Дело № 2а-1167/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Ломова С.А.
при секретаре Михалевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 14 августа 2018 года административное дело по административному иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Становского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах (далее – ТО Управления Роспотребнадзора в Кетовском, Белозерском районах) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Становского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (далее-ТКО). В обоснование заявленных требований указано, что специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах в целях исполнения поручения Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры выдано предписание №106 от 12.07.2018 филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах» провести экспертную оценку территории Становского сельсовета Кетовского района Курганской области на предмет соответствия требованиям СанПина 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах» предоставлена экспертная оценка №275-05-2018-ОИ от 13.07.2018, согласно которой на территории населенных мест Становского сельского совета на расстоянии 150 метров в южном направлении от д. Становая, зафиксировано существование несанкционированной свалки мусора, твердых бытовых отходов, что не соответствует требованиям п.п. 1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 3.3, СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п.п. 3.2.,3.7,3.9 СанПиН «Гигиенические требования к размещению обеззараживанию отходов производства и потребления». При рассмотрении обращения было установлено, что администрация Становского сельсовета Кетовского района Курганской области не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, что выразилось в образовании несанкционированной свалки на территории Становского сельского совета. При этом нарушаются конституционные права граждан – неопределенного круга лиц, жителей д. Становая Кетовского района Курганской области, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья в связи с несанкционированным размещением твердых бытовых отходов. Просили обязать администрацию Становского сельсовета Кетовского района Курганской области организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых коммунальных отходов, расположенной в южном направлении на расстоянии 150 м. от д. Становая Кетовского района Курганской области в срок до 05.09.2018 года.
Представитель административного истца, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявление, в котором исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора в Кетовском, Белозерском районах признали.
Согласно п.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно п. 2 ст.157 КАС РФ если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
Поскольку заявление административного ответчика не содержит сведений о том, что ему понятны последствия признания административного иска, суд не принимает признание административного иска и считает необходимым рассмотреть дело по существу.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 150 КАС РФ и в порядке, предусмотренном ст. 226 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что в связи с исполнением поручения Курганской природоохранной прокуратуры территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, в Кетовском и Белозерском районах было выдано предписание №106 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском и Белозерском районах» провести экспертную оценку на предмет соответствия требованиям СанПина 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержаний территории населенных мест» на территории Становского сельского совета.
Согласно экспертной оценке объекта от 13.07.2018 №275-05-2018-ОИ, проведенной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» при проведении натурального обследования территории населенных мест Становского сельского совета на расстоянии 150 метров в южном направлении от д. Становая, не соответствует п.1.1, п.1.2, п.3.1, п.3.2. п.3.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п.3.2, п.3.7, п.3.9. СанПиН 2.171322-2003 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления».
В соответствии с п.1.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с п. 3.2 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п.3.7). Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.(п.3.9.)
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
В соответствии со ст.1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившиеся в образовании несанкционированной свалки на территории д. Становая, являются результатом бездействия Администрации Становского сельсовета Кетовского района Курганской области, на которую возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 05.09.2018, вместе с тем суд находит, что данного срока недостаточно для того, чтобы ответчиком были устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с временем вступления решения суда в законную силу, необходимостью выполнения работ.
Суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил :
Административные исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Становского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Становского сельсовета Кетовского района Курганской области обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в южном направлении на расстоянии 150 метров от д. Становая Кетовкого района Курганской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья: С.А.Ломов