Решение по делу № 33-10199/2024 от 17.09.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-10199/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Максимова В.В.

(2-2663/2024) УИД 91RS0003-01-2024-002606-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    08 октября 2024 года                                                г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Бойко З.А.,Подлесной И.А.
при секретаре ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ .001573/2024-0156651 об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки (ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка) ФИО1; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обязанность назначить ФИО1 меру социальной поддержки – «Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка».

В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление о назначении единого пособия на ребенка ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступило решение об отказе в назначении мер социальной поддержки, причина отказа – наличие в собственности земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 га, а для территорий сельских поселений, сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями в составе городских округов, или межселенных территорий – 1 га, основанием для отказа в назначении пособия является пп. «з» п. 31 Правил от ДД.ММ.ГГГГ. Истец с данным решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, полагает, что поскольку она постоянно зарегистрирована и проживает в                <адрес>, а земельные участки расположены в <адрес> сельского поселения, определять предел суммарной площади земельных участков необходимо по их местонахождению, а не по месту регистрации истца. Истец обращает внимание, что с 2021 года она вынуждена отстаивать свои права в судах, решениями которых пособие было назначено, в связи с чем и обратилась в суд с данным исковым заявлением.

Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с указанным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и сводятся к тому, что вывод суда о необходимости определения суммарной площади земельного участка, исходя из места жительства истца, является незаконным. Полагает, что причисление участков, расположенных в сельском поселении к городу, а также применение размеров участков, предусмотренных для города, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и Республики Крым. Применение предела суммарной площади земельных участков по месту регистрации истца, которые расположены в разных административно-территориальных единицах и разграничены между собой, также противоречит действующему законодательству. Считает, что суммарная площадь земельных участков должна определяться исходя из месторасположения земельных участков, а именно для территории сельских поселений.

Представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражении на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 35-36).

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ .001573/2024-0156651 истцу отказано в назначении мер социальной поддержки. Причина отказа: наличие в собственности земельного участка (земельных участков), площадь которого (суммарная площадь которых) превышает 0,25 га, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями в составе городских округов, или межселенных территорий, - 1 га. Основанием для отказа послужил пп. «з» п. 31 Правил , утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с наличием в собственности земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 га (л.д. 37).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, <адрес>, площадью 1500 +/- 14 кв.м; Республика Крым, <адрес>, площадью 1500 +/- 14 кв.м (л.д. 10-20, 39-40).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что суммарная площадь земельных участков истца составляет более 0,25 га, а также из того, что на момент обращения к ответчику у истца отсутствовало право на меры социальной поддержки, ввиду чего решение ответчика является законным.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, исходя из следующего.

Единая система пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации (статьи 1, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

В силу статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с 01 января              2023 г. право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Во исполнение ч. 2 ст. 3 Федерального закона №81-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.12.2022 №2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (вместе с «Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка»)».

Пунктами 1 и 2 Правил №2330 установлено, что правила определяют порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - ежемесячное пособие).

Право на ежемесячное пособие предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет 6 и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель); одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальными органами), в случае если полномочия субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус" по назначению и выплате ежемесячного пособия переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации и исполняются им за счет предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств бюджета субъекта Российской Федерации, или бюджета г. Байконура, или бюджета федеральной территории "Сириус" и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус", возникающих при осуществлении ежемесячного пособия (пп. «а» п. 4 Правил).

В пункте 31 Правил перечислены основания для отказа в назначении ежемесячного пособия, в числе которых указано на наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи земельного участка (земельных участков) (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки семьи, в том числе многодетной, или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), площадь которого (суммарная площадь которых) определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0,25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов или межселенных территорий, - 1 гектар (пп. «з»).

Таким образом, указанные Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, в императивной форме регламентируют, что суммарная площадь принадлежащих заявителю земельных участков определяется по месту жительства заявителя, а не по месту расположения земельных участков.

Данное условие подлежит неукоснительному применению органом, уполномоченным на установление мер социальной поддержки, и расширительному толкованию не подлежит.

Истец согласно данных паспорта зарегистрирована на территории <адрес>, что никем из участников процесса не оспаривалось в ходе рассмотрения дела, в связи с чем предельный размер принадлежащих ей земельных участков должен составлять не более 0,25 гектара.

Довод истца относительно того, что ее место проживания и местонахождение земельных участков относятся к разным административно-территориальным единицам, отклоняется судебной коллегией, поскольку Правила не содержат указаний на какие-либо особенности при подсчете суммарной площади земельных участков в таком случае, устанавливая предельный размер площади принадлежащих заявителю земельных участков, независимо от места их нахождения.

Ссылка истца на иные судебные решения, которыми при аналогичных обстоятельствах ее требования были удовлетворены, отклоняется, поскольку указанные судебные акты прецедентного значения для рассмотрения данного гражданского дела не имеют, а также с учетом того, что ранее назначение таких мер социальной поддержки находилось в ведении органов труда и социальной защиты населения и регламентировалось нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оценив указанные фактические обстоятельства, и достоверно установив наличие в собственности заявителя двух земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 га, суд пришел к обоснованному выводу о том, что условия предоставления ежемесячной денежной выплаты в рассматриваемом случае не соблюдаются, что не позволяет расценивать отказ пенсионного органа в назначении пособия как нарушающий права заявителя.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи З.А. Бойко И.А. Подлесная

33-10199/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюрмарезова Елена Дмитриевна
Ответчики
ОПФ и социального страхования РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
17.09.2024Передача дела судье
08.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2024Передано в экспедицию
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее