дело №2а-1764/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 года г.Адыгейск
Судья Теучежского районного суда Республики Адыгея Российской Федерации Бжассо С.Т.,
при секретаре Ереджибок С.Г.,
с участием заместителя Теучежского межрайонного прокурора Гуная Ч.Х., представляющего интересы административного истца Теучежского межрайонного прокурора,
рассмотрев административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению Теучежского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» о признании незаконным бездействие администрации МО «<адрес> сельское поселение», выразившееся в неосуществлении государственной регистрации (учет) права на недвижимое имущество – кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. и возложении обязанности об осуществлении регистрации (учет) права на недвижимое имущество – кладбище, расположенное по адресу: а<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. в трехмесячный срок,
УСТАНОВИЛ:
Теучежский межрайонный прокурор обратился в Теучежский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» о признании незаконным бездействие администрации МО «<адрес> сельское поселение», выразившееся в неосуществлении государственной регистрации (учет) права на недвижимое имущество – кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. и возложении обязанности по осуществлению регистрации (учет) права на недвижимое имущество – кладбище, расположенное по адресу: а<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. в трехмесячный срок.
В судебном заседании представитель административного истца Гунай Ч. поддержал исковые требования и пояснил, что Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления <адрес> законодательства Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проверкой установлено, что на территории МО «Понежукайское сельское поселение» имеется кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м.
Однако, вопреки требованиям федерального законодательства, регистрация прав на находящееся во владении органа местного самоуправления объект недвижимости, до настоящего времени не осуществлена.
Просит признать бездействие администрации МО «<адрес> сельское поселение», выразившееся в не осуществлении государственной регистрации (учет) права на недвижимое имущество - кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. незаконным и обязать администрацию МО «<адрес> сельское поселение» устранить нарушения законодательства путем осуществления государственной регистрации (учет) права на недвижимое имущество - кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. в трехмесячный срок.
Представитель административного ответчика - администрации МО «<адрес> сельское поселение» в судебное заседание не явился, направил отзыв, согласно которому из муниципальной собственности МО «<адрес>» в муниципальную собственность МО «<адрес> сельское поселение» были переданы кладбища. Однако, ввиду отсутствия необходимых бюджетных средств не позволили до настоящего времени осуществить необходимые мероприятия по регистрации права вышеуказанного земельного участка, занятого под кладбище. Просит рассмотреть дело без его участия.
Суд во избежание волокиты по делу, с учетом мнения представителя административного истца, определил рассмотреть административный иск в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования основаны на законе и поэтому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ от 12.12.1993 года, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу указанной нормы, при отсутствии государственной регистрации соответствующего права, такое право не признается и не подтверждается государством.
Согласно ст.3 Федерального закона, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, указанный Закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 1 стать 131 ГК РФ, а так же ст.22 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ, установлена обязательная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, а также возникновение, переход и прекращение.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона, обязательной регистрации, подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введение в действие данного Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
По принадлежности места погребения могут быть государственными и муниципальными.
В силу ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В соответствии с ч.4 ст.16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В главе третьей Земельного закона РФ, наряду с другими, регламентированы также правоотношения связанные с муниципальной собственностью, в связи с чем, на основании ст.25 Земельного закона РФ, права на объекты, находящиеся в муниципальной собственности, подлежат обязательной государственной регистрации.
В соответствии с вышеуказанными нормами закона, регистрация права собственности является обязанностью, а не правом соответствующего субъекта.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании на территории МО «<адрес> сельское поселение» имеется кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. Однако, вопреки требованиям федерального законодательства, регистрация прав на находящееся во владении органа местного самоуправления объект недвижимости, до настоящего времени не осуществлена.
Указанное нарушение закона может повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его утрату и иные негативные последствия, а также нарушение прав неопределенного круга лиц в указанной сфере отношений.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Теучежского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права на недвижимое имущество - кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м., удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес> сельское поселение», выразившееся в не осуществлении государственной регистрации (учет) права на недвижимое имущество - кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м.
Обязать администрацию МО «<адрес> сельское поселение» устранить нарушения законодательства путем осуществления государственной регистрации (учет) права на недвижимое имущество - кладбище, расположенное по адресу: а.<адрес>, <адрес> а, площадью 22000 кв.м. в трехмесячный срок.
Обязать администрацию МО «<адрес> сельское поселение» сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий С.Т. Бжассо