Решение по делу № 33-3394/2023 от 04.08.2023

        Председательствующий по делу                                                    Дело №33-3394/2023

        Судья Набережнева Н.В.                                   (№ дела в суде 1-й инст. 2-359/2023)

        УИД 75RS0031-01-2023-000757-48

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

судей Погореловой Е.А., Чайкиной Е.В.

при секретаре Железковой Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 02 ноября 2023 г. гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах Банщиковой Л. Н., Битюковой С. В., Истоминой Л. В., Гудковой А. С., Коротковой Е. Н. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет,

по апелляционной жалобе главы муниципального района «Оловяннинский район» Антошкина А.В., апелляционному представлению прокурора

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Банщиковой Л. Н., Битюковой С. В., Истоминой Л. В., Гудковой А. С., Коротковой Е. Н. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет с учетом уточнений удовлетворить частично.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с <Дата> по <Дата> в пользу:

Банщиковой Л. Н. (паспорт ) в сумме                              64917 руб. 84 коп.;

Битюковой С. В. (паспорт ) в сумме 50044 руб. 62 коп.;

Истоминой Л. В. (паспорт ) в сумме    35679 руб. 28 коп.;

Гудковой А. С. (паспорт ) в сумме 12216 руб. 82 коп.;

Коротковой Е. Н. (паспорт ) в сумме 31582 руб. 39 коп.

Обязать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа»(ИНН 7515003703) и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «<адрес>» (ИНН 7515008275) произвести Банщиковой Л. Н. (паспорт ); Битюковой С. В. (паспорт ); Истоминой Л. В. (паспорт ); Гудковой А. С. (паспорт ); Коротковой Е. Н. (паспорт ) перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг.

Обязать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) в дальнейшем производить Банщиковой Л. Н. (паспорт ); Битюковой С. В. (паспорт ); Истоминой Л. В. (паспорт ); Гудковой А. С. (паспорт ); Коротковой Е. Н. (паспорт ) начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>г.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» (ИНН 7515002604) профинансировать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Банщиковой Л. Н. (паспорт ); Битюковой С. В. (паспорт ); Истоминой Л. В. (паспорт ); Гудковой А. С. (паспорт ); Коротковой Е. Н. (паспорт ) в случае их недостаточности у образовательного учреждения,за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района к Министерству образования и науки Забайкальского края, оставить без удовлетворения.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 5088 руб. 82 коп.».

Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в интересах Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н., ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Банщикова Л.Н. на основании приказа от <Дата> принята на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителя математики, Битюкова С.В. на основании приказа от <Дата>, Истомина Л.В. на основании приказа от <Дата>, Гудкова А.С. на основании приказа от <Дата>, Коротокова Е.Н. на основании приказа от <Дата> приняты на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителей начальных классов.

В соответствии с дополнительными соглашениями к трудовому договору, заключенными с материальными истцами, работникам установлен должностной оклад в размере 9 471 руб., состоящий из базового оклада 7 497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного стимулирующего характера, в том числе за выслугу лет – 25%. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного стимулирующего характера, в том числе за выслугу лет – 25%., северная надбавка и районный коэффициент.

В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», утвержденного <Дата>, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты. Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.

Согласно п.4 Положения, надбавка за выслугу лет исчисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и стимулирующих выплат) составляет 25% к должностному окладу при стаже работы от 15 и более лет.

Согласно тарификационному списку на 2021-2022 учебные года Банщиковой Л.Н. установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 27 часов в неделю, на 2022 в объеме 24 часа в неделю, Битюковой С.В. за 2021-2022 г.г. установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 37 часов в неделю, на 2022 г. в объеме 40 часа в неделю, Истоминой Л.В. за 2021-2022 г.г. установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 32 часа в неделю, на 2022 г. в объеме 33 часа в неделю, Гудковой А.С. за 2021-2022 г.г. установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 31 час в неделю, на 2022 г. в объеме 22 часа в неделю, Коротковой Е.Н. за 2021-2022 г.г. установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 31 час в неделю, на 2022 г. в объеме 31 час в неделю. При этом оклад истцов за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9 471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2 367,81 руб.

Таким образом, надбавки за выслугу лет начисляются и выплачиваются истцам в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объемов фактической учебной нагрузки педагогов, что противоречит действующему законодательству.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, прокурор просил суд взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в пользу Банщиковой Л.Н. в сумме 63 426,97 руб., Битюковой С.В. в сумме 50 955,70 руб., Истоминой Л.В. в сумме 35 679,13 руб., Коротковой Е.Н. в сумме 32 043,33 руб., в пользу Гудковой А.С. 12 030,93 руб., обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «<адрес>» произвести истцам перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 гг., обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «<адрес>» в дальнейшем производить истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>, обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцам в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета <адрес>, обязать Министерство образования и науки <адрес> профинансировать администрацию муниципального района «<адрес>» на указанные цели (т.1, л.д. 3-7, л.д. 34-38, л.д. 74-78, л.д. 114-118, л.д. 156-160, т.2, л.д. 20-21).

Определением суда от <Дата> гражданские дела по искам прокурора <адрес> в интересах Банщиковой Л. Н., Битюковой С. В., Истоминой Л. В., Гудковой А. С., Коротковой Е. Н. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки <адрес>, администрации муниципального района «<адрес>», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет объединены в одно производство (т.2, л.д. 22).

Судом постановлено приведенное выше решение (т.2, л.д. 27-35).

В апелляционной жалобе глава муниципального района «<адрес>» Антошкин А.В. просит решение в части оставления без удовлетворения исковых требований прокурора отменить, обязать Министерство образования и науки <адрес> профинансировать администрацию муниципального района «<адрес>» на указанные цели.

Указывает, что является незаконным вывод суда о том, что Министерство не несет обязательств по дополнительному финансированию (субсидиарной ответственности). Указывает, что законодательно определен критерий минимального уровня, соответствующий не ниже средней заработной платы соответствующего субъекта. Соответственно выплаты сумм субвенций должны подлежать уточнению на основании вступивших в силу решений суда с учетом фактической нагрузки педагогических работников (превышающие установленные размеры субвенций) и финансироваться субъектом РФ исходя из установленных государственных полномочий по оплате труда педагогических работников при реализации (исполнении) государственных гарантий на право получения соответствующего общедоступного образования в муниципальных учреждениях. Нет оснований полагать, что доначисленные суммы заработной платы (фактической) не является заработной платой педагогических работников.

Таким образом, средства на финансирование (выплаты) недоначисленной заработной платы работникам, которые изначально не были предусмотрены при утверждении субвенций на обеспечение реализации права на получение образования по переданным государственным полномочиям в соответствующий финансовый год должны быть профинансированы Министерством. Решение суда в указанной части противоречит ст. 19 Федерального Закона от <Дата> №131-ФЗ. Утвержденные субвенции из бюджета <адрес> на текущий финансовый год не предусматривают средства на выплату заработной платы педагогическим работникам МБОУ Ясногорская СОШ исходя от фактического объема учебной нагрузки, а были изначально утверждены от установленного норматива на ставку 18 часов. Судом не принято во внимание, что размеры субвенций по исполнению государственного полномочия должны подлежать корректировке в ходе их исполнения в течение соответствующего финансового года главным распорядителем бюджета <адрес>. Также не принято во внимание, что выплаты недоначисленной заработной платы за период с марта по декабрь 2022 г. относятся к расходам завершенного (истекшего) 2022 финансового года, соответственно финансирование расходов на реализацию полномочий за 2022 г. за счет субвенций, выделяемой на 2023 г. является не допустимым и противоречит требования Бюджетного кодекса РФ. Уставом муниципального района «<адрес>» оснований для использования дополнительных, собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий не предусмотрено (т.2, л.д. 45-48).

В апелляционном представлении прокурор просит решение районного суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В резолютивной части решения суд указал, что обязанность профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы возлагается на администрацию района за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края, вместе с тем в удовлетворении исковых требований в части возложения на Министерство образования и науки Забайкальского края выделить из бюджета Забайкальского края денежные средства в виде субвенций в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» отказал. Таким образом, в решении суда имеются противоречия, что ставит под сомнение возможность исполнения судебного акта.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, п. 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края указывает, что Министерство обязано предоставлять в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных образовательных организациях. В целях погашения задолженности на Министерство необходимо возложить обязанность по выделению из бюджета Забайкальского края денежные средства в виде субвенций в бюджет муниципального района «Оловяннинский район», а на администрацию района обязанность по финансированию МБОУ «Ясногорская СОШ» для выплаты невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у образовательного учреждения (т.2, л.д. 63-67).

    В судебное заседание не явились: материальные истцы Банщикова Л.Н., Битюкова С.В., Истомина Л.В., Гудкова А.С., Короткова Е.Н., ответчики МБОУ «Ясногорская СОШ», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «Оловяннинский район», администрация муниципального района «Оловяннинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

    Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

После принятия апелляционного представления к производству суда апелляционной инстанции и до вынесения апелляционного определения от прокурора Оловяннинского района поступило заявление об отказе от апелляционного представления, а также заявления материальных истцов Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. о согласии с отказом прокурора от апелляционного представления.

Обсудив данное заявление, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

Оснований не принять отказ прокурора от апелляционного представления не имеется, отказ от апелляционного представления совершен в требуемой форме и в предусмотренном статьей 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке, чьих-либо прав не нарушает.

Согласно абзацу 6 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. №16 при отказе прокурора от апелляционного представления, поданного в интересах другого лица, суд апелляционной инстанции продолжает рассмотрение дела, если лицо, в интересах которого подано апелляционное представление, либо его законный или уполномоченный представитель не заявят ходатайство о прекращении апелляционного производства (часть 4 статьи 1, часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая согласие материальных истцов с отказом прокурора от апелляционного представления по настоящему делу, судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора <адрес> от апелляционного представления, и прекратить в указанной части апелляционное производство.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы которой в судебном заседании поддержал процессуальный истец прокурор Чадова Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции правильно установлено и из материалов дела следует, что Банщикова Л.Н. на основании приказа от 19.12.2013принята на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителя математики. Согласно заключенному трудовому договору от <Дата> работа по должности учителя математики является основным местом работы.

Битюкова С.В. на основании приказа от <Дата>, Истомина Л.В. на основании приказа от <Дата>, Гудкова А.С. на основании приказа от <Дата>, Короткова Е.Н. на основании приказа от <Дата> приняты на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителей начальных классов.

Согласно заключенным трудовым договорам Битюковой С.В. от <Дата>, Истоминой Л.В. от <Дата>, Гудковой А.С. от <Дата>, Коротковой Е.Н. б/н от <Дата> работа по должности учителя начальных классов является основным местом работы.

В соответствии с дополнительным соглашением от <Дата> к трудовому договору, заключенному с Банщиковой Л.Н., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 16837 руб. за 32 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 29,5 ч, за классное руководство- 10%, за заведование кабинетом- 5%, за работу с детьми с ОВЗ -20,22, надбавка за выслугу лет-25%, северная надбавка и районный коэффициент-70%.

Дополнительным соглашением от <Дата> к трудовому договору заключенному с Битюковой С.В., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 17363,96 руб. за 32 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 27 ч, за классное руководство- 25%, за заведование кабинетом- 2,5%,квалификационная категория 10%, надбавка за выслугу лет 25%, руководство МО 5%, северная надбавка и районный коэффициент-70%.

Дополнительным соглашением от <Дата> к трудовому договору заключенному с Истоминой Л.В., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 15785,42 руб. за 30 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 17 ч, за классное руководство- 25%, за заведование кабинетом- 2,5%, квалификационная категория 15%, почетное звание -5%, надбавка за выслугу лет 25%, надбавка за работу с детьми ОВД 153,67, доплата за работу с детьми на дому 20% от 10ч., северная надбавка и районный коэффициент-70%.

Дополнительным соглашением от <Дата> к трудовому договору заключенному с Коротковой Е.Н., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 10523,61 руб. за 20 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 17 ч, за классное руководство- 25%, за заведование кабинетом- 2,5%,квалификационная категория 10%, работа с детьми с ОВЗ – 68,74, надбавка за выслугу лет 25%, северная надбавка и районный коэффициент-70%.

В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», утвержденного <Дата>, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.

Согласно указанному Положению, часть средств на оплату труда, формируемых за счет средств ассигнований бюджета Забайкальского края и бюджета муниципального района «Оловяннинский район» направляется учреждениями на выплаты стимулирующего характера, на обеспечение системы премирования. Объем средств на указанные выплаты определяется в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом эффективности и результативности деятельности учреждения.

Оклады (должностные оклады) педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), повышаются на 25% в соответствии с законом Забайкальского края от 11.07.2023 №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования». Данная доплата образует новый оклад.

В оклады (должностные оклады) педагогических работников (за исключением руководителей) включается ежемесячная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб.

Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.

Работникам учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за специфику работы, надбавка за выслугу лет, надбавка молодым специалистам и т.д.

Размеры, условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам учреждения утверждается локальным актом в соответствии с номами действующего законодательства.

Порядок начисления стимулирующей выплаты за стаж работы начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.

Надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

Согласно тарификационному списку на 2021-2022 и 2022-2023 учебные года Банщиковой Л.Н. установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 27 часов в неделю, на 2022 в объеме 24 часа в неделю; Битюковой С.В. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 37 часов в неделю, на 2022 в объеме 40 часа в неделю; Истоминой Л.В. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 32 часов в неделю, на 2022 в объеме 33 часа в неделю; Гудковой А.С. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 31 часов в неделю, на 2022 в объеме 22 часа в неделю; Коротковой Е.Н. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с <Дата> тарифицирована в объеме 31 часов в неделю, на 2022 в объеме 31 часа в неделю.

При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Коротковой Е.Н. составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2 367,81 руб., Гудковой А.С. оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9 471 руб., исходя из которого исчисляется размер 10% надбавки за выслугу лет – 947,13 руб.

Из расчетных листов Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В.,    Коротковой Е.Н., за период с марта 2022 года по март 2023 следует, что надбавка за выслугу лет ей начислялась в размере 2367,81 руб., Гудковой А.С. надбавка за выслугу лет начислялась в размере 947,13 руб.

Считая, что надбавка за выслугу лет и квалификационную категорию не должны ограничиваться пределами нормы часов, а должны производиться с учетом объема фактической учебной нагрузки педагога, прокурор обратился в защиту законных интересов Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. в суд.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок начисления надбавки за соответствие занимаемой должности и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

Определяя подлежащую взысканию задолженность по заработной плате в пользу Банщиковой Л.Н. в размере 64 917,84 руб., в пользу Битюковой С.В. в размере 50 044,62 руб., в пользу Истоминой Л.В. в размере 35 679,28 руб., в пользу Гудковой А.С. в размере 12 216,82 руб., в пользу Коротковой Е.Н. в размере 31 582,39 руб., суд опирался на расчет, предоставленный ответчиком МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования».

Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истцов, суд удовлетворил требования прокурора и обязал МБОУ «Ясногорская СОШ» производить начисление названных стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки, а также о возложении обязанности в дальнейшем производить материальным истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>

Суд отказал в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Забайкальского края, поскольку к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Факта ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» не установлено.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, поскольку суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, постановил правомерные выводы, мотивированно приведенные в решении.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. №192).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от                            29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

При рассмотрении дела как в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального округа установлено не было.

Не усматривается такая обязанность из устава МБОУ «Ясногорская СОШ».

Таким образом, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на ответчика в дальнейшем производить материальным истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с                                1 апреля 2023 г.

В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Из содержания статьи 12 указанного Кодекса и вышеприведенной нормы следует, что защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое нарушение. Выбранный истцом способ защиты восстановления нарушенного права направлен на будущее время при отсутствии оснований полагать, что ответчиком - работодателем будут нарушены трудовые права истцов.

Поэтому в приведенной части решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Обоснованно удовлетворив исковые требования о взыскании в пользу материальных истцов задолженности по заработной плате, возложении обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» произвести истцам перерасчет оплаты дней отпуска, суд первой инстанции, вопреки положениям статей 21, 22, 114, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправомерно ограничился только указанием на возложение на ответчика обязанности выплатить истцам задолженность по оплате отпусков за период 2021-2022 гг., не разрешив требования истца по существу.

Суду апелляционной инстанции от процессуального истца поступили расчеты задолженности по оплате дней очередных отпусков за период 2021-2022 гг. перед материальными истцами.

Согласно данным расчетам, задолженность по отпускным перед Банщиковой Л.Н. составляет 4 536,98 руб., перед Битюковой С.В. –2 948,39 руб., перед Истоминой Л.В. –2 066, 24 руб., перед Гудковой А.С. –737,68 руб., перед Коротковой Е.Н. – 1 975,48 руб.

При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит изменению в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) путем указания на взыскание с ответчика задолженности по оплате дней отпуска в пользу Банщиковой Л.Н. 4 536,98 руб., Битюковой С.В. – 2 948,39 руб., Истоминой Л.В. – 2 066, 24 руб., Гудковой А.С. –737,68 руб., Коротковой Е.Н. – 1 975,48 руб.

Поскольку изменится общая сумма взыскания, изменению также подлежит размер государственной пошлины, которая, с учетом удовлетворенных исковых требований в большем объеме, будет составлять 5 267,06 руб., исходя из положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

принять отказ прокурора от апелляционного представления, производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.

Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 08 июня 2023 года в части возложения обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района «Оловяннинский район» произвести истцам перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.г., дополнить указанием на взыскание с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в пользу

Банщиковой Л. Н. (паспорт ) 4 536 руб. 98 коп.;

Битюковой С. В. (паспорт ) 2 948 руб. 39 коп.;

Истоминой Л. В. (паспорт ) 2 066 руб. 24 коп.;

Гудковой А. С. (паспорт ) 737 руб. 68 коп.;

Коротковой Е. Н. (паспорт ) 1 975 руб. 48 коп.

Это же решение в части удовлетворения исковых требований прокурора Оловяннинского района, действующего в интересах Банщиковой Л. Н., Битюковой С. В., Истоминой Л. В., Гудковой А. С., Коротковой Е. Н. о возложении обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в дальнейшем производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет исходя из фактического объема учебной нагрузки отменить.

В удовлетворении исковых требований в данной части отказать.

Решение в части взыскания государственной пошлины изменить.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 5 267 руб. 06 коп.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Оловяннинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий:

Судьи:

33-3394/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Банщикова Любовь Николаевна
Заместитель прокурора Оловяннинского района в интересах Банщиковой Любови Николаевны
Короткова Екатерина Николаевна
Битюкова Светлана Витальевна
Истомина Лариса Владимировна
Гудкова Анастасия Сергеевна
Ответчики
МБОУ Ясногорская СОШ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Администрация МР Оловяннинский район
МКУ Централизованная бухгалтерия системы образования МР Оловяннинский район
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Казакевич Юлия Александровна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
08.08.2023Передача дела судье
19.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Передано в экспедицию
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее