Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-661/2022 (№ 33-5126/2022)
УИД 11RS0002-01-2022-000391-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Костенко Е.Л.,
судей Круковской А.В., Юдина А.В.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 4 августа 2022 г. дело по апелляционной жалобе МУП «Северные тепловые сети» МОГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2022 года, которым
исковые требования Соковиковой А.В. удовлетворены частично;
возложена обязанность на муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Соковиковой А.В., как находящейся на должности... 3 разряда, с 01 января 2021 года, месячную тарифную ставку (оклад) в размере 12 380 руб. 94 коп., с 01 января 2022 года - в размере 13 489 руб. 83 коп.; произвести перерасчет заработной платы, отпускных с 01 января 2021 года, и выплатить задолженность, образовавшуюся в результате занижения месячной тарифной ставки (оклада);
взыскана с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Соковиковой А.В. компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.;
в остальной части исковых требований отказано;
взыскана с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соковикова А.В. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута») о признании недействительным и не подлежащим применению с момента издания приказ от 26 декабря 2019 г. № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда»; возложении на ответчика обязанности производить начисление премии на все часы сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни с 1 января 2021 г.; включить с 1 января 2021 г. все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме выплаты за вредные условия труда), премиальные, выплаты за выслугу лет, в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работы в праздничные и выходные дни (начислять не тарифную ставку, а на заработную плату); установить тарифную ставку с 1 января 2021 г. в размере 18 850,26 руб., с 1 января 2022 г. - в размере 20 538,57 руб.; произвести перерасчет заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по заработной плате с 1 января 2021 г. в сроки, установленные для получения заработной плате из тарифной ставки с 1 января 2021 г. в размере 18 850,26 руб., с 1 января 2022 г. – в размере 20 538,57 руб. За нарушение трудовых прав, представление неверной информации об условиях труда в МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 75 000 руб.
В обоснование требований истец указала, что работает в МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» в должности ... 3 разряда. С 29 марта 2021 г. ей установлен оклад по занимаемой должности в размере ... руб. 8 декабря 2016 г. между работодателями сферы жизнеобеспечения и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства, в лице их полномочных представителей, заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, которое вступило в законную силу 1 января 2017 г. и пролонгировано до 31 декабря 2022 г. в соответствии с положениями ч. 2 ст. 48 ТК РФ. МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не представило письменный отказ от присоединения к данному Соглашению, следовательно, его условия распространяются на ответчика. В нарушение указанного Соглашения и ст. 22 ТК РФ МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не выплачивает в полном объеме причитающуюся заработную плату. Действующая у работодателя разрядная тарифная сетка не соответствует приказу Госстроя России от 31 марта 1999 г. № 81 обязательному к применению. Согласно приведенному расчету, размер тарифной ставки с 1 января 2021 г. должен составлять 18 85,26 руб. (11 154 руб. (1 разряд п. 2.3 Приложения № 1 к Соглашению, с учетом индексации) х 1,69 (тарифный коэффициент 3 разряда (приказ № 81)), с 1 января 2022 г. – 20 538,57 руб. (12 153 руб. (1 разряд п. 2.3 Приложения № 1 к Соглашению, с учетом индексации) х 1,69 (тарифный коэффициент 3 разряда (приказ № 81)).
В судебное заседание суда первой инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, а также заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением трудового спора.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик МУП «СТС» МО ГО «Воркута» считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, в связи с чем, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом первой инстанции установлено, что 31 июля 2017 г. между МУП «СТС» МО ГО «Воркута» и Соковиковой А.В. заключен трудовой договор, по условиям которого истец принята на работу МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» на должность ... 3 разряда Район тепловых сетей и котельная № 4 мкр. Советский, с должностным окладом ... руб.
На основании дополнительных соглашений к трудовому договору истцу был изменен оклад с 1 апреля 2020 г. в размере ... рублей, с 1 апреля 2021 г. – в размере ... рублей.
В МУП «СТС» МО ГО «Воркута» действует коллективный договор на 2020-2022 г.г., прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный № 3-К/2020 от 13 января 2020 г.), заключенный 20 декабря 2019 г., а также Положение об оплате труда, согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» 26 декабря 2019 г.
Профсоюзная организация в МУП «СТС» МО ГО «Воркута» отсутствует.
В соответствии с Положением об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута» основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки.
Пунктом 2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на 1 января 2020 г. – 8135 руб.
Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении № 1 к Положению об оплате труда.
Тарифной сеткой по оплате труда работников МУП «СТС» для 3 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,11.
С Коллективным договором и Положением об оплате труда истец ознакомлена 9 января 2020 г.
Основным видом деятельности МУП «СТС» МО ГО «Воркута» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, то есть деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.
8 декабря 2016 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы), действие которого продлено согласно положениям ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса РФ до 31 декабря 2022 г. включительно.
Как следует из представленных суду первой инстанции документов, МУП «СТС» МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 гг. в порядке установленном ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляло.
В соответствии с п. 1.12 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях № 1 и № 3 к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы.
В соответствии с п. 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г., в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10303 руб.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2.3.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 г.г. размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.Исходя из абз. 3 п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 г.г. рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
Совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК от 14 марта 2019 г. на основании ст. 134 Трудового кодекса РФ и п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 г.г.», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 1 января 2020 г. не ниже 10746 рублей, с 1 января 2021 г. - 11154 рублей, с 1 января 2022 г.- 11 600 руб..
Действие ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы пролонгировано на 2020-2022 г.г.
По смыслу п. 2.1 и 2.2 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 г.г. система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
Пунктом 2.3.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 г.г. предусмотрено, что в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении № 3.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании приказа от 26 декабря 2019 г. № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС» неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 38, 40, 399 Трудового кодекса РФ и исходил из того, что положения коллективного трудового договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделён правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.
Доводы истца о необходимости применения при расчете тарифной ставки (оклада) тарифного коэффициента, установленного приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года № 81 суд признал несостоятельными, указав, что данным приказом утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, которые не носят императивный характер, не отменяют действие локальных правовых актов, утвержденных на предприятиях, а лишь рекомендованы к применению.
Требования истца о возложении на ответчика обязанность производить начисление премии на все часы сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни с 1 января 2021 г. оставлены судом без удовлетворения, исходя из того, что выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя, не является обязательной, безусловной и гарантированной выплатой, носит поощрительный характер.
Оставляя без удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанности включить с 1 января 2021 г. все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме выплаты за вредные условия труда), премиальные, выплаты за выслугу лет, в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работы в праздничные и выходные дни (начислять не тарифную ставку, а на заработную плату), суд пришел к выводу о недоказанности истцом нарушения своих прав, в связи с неполучением данных выплат.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Разрешая требования истца об установлении с 1 января 2021 г. тарифной ставки (оклада) в соответствии с Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г., суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 45, 48, 135, 143 Трудового кодекса РФ и исходил из того, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МУП «СТС» МО ГО «Воркута» действует ОТС в ЖКХ на 2017-2019 г.г., которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, в связи с чем пункт 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 г.г. в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с индексацией является обязательным при формировании оплаты труда работников.
Отклоняя доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, суд исходил из того, что с настоящими требованиями истец обратилась 7 февраля 2022 г. в связи с чем срок обращения в суд по требованиям об установлении тарифной ставки с 1 января 2021 г. истцом не пропущен.
Определяя тарифную ставку (оклад), суд руководствовался приложением № 1 к Положению об оплате труда работников МУП «СТС» МО ГО «Воркута», в соответствии с которым по 3 разряду установлен тарифный коэффициент 1,11 и, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, произвел расчет тарифной ставки (оклада) с 1 января 2021 г. в размере 12380,94 рублей (11154,00 руб. х 1,11), с 1 января 2022 г. – 13489,83 рублей (12153 х 1,11).
Поскольку заработная плата за спорный период истцу выплачена в меньшем размере, суд удовлетворил исковые требования о перерасчете заработной платы и отпускных с 1 января 2021 г., исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, процентов за нарушение срока выплаты причитающейся заработной платы и оплаты отпуска. Размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, определен судом в сумме 5000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не является членом Общероссийского объединения работодателей, в том числе членом региональных объединений, не уполномочивало от своего имени заключать ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МУП «СТС» МО ГО «Воркута», судебная коллегия считает несостоятельными, по следующим основаниям.
Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Письмом Министра труда и социальной защиты РФ от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г., или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 г.г. предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты РФ от 3 февраля 2017г. № 14-4/10/В-835 или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.
Поскольку МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г., действие данного соглашения считается распространенным на данное МУП.
Правовые позиции, выраженные в том, что в случае непредставления работодателями организаций жилищно-коммунального хозяйства в 30-дневный срок мотивированного отказа от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, к которому предлагалось присоединиться письмом Министра труда и социальной защиты РФ, данное Соглашение считается распространенным на этих работодателей, приведены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в апелляционном определении от 10.10.2019 № 81-АПА19-20.
Иные доводы апелляционной жалобы о том, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не оплачивался ежегодный целевой взнос при присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 г.г., предприятие не включалось в реестр участников ОТС, а также ссылки на экономическое положение ответчика не опровергают выводов суда.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи