Решение по делу № 2-1749/2024 от 03.07.2024

Дело № 2-1749/2024

УИД 03RS0013-01-2024-003103-48

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2024 г.                      г.Нефтекамск РБ

Нефтекамский городской суд РБ в составе председательствующего судьи А.А.Хановой, при секретаре Баталовой Э.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минприроды Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Крона», Богданову Д.И., Богданову И.Ю. о возложении обязанности произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде горбыля и опилок, размещенных на земельных участках,

УСТАНОВИЛ:

Минприроды Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО «Крона» о возложении обязанности произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде горбыля и опилок. В обоснование требований указано, что ответчик является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , на которых и вблизи к ним выявлено и зафиксировано место размещения отходов производства преимущественно в виде опилок, а также горбыля, остатков пней, корней деревьев, порубочных остатков. Данное обстоятельство является нарушением ответчиком норм земельного и экологического права. Истец просит обязать ООО «Крона» произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде горбыля и опилок, размещенных на земельных участках с кадастровыми номерами а также за их пределами в границах угловых точек с координатами: <данные изъяты>

Определением суда к рассмотрению дела в качестве соответчиков привлечены Богданов Д.И. и Богданов И.Ю..

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещения о времени и месте рассмотрения дела судом по адресу ответчиков направлены своевременно, конверты возвращены Почтой России с отметкой «истек срок хранения», в связи с неявкой адресата для получения судебной корреспонденции.

Возвращение судебной корреспонденции, направленной по правильному адресу, без фактического вручения адресату, с отметкой почтового отделения об истечении срока её хранения суд признает надлежащим уведомлением ответчика, поскольку последний должную степень заботливости и осмотрительности при реализации своих процессуальных прав не проявил и в разумный срок необходимые действия не совершил.

Уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения расценивается как отказ от его получения и злоупотребление своим правом. Таким образом, судом предприняты все меры надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного заседания, обеспечения его конституционных прав и интересов.

Сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещены на официальном сайте Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан в сети интернет http://neftekamsky.bkr.sudrf.ru.

При этом по смыслу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны. На основании ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе. С учетом положений ч.2 ст. 117, ч.3 ст. 167 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ, п.п.63-68 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , суд считает ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании ч. 2 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и в соответствии с квартальным планом проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Республики Коми, утвержденным приказом Минприроды Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр, обследование территории сельского поселения «Усть-Кулом» МО МР «Усть-Куломский» с целью соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах».

В частности, ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка, расположенного вблизи участков с кадастровыми номерами: , с разрешенными видами использования: для обслуживания производственной базы, где осуществляется хозяйственная деятельность Индивидуальным предпринимателем Богдановым Д.И., Индивидуальным предпринимателем Богдановым И.Ю. и ООО «Крона». Вблизи указанной базы выявлено и зафиксировано место размещения отходов производства преимущественно в виде опилок, а также горбыля, остатков пней, корней деревьев, порубочных остатков. Отходы лесопиления размещены навалами на открытой территории, непосредственно на грунте. Свалка древесных отходов расположена в границах 6 угловых точек с координатами: <данные изъяты> Согласно «Публичной кадастровой карты» (roscadastr.com), несанкционированная свалка древесных отходов занимает площадь 3141 кв. м (0,31 га), объем около 25000 м2.

Из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № ИЭ Богданов Д.И. является Индивидуальным предпринимателем. Основной вид деятельности - код ОКВЭД 16.29.15 производство топливных гранул и брикетов из отходов деревопереработки; дополнительные - код ОКВЭД 02.10 и 02.20 лесоводство и лесозаготовки.

Согласно выписке Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № ИЭ Богданов И.Ю. является Индивидуальным предпринимателем. Основной вид деятельности - код ОКВЭД 16.29.15 производство топливных гранул и брикетов из отходов деревопереработки; дополнительные - код ОКВЭД 16.10 распиловка и строгание древесины.

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ, ООО «Крона» является юридическим лицом. Основной вид деятельности - ОКВЭД 16.10 распиловка и строгание древесины.

По Федеральному классификационному каталогу отходов, (приказ Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ ) выявленные отходы можно отнести к следующим наименованиям с соответствующим кодом:

Код отхода

Наименования

горбыль из натуральной чистой древесины

опилки из натуральной чистой древесины

Данные отходы относятся к 5 классу опасности.

Ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) установлено, что хранение отходов это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Собственник отходов, обязан выполнять природоохранные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образователем (собственником) отходов является лицо, образовавшее их, либо лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц. Согласно сведений «Публичной кадастровой карты» (roscadastr.com) установлено, что древесные отходы (опилки и горбыль) размещаются на земельных участках, а также за ее пределами с кадастровыми номерами находящемся на праве собственности ООО «Крона» (далее - Общество).

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 11:07:4201022:347 площадью 47186 м2 и находится в собственности ООО «Крона». Вид разрешенного использования - для обслуживания производственной базы.

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости филиала публично- правовой компании «Роскадастр» по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 11:07:4201022:348 площадью 42379 м2 также находится в собственности ООО «Крона». Вид разрешенного использования - для обслуживания производственной базы.

Общество, как собственник земельного участка, несет ответственность за размещаемые отходы лесопиления на земельном участке, не обустроенном в соответствии с требованиями природоохранного законодательства в месте, не предназначенном для складирования отходов. Иных подъездных путей к данной территории нет, только через вышеуказанные земельные участки.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Закона) к основным принципам охраны окружающей среды относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и другие.

В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах), а п.7 ст. 12 данного закона запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ст. 28 Федерального закона № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собранными и приобщенными к протоколу осмотра материалами установлено, что ООО «Крона» допустило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства, образованными в результате осуществления деятельности по лесопилению на земельных участках с кадастровыми номерами 11:07:4201022:347 и 11:07:4201022:348 и за ее пределами на территории земель населенных пунктов сельского поселения «Усть-Кулом». Своими действиями Общество нарушило требования природоохранного законодательства, а именно статьи 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьями 75 Федерального закона № 7-ФЗ и 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и санитарного законодательства предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация от ООО «Крона» на претензионное письмо отдела от ДД.ММ.ГГГГ не поступала. Доведено лишь устно, что в течение года отходы будут ликвидированы, то есть до летнего периода 2025 года.

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» меры по ликвидации указанной несанкционированной свалки не принимаются.

Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов.

В связи с этим, имеется реальная опасность причинения вреда здоровью населения и экологическим правам граждан.

Тем самым нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории Усть-Куломского района, в частности на территории с. Усть-Кулом, то есть неопределенного крута лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, что следует из ст. 58 Конституции РФ.

Согласно ст. 46 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» запита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно пп.5 п.12 Постановления Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ N 452, в целях исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности Министерство имеет право обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее - постановление Пленума N 21) разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

Минприроды Республики Коми является органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляет региональный государственный экологический надзор, что следует из п.1 Постановления Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ N 452 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми».

Установленные судом фактические обстоятельства дела свидетельствует, о том, что ответчики допустили несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства, образованными в результате осуществления деятельности по лесопилению на земельных участках с кадастровыми номерами 11:07:4201022:347 и 11:07:4201022:348 и за ее пределами на территории земель населенных пунктов сельского поселения «Усть-Кулом». Своими действиями ответчики нарушили требования природоохранного законодательства, а именно статьи 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минприроды Республики Коми (ОГРН 1171101008297; ИНН 1101160027, КПП 110101001) в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Крона» (ОГРН 1171101004722; ИНН 1101158211; КПП: 026401001), Богданову Д.И. ИНН , Богданову И.Ю. ИНН о возложении обязанности произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде горбыля и опилок, удовлетворить.

Обязать ООО «Крона», Богданова Д.И., Богданова И.Ю. произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде горбыля и опилок, размещенных на земельных участках с кадастровыми номерами , а также за их пределами в границах угловых точек с координатами: <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                подпись         А.А.Ханова

Копия верна. Судья                 А.А.Ханова

2-1749/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минприроды Республики Коми в интересах неопределеннного круга лиц
Ответчики
Богданов Денис Игоревич
ООО "Крона"
Богданов Игорь Юрьевич
Другие
Левченко Кирилл Андреевич-представитель истца
Суд
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Ханова А.А.
Дело на сайте суда
neftekamsky.bkr.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее