№ 2-261/2019 г.
64RS0027-01-2019-000342-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2019 года г. Петровск
Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Раат О.С., при секретаре Федоровой О.С., с участием помощника Петровской межрайонной прокуратуры Саратовской области – Решетникова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 14 «Сказка» г. Петровска Саратовской области о понуждении к обустройству информационной мнемосхемы и тактильной направляющей полосы в здании учреждения,
установил:
заместитель Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация), Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 14 «Сказка» г. Петровска Саратовской области (далее по тексту - МБДОУ д/с № 14 «Сказка») в котором просит обязать: МБДОУ д/с № 14 «Сказка» обустроить здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов по зрению – информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) на входе в здание и тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения в соответствии с требованиями «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605); Администрацию профинансировать расходы, связанные с обустройством информационной мнемосхемой и тактильной направляющей полосой здания МБДОУ д/с № 14 «Сказка», расположенного по адресу: <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что Петровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав детей - инвалидов в деятельности МБДОУ д/с № 14 «Сказка», в ходе которой установлено, что информационная мнемосхема (тактильная схема движения) на входе в здание, а также тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения отсутствуют, чем существенным образом нарушаются права детей - инвалидов.
В судебном заседании помощник Петровской межрайонной прокуратуры Саратовской области – Решетников Ю.А. исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске обстоятельствам, просил заявленные требования удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами.
Ответчик - Администрация Петровского муниципального района Саратовской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился, в заявлении от 18 июля 2019 года представитель администрации Назаркин И.А., действующий на основании доверенности от 23 ноября 2018 года, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации, заявленные исковые требования признал в полном объеме, просил установить срок исполнения решения суда 6 месяцев.
Ответчик - МБДОУ д/с № 14 «Сказка» о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился, в заявлении от 18 июля 2019 года представитель ответчика Макаров А.Н., действующий на основании доверенности от 12 марта 2019 года, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, заявленные исковые требования признал в полном объеме, просил установить срок исполнения решения суда 6 месяцев.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
По п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений, в число которых, в соответствии с п. 41 указанного перечня, отнесен СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». («СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2012 N 605, введен в действие с 01 января 2013 года).
Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов - полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В силу пункта 1.1 СП 59.13330.2012, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).
Пунктом 1.2. СП 59.13330.2012 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Оборудование объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для беспрепятственного доступа для инвалидов предусмотрено требованиями СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605, п. 7.18, которых предусматривает, что на входе в административно-управленческие учреждения для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, которая должна быть размещена справой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не белое 0,025 м.
Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Пунктом 1 части 5 указанной статьи Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий
Согласно Уставу МБДОУ д/с № 14 «Сказка», одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Проведенной Петровской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства, в здании детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) на входе в здание, а также тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения.
Следовательно, МБДОУ д/с № 14 «Сказка» допущено нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к указанному объекту, выразившееся в отсутствии отображающей информацию о помещениях в здании информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) и тактильной направляющей полосы для инвалидов по зрению.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные заместителем Петровского межрайпрокурора исковые требования законными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Кроме того, ответчики признают исковые требования заместителя Петровского межрайпрокурора, предъявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, и суд, в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, принимает их признание, поскольку оно соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения судебного решения 06 (шесть) месяцев со дня его вступления в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Сказка» г. Петровска Саратовской области обустроить здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов по зрению – информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) на входе в здание и тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения в соответствии с требованиями «СНиП 35-01-
2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605).
Обязать Администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы, связанные с обустройством информационной мнемосхемой и тактильной направляющей полосой здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 «Сказка» г. Петровска Саратовской области, расположенного по адресу: <адрес>.
Об исполнении решения суда ответчикам сообщить в Петровский городской суд и Петровскому межрайпрокурору не позднее, чем по истечении 06 (шесть) месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке через Петровский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий подпись О.С. Раат