Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 марта 2021 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре ФИО1, с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3, представителя администрации муниципального района «<адрес>» ФИО4, рассмотрев исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2 к администрации муниципального района «<адрес>» о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «<адрес>», выразившегося в ненадлежащем исполнении обязательств по газоснабжению населения, обязании администрацию муниципального района «<адрес>» исполнить требования законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>,
установил:
<адрес> Республики Дагестан ФИО2 обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>», указывая, что проведенной прокуратурой <адрес> по обращению жителей мкр. «Эльдерги» <адрес> ФИО5 и других установлено ненадлежащее исполнение администрацией МР «<адрес>» требований законодательства о газоснабжении населенных пунктов района. В начале февраля 2020 года в результате снижения погодных условий и увеличением в связи с этим расхода газа тепличными хозяйствами в ряде населенных пунктов <адрес>, Каякент, Новокаякент имели место факты перебоя с поставкой газа населению, где одной из возможных причин сложившегося положения с поставкой населению газа (нехватки газа) является массовое подключение к подводящим в указанные населенные пункты газопроводным сетям тепличных хозяйств и новых микрорайонов без учета технической возможности действующих газопроводных линий без согласования с собственником имущества в лице администрации МР «<адрес>».
Природный газ вышеперечисленным населенным пунктам, где отмечены перебои (дефицит) с поставкой газа, распределяется через ГРС «Каякент», расположенный на административной территории МО «сельсовет Каякентский», откуда также распределяется газ еще более 100 тепличным хозяйствам, объем потребления газа которыми значительно увеличивается в зимний период и период наступления холодов, в результате чего нагрузка на ГРС превышает ее проектную мощность более чем 200%, что, соответственно, сказывается на качестве поставляемого населению газа.
Учитывая, что проектная мощность ГРС не позволяет увеличить давление газа в газопроводах более чем на 6 атмосфер, и для улучшения положения с поставкой газа населению перечисленных населенных пунктов района требовалось строительство дополнительных объектов газификации, а именно: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>.
По информации администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ завершение строительных работ по указанным объектам газоснабжения планировалось до конца 2020 года.
По данному вопросу по результатам ранее проведенной проверки в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на имя главы МР «<адрес>» было внесено представление.
Однако, администрация МР «<адрес>» не предприняла для этого достаточные меры, обеспечивающие бесперебойную поставку населению газа, т.е. не исполнила должным образом установленные законом обязательства по газоснабжению населения.
Невыполнение администрацией МР «<адрес>» указанных выше требований законодательства в сфере газоснабжения населения способствует возникновению негативных последствий для населения в виде перебоя поставки газа и нарушению соответственно их законных прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что также усматривается из рассматриваемого обращения жителей мкр. «Эльдерги» <адрес>, в котором сообщается о падении давления газа у потребителей при незначительном снижении погодных (температурных) условий.
Просит признать бездействие администрации муниципального района «<адрес>», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по газоснабжению населения, незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» исполнить требования законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал исковые требования в части обязания администрацию МР «<адрес>» исполнить требования законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>, просил их удовлетворить, предоставив ответчику срок для исполнения 3 месяца со дня вступления решения в законную силу по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.
В части разрешения исковых требований о признании незаконным бездействия администрации МР «<адрес>», выразившегося в ненадлежащем исполнении обязательств по газоснабжению населения, представитель истца оставил на усмотрение суда, указав, что ответчиком предпринимались и предпринимаются определенные меры для строительства объектов газоснабжения и устранения требований законодательства о газоснабжении населения, поскольку такие действия администрации нашли свое подтверждение в исследованных документах.
В возражениях представитель МР «<адрес>» по доверенности ФИО4 признал исковые требования в части обязания администрации МР «<адрес>» исполнить требования законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>, просил их удовлетворить, предоставив ответчику срок для исполнения не менее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации МР «<адрес>», выразившегося в ненадлежащем исполнении обязательств по газоснабжению населения, просит отказать, указывая, что администрация МР «<адрес>» не является специализированной организацией по строительству объектов газоснабжения, но предпринимала и предпринимает все возможные меры по устранению дефицита газоснабжения, о чём свидетельствуют переписка с Правительством РД и подведомственными ей учреждениями.
Выслушав мнения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ жители мкр. «Эльдерги» <адрес> ФИО5, ФИО6 и другие обратились в прокуратуру <адрес> с заявлением о ненадлежащем состоянии газового оборудования и газораспределительной сети в их микрорайоне и неисполнении администрацией МР «<адрес>» требований законодательства о газоснабжении населения.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором района по данному вопросу в администрацию МР «<адрес>» и ООО «Газпром газораспределение Дагестан» были внесены представления с требованием рассмотреть настоящее представление на совещании администрации МР «<адрес>» с приглашением ответственных должностных лиц администрации МР «<адрес>», представителей организаций – поставщиков газа и участием представителя прокуратуры <адрес>, принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих; в целях выявления потребности в строительстве новых газопроводных линий или реконструкции существующих линий провести комиссионное обследование газопроводных линий района; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации МР «<адрес>», по вине которых допущены нарушения проверяемого законодательства.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на указанное представление, администрация МР «<адрес>» сообщали, что проведено совещания с участием ответственных лиц по вопросу перебоя с поставкой газа населению на территории <адрес>. В рамках обсуждений, согласно письму Министерства промышленности и энергетики РД (№ от ДД.ММ.ГГГГ) подготовлены и направлены в Правительство РД предложения по строительству объектов газораспределительных систем в рамках «Программы развития газоснабжения и газификации Республики Дагестан на 2021-2025 гг.», финансируемой за счет инвестиций ПАО «Газпром», включающие в себя, в том числе вопросы строительства газопроводов-лупингов и газопроводов-закольцовок между ГРС, что позволит обеспечить оптимизацию распределения мощностей перегруженных объектов газораспределения на территории МР «<адрес>». Администрацией подписано Соглашение о проведении проектно-изыскательских работ для снятия образовавшейся проблемы. При этом указано, что выдача разрешений на технологическое присоединение объектов (тепличные хозяйства) к сетям газоснабжения с администрацией района не согласовывалось, в связи с чем отсутствует возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
Согласно приказу исполнительного директора ООО «Газпром газораспределение Дагестан» от ДД.ММ.ГГГГ 3 05-11 на основании Акта № от ДД.ММ.ГГГГ за неправомерные действия по выдаче исполнительно-технической документации на технологическое присоединение при отсутствии технической возможности подачи газа с ГРС «Каякент» пять сотрудников ООО привлечены к административной ответственности.
По информации администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на требования прокуратуры <адрес> завершение строительных работ по объектам газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес> планировалось до конца 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГ по обращению жителей мкр. «Эльдерги» <адрес> прокуратурой <адрес> установлено ненадлежащее исполнение администрацией МР «<адрес>» требований законодательства о газоснабжении населенных пунктов района. В начале февраля 2020 года в результате снижения погодных условий и увеличением в связи с этим расхода газа тепличными хозяйствами в ряде населенных пунктов <адрес>, Каякент, Новокаякент имели место факты перебоя с поставкой газа населению, где одной из возможных причин сложившегося положения с поставкой населению газа (нехватки газа) является массовое подключение к подводящим в указанные населенные пункты газопроводным сетям тепличных хозяйств и новых микрорайонов без учета технической возможности действующих газопроводных линий без согласования с собственником имущества в лице администрации МР «<адрес>».
Природный газ вышеперечисленным населенным пунктам, где отмечены перебои (дефицит) с поставкой газа, распределяется через ГРС «Каякент», расположенный на административной территории МО «сельсовет Каякентский», откуда также распределяется газ еще более 100 тепличным хозяйствам, объем потребления газа которыми значительно увеличивается в зимний период и период наступления холодов, в результате чего нагрузка на ГРС превышает ее проектную мощность более чем на 200%, что, соответственно, сказывается на качестве поставляемого населению газа.
Учитывая, что проектная мощность ГРС не позволяет увеличить давление газа в газопроводах более чем на 6 атмосфер, и для улучшения положения с поставкой газа населению перечисленных населенных пунктов района требовалось строительство дополнительных объектов газификации, а именно: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>.
Таким образом в судебном заседании установлено, что администрация МР «<адрес>» не предприняла для этого все возможные меры, обеспечивающие бесперебойную поставку населению газа, т.е. не исполнила должным образом установленные законом обязательства по газоснабжению населения, что способствует возникновению негативных последствий для населения в виде перебоя поставки газа и нарушению соответственно их законных прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что также усматривается из рассматриваемого обращения жителей мкр. «Эльдерги» <адрес>, в котором сообщается о падении давления газа у потребителей при незначительном снижении погодных (температурных) условий.
Согласно требованиям п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), и ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно п. 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно п. 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
В соответствии требованиями ч. 4 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района газоснабжения поселений, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, доводы искового заявления об обязании администрации МР «<адрес>» исполнить требования законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес> подлежат удовлетворению.
Суд принимает во внимание признание представителем ответчика ФИО4 исковых требований в этой части.
В тоже время, из представленных представителем ответчика ФИО4 документов усматривается, что администрация МР «<адрес>» предпринимала определенные меры для исполнения законодательства о газоснабжении населения в <адрес>, в частности, создана рабочая группа из специалистов и заинтересованных лиц для выбора трассы межпоселкового газопровода и площадки для размещения ГРП; с землепользователями согласована трасса пролегания проектируемого газопровода от ГРС «Каякент» и ГРС «<адрес>» до <адрес>; подготовлены ППТ и ПМТ для внесения изменений в проектной документации по объекту строительства «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; вынесено распоряжение о начале разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории для проведения работ под строительство линейных объектов газификации; создана комиссия и проведении мероприятия по выбору земельных участков для газопровода от ГРС «Утамыш» до МО «<адрес>», от ГРС «Каякент» до МО «сельсовет Новокаякентский», от ГРС «Каякент» до МО «сельсовет Каякентский»; представлена информация в ООО «Дагестанкадастрсъемка» о наличии сооружений для водозабора и санитарных зонах; КФ АО «Гипрониигаз» представлена схема трассы прокладки газопровода по объекту «Закольцовка ГРС «Каякент» с ГРС «Утамыш»; ГКУ РД «Спецгазстройсервис» представлена информация документация по объекту нового строительства «Газопровод – лупинг от ГРС Каякент до н.<адрес> РД», «Газопровод – лупинг от ГРС Каякент до н.<адрес> РД»; предоставлен земельный участок для размещения объекта строительства «Закольцовка ГРС «Утамыш» до ГРС «Каякент» в безвозмездное пользование на период строительства; выдано разрешение на использование земельных участков из неразграниченных земель МО «сельсовет Каякентский»; проведены публичные слушания по проекту планировки территории т проекту межевания территории для размещения линейного объекта; издано распоряжение о начале разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории для проведения работ под строительство линейных объектов газификации, и другое, с чем согласился представитель истца ФИО3
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны администрации МР «<адрес>» <адрес> незаконного бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязательств по газоснабжению, поскольку администрация МР «<адрес>» не является специализированной организацией по строительству объектов газоснабжения, и, как установлено в судебном заседании, предпринимала и предпринимает все возможные меры по устранению дефицита газоснабжения, о котором ставится вопрос в исковом заявлении.
С учетом объема предстоящих работ, необходимых для реализации требований искового заявления об исполнении обязательств по газоснабжению населения, суд находит достаточным установить администрации МР «<адрес>» срок для исполнения требований законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес> не более 4 месяцев после вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2 удовлетворить частично.
Исковые требования в части обязания администрации муниципального района «<адрес>» исполнить требования законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» исполнить требования законодательства о газоснабжении населения в населенных пунктах Каякент, Герга, Усемикент, Новокаякент путем строительства следующих объектов газификации: «Закольцовка ГРС «Утамыш» с ГРС «Каякент»; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>; «Газопровод-лупинг от ГРС «Каякент» до <адрес>, в течение 4 (четырех) месяцев после вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации муниципального района «<адрес>», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по газоснабжению населения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.<адрес>
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.