Дело № 2-252/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 года село Илек
Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Балацкой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Нестеренко Сергею Александровичу о возложении обязанности провести категорирование объекта транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Илекского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Нестеренко С.А. о возложении обязанности провести категорирование объекта транспортной инфраструктуры. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой выявлено, что Нестеренко С.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров на принадлежащими ему на праве собственности транспортными средствами: ..., по маршруту ..., – ...; ... – .... Индивидуальный предприниматель Нестеренко С.А., осуществляя регулярные пассажирские перевозки в силу пунктов 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от ...№-ФЗ, является субъектом транспортной инфраструктуры. В нарушение требований Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Минтранса Российской Федерации от 29 января 2010 года №22 «Об утверждении Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», индивидуальным предпринимателем Нестеренко С.А. не принято мер к проведению категорирования транспортного средства, используемого в пассажирских перевозках. Указанные нарушения не позволяют обеспечить должную защищенность транспортных средств в процессе перевозки пассажиров от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, что создает условия для причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также материального ущерба. В результате бездействия субъекта транспортной инфраструктуры создается угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем, подвергается риску безопасность граждан. В связи с чем просит суд обязать субъект транспортной инфраструктуры – индивидуального предпринимателя Нестеренко С.А. в срок до ... принять меры к устранению нарушения Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» путём обеспечения проведения категорирования транспортных средств, участвующих в перевозке пассажиров: ...
В судебном заседании старший помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. исковые требования, изложенные в заявлении, поддержала, просила их удовлетворить.
Извещённый о дне, месте и времени судебного разбирательства ответчик Нестеренко С.А., в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
В связи с чем, суд находит возможным в силу статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанову И.В., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Так, под противодействием терроризму в силу статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ) транспортная безопасность – состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 4 Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ).
Согласно статье 1 Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определенным категориям с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Исходя из анализа части 3 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ, Приказа Минтранспорта Российской Федерации от 29 января 2010 года № 22 «Об утверждении Порядка ведения реестра категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» полномочия по категорированию транспортных средств осуществляются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение приведенных выше норм Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» нарушает права граждан, пользующихся услугами ответчика, круг которых определить не представляется возможным.
Из представленных материалов дела усматривается, что прокуратурой Илекского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности на предмет антитеррористической защищённости объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно свидетельству серии ..., выданному Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам № по ... Нестеренко С.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ..., в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.
Индивидуальный предприниматель Нестеренко С.А. в соответствии с лицензией ... от ..., выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) – регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Из представленных паспортов транспортных средств следует, что Нестеренко С.А. является собственником специализированных пассажирских транспортных ...
Для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальный предприниматель Нестеренко С.А. использует вышеуказанные транспортные средства.
Правовое определение понятия «перевозчик» для целей Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ содержится в самом законе и сформулировано следующим образом: перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагажу правомоченному на его получение лицу (получателю).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 N№259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. На основании части второй данной статьи регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель Нестеренко С.А. является субъектом транспортной инфраструктуры.
Первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца транспортного средства, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утверждённых Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года №62, при этом обязанность предоставлять в компетентные органы полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьёй 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ, возложена на субъекты транспортной инфраструктуры положениями пункта 4 части 2 статьи 12 этого Закона.
Поскольку проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования и не подаст заявку в компетентный орган, суд приходит к выводу о том, что меры, необходимые для проведения категорирования транспортных средств, должны инициироваться субъектом транспортной инфраструктуры.
Как следует из акта проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности, составленного старшим помощником прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., в деятельности индивидуального предпринимателя Нестеренко С.А. выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Поскольку требования Федерального закона «О транспортной безопасности» применяются на всей территории Российской Федерации и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры, требования прокурора Илекского района законны и обоснованы.
Доказательств выполнения требований законодательства на момент разрешения спора по существу ответчиком не представлено, факт указанных нарушений ответчиком не оспорен.
Принимая во внимание приведенные выше нормы материального права, установленные по делу обстоятельства, суд, исходя из того, что неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению транспортной безопасности и противодействию терроризму при предоставлении услуг по регулярным перевозкам пассажиров, нарушает их права, приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению категорирования имеющегося у него в собственности и эксплуатируемого транспортного средства.
В силу статей 204, 206 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Разрешая вопрос о сроке выполнения возложенных на ответчика обязанностей, суд приходит к выводу о том, что требуемый прокурором срок исполнения обязательств до ..., то есть к конкретной дате может привести к отсутствию объективной возможности исполнения решения в установленный в нём срок.
В связи с чем, суд считает необходимым установить срок исполнения судебного решения не путём установления конкретной даты, а путём определения периода, в течение которого оно должно быть исполнено после вступления решения в законную силу.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, п. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком, не освобождённым от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
По настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц – потребителей с требованиями неимущественного характера, в связи с чем размер государственной пошлины с учётом положений пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 333.19 НК РФ, подлежащей взысканию с ответчика в доход муниципального образования Илекский район Оренбургской области в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ составляет 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Нестеренко Сергея Александровича в течение пяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к устранению нарушения Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» путём обеспечения проведения категорирования транспортных средств, участвующих в перевозке пассажиров, ...
Взыскать с Нестеренко Сергея Александровича государственную пошлину в доход муниципального образования Илекский район Оренбургской области в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу,
судья Илекского районного суда
Оренбургской области В.Н. Букреева
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года.
Судья В.Н. Букреева