Решение по делу № 2а-647/2020 от 08.09.2020

Р Е Ш Е Н И Е            

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2020 года г. Уяр

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Приваловой О.В.

при секретаре: Вацлавской Д.С.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Уярского района Тиско А.А.

и представителей административного ответчика Фурмановой Е.С. (доверенность от 27.04.2020 года) и Грызунова П.А. (доверенность от 11.12.2020 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уярского района, КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» и министерству транспорта Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Уярского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уярского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия. Требования уточнил, предъявив их к администрации Уярского района Красноярского края, КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», министерству транспорта Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.

Свои требования прокурор в судебном заседании и в своем уточнённом административном исковом заявлении мотивировал следующим. Прокуратурой Уярского района проведена проверка исполнения администрацией Уярского района законодательства по организации транспортного сообщения до п. Пинчино Уярского района по обращению депутата Законодательного Собрания Красноярского края Зайцева И.А. в интересах жительницы п. Пинчино гр. ВЕА. Проведенной проверкой установлено, что круглогодичное транспортное сообщение в п. Пинчино не осуществляется, в зимнее время передвижение транспортных средств осуществляется по автозимнику «Роща-Пинчино» протяженностью 7,56 км., который является сезонной автомобильной дорогой общего пользования, численность населения п. Пинчино составляет 27 человек, проезд экстренных служб в п.Пинчино круглогодично невозможен. Таким образом, при проверке установлено, что круглогодичное транспортное обслуживание автомобильным транспортом до п. Пинчино надлежащим образом не организовано, что является нарушением обязанности по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, отнесенной к полномочиям администрации муниципального образования Уярский район. Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания затрудняет своевременное реагирование медицинских и пожарных служб. 22.05.2020 года прокуратурой в адрес администрации Уярского района внесено представление об устранении указанных нарушений, однако согласно представленному ответу администрации от 26.06.2020 года, организация регулярных автотранспортных пассажирских перевозок для жителей п.Пинчино нецелесообразна. В настоящее время КГКУ «КрУДор» осуществляет содержание указанной дороги, а также занимается постановкой на кадастровый учет земельного участка, на котором расположена дорога. Ответчик администрация Уярского района не выполняет должным образом свои обязанности по бесперебойному движению транспортных средств по автомобильным дорогам, в частности по автодороге «Роща-Пинчино». На министерство транспорта Красноярского края по закону возложены обязанности по обеспечению сохранности, развитию и улучшению дорог, утверждению порядка содержания и ремонта дорог, обеспечение безопасности движения и иные полномочия. Также согласно уставу КГКУ «КрУДор» его учредителем и собственником является Красноярский край, а функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет министерство транспорта Красноярского края. С учетом уточненных исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации Уярского района по непринятию мер к организации транспортного обслуживания жителей п. Пинчино Уярского района и возложить на нее обязанность по организации транспортного обслуживания жителей п.Пинчино Уярского района в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Признать незаконным бездействие КГКУ «КрУДор», министерства транспорта Красноярского края по необеспечению круглогодичного транспортного сообщения по автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Роща-Пинчино и возложить на КГКУ «КрУДор», Министерство транспорта Красноярского края обязанность по выполнению ремонтных работ, обеспечивающих транспортную доступность по указанной автомобильной дороге круглогодично, а течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Представители ответчика администрации Уярского района Красноярского края Фурманова Е.С. и Грызунов П.А. в судебном заседании требования прокурора полагали необоснованными, поскольку содержание спорной дороги не относится к ведению администрации Уярского района, ответчик осуществляет деятельность по обеспечению транспортной доступности жителей п. Пинчино в рамках своих полномочий и финансовых возможностей, регулярное транспортное обслуживание жителей осуществляется посредством железнодорожного транспорта, являющегося для населения п.Пинчино регулярным и наиболее безопасным, поэтому оснований для признания ответчика бездействующим не имеется.

Представитель ответчика КГКУ «КрУДор» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежавшим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленным возражениям на исковое заявление требования полагал необоснованными, поскольку спорная дорога является временным сооружением и не может включаться в состав капитального строительства. Ежегодно ведутся работы по содержанию указанной дороги в надлежащем техническом состоянии, для обеспечения беспрепятственного круглогодичного проезда от п. Роща до п. Пинчино необходимо проведение строительных работ, на которые в настоящее время не предусмотрено ни временных затрат, ни финансирования. Кроме того, действующим законодательствам не предусмотрено возложение на КГКУ «КрУДор» обязанности по строительству нового объекта.

Представитель ответчика Министерства транспорта Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежавшим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленным возражениям на исковое заявление, требования полагал необоснованными, поскольку ежегодно в рамках предусмотренных средств выполняются работы по восстановлению спорной дороги, для обеспечения круглогодичного транспортного сообщения по автомобильной дороге требуется выполнение работ по строительству ее отдельных участков и проведению ремонтно-восстановительных мероприятий с доведением параметров автодороги до IV технической категории на всем протяжении. Ориентировочная стоимость работ составит порядка 178,0 млн. рублей, стоимость проектно-изыскательских мероприятий – 3,0 млн. рублей. Государственной программой Красноярского края «Развитие транспортной системы» денежных средств на реализацию указанных мероприятий не предусмотрено.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.п.5,6 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п.5,6 ст. 11 Устава администрации Уярского района вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района

Согласно п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч. 10 ст.5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.10 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 2 ст.15 Федерального закона от 08 ноября 2007г. №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст.15 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности распределено между различными органами и организациями в зависимости от принадлежности автомобильной дороги на соответствующем вещном праве тому или иному субъекту. В целом нормы данной статьи основаны на положениях гражданского законодательства, согласно которому именно на собственника имущества возлагается бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Судом установлено, что по состоянию на 01.01.2020 года на территории п. Пинчино Уярского района Красноярского края проживает 27 человек, согласно сообщениям от 07.05.2020 года и от 17.11.2020 года администрации Рощинского сельсовета, на территории которого расположен п. Пинчино, в п.Пинчино зарегистрировано по месту жительства 18 человек, постоянно и преимущественно проживают 10 человек, в зимний период постоянно и преимущественно проживают 3 человека.

Доводы прокуратуры Уярского района о необходимости принятия мер по организации круглогодичного транспортного сообщения до п.Пинчино Уярского района обоснованы, в том числе, необходимостью более быстрого реагирования специальных служб на обращения жителей.

При этом, из представленных в материалы дела ответов Главного Управления МЧС России по Красноярскому краю от 12.08.2020 года следует, что для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, на населенный пункт п. Пинчино предусмотрена высылка сил и средств по рангу «Пожар №1» при котором, автоматически направляется 2 пожарных автомобиля 66 пожарно-спасательной части 4 ПСО ФПС 1 НС ГУ МЧС России по Красноярскому краю, расчетное время прибытия составляет 53 минуты. При повышении ранга до «Пожар № 1 БИС» дополнительно направляется ещё 2 АЦ-40 66 ПСЧ 4 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Красноярскому краю, расчетное время прибытия составляет также 53 минуты и пожарный поезд ст. Уяр, расчетное время прибытия составляет 113 минут. Следование пожарной техники до п. Пинчино осуществляется от г. Уяр до п. Роща по асфальтному покрытию (38км.) и от п. Роща до п. Пинчино по грунтовому покрытию (11км.); в связи с тем что, грунтовая дорога имеет переменный рельеф местности, при выпадении осадков (дождь, снег) проезд затрудняется. За последние 3 года реагирование на пожары в п. Пинчино осуществлялось 2 раза: 20.05.2019 года и 01.06.2019 года, оба раза с привлечением муниципальной пожарной охраны п.Роща (время следования 17 минут и 19 минут соответственно), время следования пожарных автомобилей из г.Уяра по месту дислокации 66 ПСЧ 4 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Красноярскому краю до очагов возгорания составило 30 и 31 минуту соответственно. В указанном сообщении первый заместитель начальника Главного Управления МЧС России по Красноярскому краю СВВ «подтверждает необходимость приведения в соответствие и обеспечения круглогодичного поддержания в надлежащем состоянии дорожного сообщения от п. Роща до п. Пинчино», указывает, что «это позволит сократить временной интервал реагирования пожарно-спасательных подразделений на оперативные события.».

При этом, из указанного сообщения следует, что пожарные автомобили прибывают на место в пределах расчетного времени, а именно за 30 и 31 минуту при расчётных 53 минутах; трудностей в пути следования не возникало.

