Дело №2а-426/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Лукашовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску АДМ.ИСТЕЦ к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка площадью 778 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, а также расположенного на данном земельном участке жилого дома общей площадью 152,6 кв. м, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящегося в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в его собственности. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-№ административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что испрашиваемый вид разрешаемого использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, а именно испрашиваемый земельный участок по своему функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне незастроенных территорий; в запретной зоне; в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ ПС Севастополь – ПС 10. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.
Административный истец в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом, направила своего представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просит его удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на административный иск суду не представил.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, был уведомлен, причины неявки суду не пояснил, возражений на административный иск суду не представил.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, АДМ.ИСТЕЦ является собственником земельного участка площадью 778 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, а также расположенного на данном земельном участке жилого дома общей площадью 152,6 кв. м, кадастровый №.
Согласно копии свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, в состав домовладения, принадлежащего АДМ.ИСТЕЦ, и расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, входят: жилой дом лит. «А», мансарда, крыльцо, навес лит. «а», летняя кухня-гараж лит. «Б», навес лит. «б», уборная-душевая лит. «В», выгребная яма, сарай лит. «Г», навес лит. «Д», ограждение, отмостка. Факт наличия на земельном участке вышеуказанных строений и сооружений также подтверждается техническим паспортом БТИ на домовладение.
Как усматривается из информационного письма кадастрового инженера Е.В. Загатиной, в ходе проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, было выявлено, что частично объекты капитального строительства (летняя кухня-гараж, а также линия электропередачи), принадлежащие АДМ.ИСТЕЦ, расположены за границей земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец через МФЦ, <адрес>, обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящегося в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в его собственности, в отношении земельного участка площадью 876 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
При этом административным истцом к своему заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием границ и площади образуемого земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-№ административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в связи с тем, что испрашиваемый вид разрешаемого использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, а именно испрашиваемый земельный участок по своему функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне незастроенных территорий; в запретной зоне; в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ ПС Севастополь – ПС 10.
Согласно части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункты 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно подпункту 11 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.01.2017 года №542-РДЗ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее Регламент).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.9 указанного Регламента основание для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
Основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в статье 2 Закона № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», который регулирует отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков.
Пунктом 1 названной статьи установлено, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя, в случае несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и (или) нормативно-правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и (или) нормативно-правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
В то же время, как следует из представленных административным истцом документов, все расположенные на испрашиваемом земельном участке строения и сооружения входят в состав домовладения, принадлежащего административному истцу.
Земельный участок, о перераспределении которого заявил просьбу административный истец, фактически используется длительное время именно ним, имеет площадь 876 кв. м, т.е. на 98 кв. м больше, чем принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен возле земельного участка, находящегося в собственности административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Кроме того, суд также приходит к убеждению, что административным ответчиком не доказан факт нахождения испрашиваемого земельного участка в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне незастроенных территорий; в запретной зоне; в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ ПС Севастополь – ПС 10 (суду не представлены графические и иные материалы, подтверждающие данные обстоятельства).
Таким образом, в нарушение ст. 62, 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено суду никаких доказательств обоснованности принятого ним оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что оспариваемый административным истцом отказ был вынесен административным ответчиком незаконно, поскольку он нарушает права и интересы административного истца, и с целью восстановления нарушенных прав административного истца следует обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление АДМ.ИСТЕЦ №ГУ-№ от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>, запись № от ДД.ММ.ГГГГ) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 876 кв. м.
Таким образом, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
Иск удовлетворить.
Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх.-№ – незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление АДМ.ИСТЕЦ №ГУ-№ от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>, запись № от ДД.ММ.ГГГГ) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 876 кв. м.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 01 марта 2021 года.
Судья В.В.Казацкий