Судья Толошинов П.С.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2019 года № 33-3609/2019
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Медведчикова Е.Г., Макурина В.А.
при секретаре Артамоновой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Васюкова Н.Н. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 апреля 2019 года, которым Васюкову Н.Н. в удовлетворении иска к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости – отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонное) по доверенности Горбачевой С.А., судебная коллегия
установила:
решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонное) (далее – УПФР Белозерском районе Вологодской области (межрайонное), Пенсионный орган) от 20 февраля 2019 года № 46231/19/55 Васюкову Н.Н. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2. статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) в связи с февраля 2019 года) составил 37 лет 09 месяцев.
В страховой стаж Васюкова Н.Н. не зачтены периоды:
- период прохождения военной службы по призыву с 03 ноября 1977 года по 12 ноября 1979 года;
- периоды нахождения на учете в Центре занятости населения с 16 октября 2013 года по 07 ноября 2013 года и с 08 декабря 2013 года по 15 октября 2014 года, так как указанные периоды являются не страховыми по смыслу статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Кроме того, в страховой стаж не включены периоды обучения в ТУ-65 с 01 сентября 1976 года по 14 июля 1977 года и в ССПТУ-6 с 07 января 1980 года по 30 мая 1980 года.
Оспаривая правомерность принятого решения, Васюков Н.Н. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать УПФР в Белозерском районе Вологодской области (межрайонное) включить в его страховой стаж период прохождения военной службы по призыву с 03 ноября 1977 года по 12 ноября 1979 года, периоды нахождения его на учете в Центре занятости населения с 16 октября 2013 года по 07 ноября 2013 года и с 08 декабря 2013 года по 15 октября 2014 года,
периоды обучения в ТУ-65 с 01 сентября 1976 года по 14 июля 1977 года и в ССПТУ-6 с 07 января 1980 года по 30 мая 1980 года; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10 февраля 2019 года (по достижению 60-летнего возраста).
Исковые требования мотивировал тем, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж подлежат включению период прохождения им военной службы и периоды получения пособия по безработице. Кроме того, ранее действовавшее законодательство предусматривало зачет в общий трудовой стаж периоды обучения в училищах.
В судебное заседание истец Васюков Н.Н. не явился, извещен, его представитель адвокат Сенченко В.В. заявленные требования поддержал по указанным основаниям.
Представитель ответчика УПФР Белозерском районе Вологодской области (межрайонное) по доверенности Лукина О.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж подлежат включению только периоды работы и периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Спорные периоды (период прохождения истцом военной службы по призыву, периоды нахождения на учете в Центре занятости населения, периоды обучения) в данном случае не подлежат включению в страховой стаж истца. Просила отказать в удовлетворении иска.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Васюков Н.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на статью 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, указывает, что периоду прохождения военной службы по призыву и периоду нахождения на учете в Центре занятости населения предшествовали и следовали периоды работы. Периоды обучения подлежат включению в страховой стаж в соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив УПФР Белозерском районе Вологодской области (межрайонное), полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая исковые требования Васюкова Н.Н., суд первой инстанции, руководствуясь нормами, регулирующими спорные правоотношения, установив законность и обоснованность оспариваемого решения Пенсионного органа, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует фактическим обстоятельствам по делу, требованиям законодательства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1).
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2).
Из положений части 9 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из анализа действующее пенсионное законодательство, следует, что для назначения пенсии истцу на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста, установленного для него с 01 января 2019 года, в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, кроме того, страховой стаж должен составлять 42 года.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что за период прохождения истцом военной службы по призыву, периоды нахождения на учете в Центре занятости населения, периоды обучения не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, фактически установлено, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, составил 37 лет 09 месяцев, вывод суда об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в страховой стаж является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на подпунктом «з» пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», а также на статью 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в данной конкретной ситуации основаны на неверном основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васюкова Н.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: Е.Г. Медведчиков
В.А. Макурин