В сообщении и.о. главного врача КГБУЗ «Уярская РБ» НСБ от 14.08.2020 года указано, что проезд экстренных служб в п.Пинчино возможен только в летнее время и в сухую погоду, за 2019-2020 годы автомобиль скорой помощи выезжал 2 раза, в зимнее время выездов не было; для обеспечения возможности оказания неотложной медицинской помощи жителям п.Пинчино транспортное сообщение должно быть организовано круглогодично. В сообщении от 29.09.2020 года НСБ указывает, что время в пути санитарного транспорта до п. Пинчино - 12.08.2019 года составило 53 минуты, а 13.02.2020 года составило 1 час 05 минут, в зимний период происходит увеличение времени в пути за счет возможных снежных передувов.

Из сообщения КГКУ «УСЗН» по Уярскому району Красноярского края от 23.09.2020 года следует, что по состоянию на 22.09.2020 года в базе данных числится 26 граждан, проживающих в труднодоступных местах Уярского района, 7 из них, согласно списочного состава, проживают на территории п.Пинчино.

Согласно ответов администрации Рощинского сельсовета Уярского района Красноярского края от 07.05.2020 года и от 17.11.2020 года пассажирских перевозок из п.Пинчино в районный центр не имеется; транспортное сообщение осуществляется железнодорожным транспортом и личным автомобильным транспортом граждан. Проезд автомобилей и экстренных служб возможен железнодорожным транспортом круглогодично, автомобильным транспортом также возможен, с условием своевременной очистки в зимнее время и грейдирования и подсыпки в весенне-летнее время. Медикаменты в п. Пинчино доставляются жителями самостоятельно; все жители в части медицинского обслуживания прикреплены к поликлиникам в г. Красноярске и обслуживаются по месту прикрепления, в случае возникновения необходимости вызова скорой медицинской помощи, население обслуживает Уярская районная больница и Рощинская амбулатория. Продукты питания жители п. Пинчино доставляют себе самостоятельно, кроме того, по заявкам жителей предприниматель п. Роща ИП И осуществляет доставку продовольственных товаров в летний период времени для обеспечения нужд граждан, а именно в период, когда увеличивается количество проживающих граждан (дачный сезон).

Согласно ответа администрации Уярского района Красноярского края от 23.05.2020 года и от 26.06.2020 года, администрация Уярского района не находит обоснованным представление прокурора в части ненадлежащего исполнения полномочий по обеспечению жизнедеятельности и наличия угрозы безопасности жизни и здоровью жителей п.Пинчино, поскольку круглогодично железнодорожным транспортом осуществляются регулярные пассажирские перевозки жителей п. Пинчино до районного центра (по маршруту г.Уяр-п.Балай-п.Пинчино); в зимнее время транспортная доступность осуществляется по автозимнику «Роща — Пинчино» протяженностью 7,56 км., фактическая транспортная доступность для автомобилей скорой медицинской помощи и пожарной техники обеспечивается круглогодично даже при текущем состоянии автодороги, информация об отсутствии возможности проезда автомобилей экстренных служб не соответствует действительности, п. Пинчино входит в расписание реагирования пожарного поезда ст.Уяр ОАО «РЖД». Организация регулярных автотранспортных пассажирских перевозок для жителей п. Пинчино нецелесообразна, вместе с тем, с целью защиты интересов жителей п.Пинчино, администрацией Уярского района направлено письмо в Министерство транспорта Красноярского края о принятии мер по обеспечению круглогодичной транспортной доступности по дороге «Роща - Пинчино». Из ответа Министерства транспорта Красноярского края от 03.07.2020 года на указанный запрос следует, что в спорная дорога является временным сооружением - автозимником, ежегодно, в рамках средств, предусмотренных на содержание, выполнятся работы по восстановлению указанной дороги. Для обеспечения круглогодичного транспортного сообщения по указанной дороге требуется выполнение работ по строительству ее отдельных участков и проведению ремонтно-восстановительных мероприятий в доведением параметров автодороги до IV технической категории на всем протяжении. Ориентировочная стоимость работ составит порядка 178,0 млн. рублей, стоимость проектно-изыскательских мероприятий – 3,0 млн. рублей. Принимая во внимание напряженные параметры бюджета и недостаточное финансирование дорожной отрасли края, вопрос организации вышеуказанных мероприятий на автодороге «Роща-Пинчино» в Уярском районе будет рассмотрен в долгосрочной перспективе.

