебоксарского района Чувашской Республики (с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики №29-01 от 07.06.2018) к вопросам местного значения Чебоксарского района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Чебоксарского района.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 7 Устава Кшаушского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (с учетом решения Собрания депутатов Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 9.06.2018 № 23-01) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных бытовых отходов отнесено к вопросам местного значения Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района, что следует из сведений открытого доступа с сайта с сети «Интернет» Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Соответственно, Законом Чувашской Республики и принятыми в уставами муниципального района и сельского поселения закреплено участие Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Кроме того, п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Однако, согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Материалами дела подтверждается, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов находится на территории Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, а не на межселенной территории, иного суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд констатирует, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения, в том числе по ликвидации обнаруженной несанкционированной свалки на территории сельского поселения, возложена на администрацию Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
В силу ст.1 Устава Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Кшаушское сельское поселение – муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 №37.
Также необходимо отметить, что объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный указанному муниципальному образованию Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 с использованием формулировки «участие», не может быть сведен к формальному участию сельского поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ). С учетом приведенных выше норм действующего законодательства обязанность участвовать в организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе по ликвидации образовавшихся несанкционированных свалок на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения возложена, в первую очередь, на сельское поселение.
На основании ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе в части организации и сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Также ст. 42 Земельного кодекса РФ обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы возложены как на собственников земельных участков, так и на лиц, не являющиеся собственниками земельных участков.
Таким образом, на основании анализа вышеприведенных норм суд приходит к выводу, что администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязана организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и очистить место несанкционированного размещения отходов на земельных участках, указанных выше.
При этом доводы ответчика о том, что очищение места мусора с координатами размещения <данные изъяты> не входит в их обязанности, так как земельный участок, на котором он расположен, находиться в федеральной собственности, на основании вышеизложенного признаются необоснованными.
Также при этом необходимо отметить, что, как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Как указано выше, согласно ч. 1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 - 3 ст. 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Следовательно, стороны по делу вправе предоставлять любые доказательства, достоверные и относимые доказательства, которые обосновывают их позицию в суде.
Доказательственная деятельность в первую очередь связана с поведением участников процесса, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 56, 59, 60, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ).
При этом границы предмета доказывания и бремя доказывания (ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ) определяются предметом (конкретным материально-правовым требованием к ответчику) и основанием иска (конкретными фактическими обстоятельствами, на которых истец основывает свои требования
Однако при этом стороной ответчика в силу вышеприведённых норм прав не предоставлено никаких доказательств в обоснование своих изложенных доводов о нахождении места расположения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с координатами размещения <данные изъяты> именно на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, в связи с чем суд не считает данный факт доказанным.
Также при этом необходимо отметить, что сторона истца отрицала данные обстоятельства, а сторона не несет бремени доказывания своего отрицания, в том числе обстоятельства, противоположного отрицаемому (не согласующегося с отрицаемым).
Так, в Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу «М. против Российской Федерации» указано, что «бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает».
Согласно ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ суд устанавливает срок для совершения указанных действий – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд полагает, что данный срок является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании очистить место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать администрацию Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики устранить в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами: очистить место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных по <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики (географические координаты <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его вынесения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья: Афанасьев Э.В.