Судом установлено, что Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 года -п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края», с учетом Постановления Правительства Красноярского края от 26.02.2020 года -п, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края. Автомобильная дорога «Роща-Пинчино» (идентификационный номер ) включена в данный перечень и является автомобильной дорогой, включающей в себя искусственные дорожные сооружения - зимники не ниже III категории и (или) переправы по льду не ниже II категории, находящейся вне границ населенных пунктов и отвечающей требованиям действующих строительных норм и правил, условиям безопасности движения автомобильного транспорта, обеспеченной производственными объектами, необходимыми для содержания автомобильных дорог.

Из сообщения КГКУ Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю от 02.05.2020 года, 17.11.2020 года и 19.11.2020 года следует, что зимняя автомобильная дорога «Роща-Пинчино» является временным сезонным сооружением, которая устраивается при достаточных отрицательных температурах окружающего воздуха, относится к III категории зимников. Оценка технического состояния автозимника проводится ежегодно в период его открытия и закрытия. Дорога находится в оперативном управлении КГКУ «КрУДор», работы по содержанию дороги проводит АО «КрайДЭО», финансовые затраты по состоянию на 01.11.2020 года составили 588 933 рубля 98 копеек. Ведется работа по согласованию межевого плана земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога.

Поскольку к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах сельских поселений и между поселениями в границах муниципального района, администрацией Уярского района во взаимодействии с ОАО «РЖД» организовано круглогодичное транспортное сообщение до п.Пинчино посредством железнодорожного транспорта. Пригородные электропоезда осуществляют перевозки пассажиров с посадкой и высадкой в установленных остановочных пунктах (в том числе, ст.Пинчино) по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписанием, установленным для каждого остановочного пункта. Также, администрация Уярского района принимает непосредственное участие в организации движения по автозимнику «Роща-Пинчино» в части открытия и закрытия движения по нему после проведения осмотра готовности дороги к автотранспортному сообщению, то есть осуществляет деятельность по организации транспортного обслуживания населения п. Пинчино в пределах своих полномочий     и в рамках финансирования, при таких обстоятельствах незаконного бездействия со стороны администрации Уярского района не усматривается.

Кроме того, возложенная на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района не предусматривает строительства новых дорог в целях организации транспортного обслуживания жителей муниципального района, а возлагает обязанности по организации безопасности дорожного движения на уже имеющихся дорогах, а также по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района по имеющимся дорогам. В данном случае постоянной дороги, по организации транспортного сообщения по которой у администрации Уярского района могли возникнуть обязанности, не имеется.

Также судом не усматривается незаконного бездействия со стороны КГКУ «КрУДор» и министерства транспорта Красноярского края, поскольку ими также ведется ежегодная деятельность по поддержанию автомобильной дороги и зимника «Роща-Пинчино» в надлежащем техническом состоянии, предпринимаются меры к ее улучшению и решению вопроса о круглогодичном бесперебойном автомобильном сообщении с п.Пинчино. При этом обязанности по обеспечению круглогодичного транспортного сообщения по спорной автомобильной дороге у указанных лиц не имеется в силу того, что данная дорога является временным сооружением -автозимником. Сведений о ненадлежащем содержании указанными лицами автозимника суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований прокурора Уярского района отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уярского района о признании бездействия по непринятию мер к организации транспортного обслуживания жителей п. Пинчино Уярского района незаконным и обязании принять меры по организации транспортного обслуживания жителей п. Пинчино Уярского района, к КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» и министерству транспорта Красноярского края о признании бездействия по необеспечению круглогодичного транспортного сообщения по автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Роща-Пинчино незаконным и обязании выполнить ремонтные работы, обеспечивающие транспортную доступность по автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Роща-Пинчино круглогодично отказать.

Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий                         Привалова О.В.

.

2а-647/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Уярского района Красноярского края
Ответчики
администрация Уярского района
Алкснис Ольга Николаевна
Другие
Министрерство транспорта Красноярского края
Суд
Уярский районный суд Красноярского края
Судья
Привалова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
uyar.krk.sudrf.ru
08.09.2020Регистрация административного искового заявления
09.09.2020Передача материалов судье
09.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Подготовка дела (собеседование)
08.10.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
27.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Дело оформлено
24.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее