ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
с участием:
административного истца Садовского А.Н.,
представителя административного истца Ральмана Д.Б.,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» Лукьяновой Е.А.,
заинтересованного лица Федотова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Садовского А.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и об обязании устранить допущенное нарушение,
установил:
Садовский А.Н. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что 30.01.2018 он обратился к административному ответчику с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. В качестве разрешенного использования Садовский А.Н. указал – «для размещения объектов спортивного назначения (пешеходные дорожки), вспомогательные виды разрешенного использования – площадки для отдыха, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, элементы благоустройства». 26.03.2018 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало административному истцу в проведении аукциона, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует цели его использования, указанном в заявлении. Так по сведениям единого государственного реестра недвижимости, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «индивидуальное огородничество». Административный истец полагает отказ незаконным. В обоснование указывает, что спорный земельный участок находится в береговой защитной полосе оз. Ладожское, в связи с чем его использование по целевому назначению для ведения огородничества законом не допускается. Вместе с тем, Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения допускают размещение спортивных сооружений в виде пешеходной дорожки в защитной зоне и не запрещено законом. Полагает, что в силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ не должны приниматься во внимание сведения, содержащиеся в ЕГРН, о виде разрешенного использования участка «для индивидуального огородничества», поскольку они не соответствуют водоохранному закону и противоречат Правилам землепользования и застройки Сортавальского городского поселения. Считает, что отказ в реализации процедуры по предоставлению земельного участка с кадастровым номером на конце :8 в аренду на торгах нарушает права административного истца на земельный участок, предусмотренные ст. 22 ЗК РФ. При указанных обстоятельствах, Садовский А.Н. просит признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений РК в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>; обязать административного ответчика вынести решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного участка.
В судебном заседании административный истец Садовский А.Н. поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного истца Ральман Д.Б., действующий на основании доверенности, позицию своего доверителя поддержал. Дополнительно пояснил, что до оспариваемого решения Садовский А.Н. обращался к административному ответчику с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером на конце :<Номер обезличен>. Обращение имело место 26.04.2017. Решением от 30.05.2017 Садовскому А.Н. было отказано в проведении аукциона на том основании, что предоставление в собственность земельных участков для ведения огородничества в границах прибрежных защитных полос не допускается. 10.11.2017 административный истец обратился в уполномоченный орган РК по распоряжению земельными участками, а также в администрацию Сортавальского городского поселения с заявлением об изменении разрешенного вида использования спорного участка на иной вид, предусмотренный ПЗЗ Сортавальского городского поселения. Администрация Сортавальского городского поселения отказалась изменять вид разрешенного использования, указав, что участок расположен в зоне городского центра ОД-1, основные и вспомогательные виды разрешенного использования участков выбираются их правообладателями по своему усмотрению, для внесения изменений в данные ГКН о земельном участке необходимо обратиться в ФГБУ ФКП Росреестра по РК, который отказал Садовскому А.Н. во внесении соответствующих изменений по тем основаниям, что первоначально указанные изменения должны быть внесены в ПЗЗ Сортавальского городского поселения. В 2018 году административному истцу отказано в приобретении права аренды ЗУ с кадастровым номером на конце :8 в связи с несоответствием заявленной цели использования. При этом для ведения огородничества данный участок не может быть использован, так как находится в береговой защитной полосе Ладожского озера. Также просил обратить внимание суда на то, что постановление «Об утверждении Порядка принятия решения на размещение нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков на территории Сортавальского городского поселения», в распоряжениях «О выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта на территории Сортавальского муниципального района» не содержится номера земельного участка, соответственно утверждение о предоставления на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> мест под нестационарные торговые объекты ничем не подтверждено. Полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя для участия в деле не направили, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Представили суду отзыв, в котором возражают против удовлетворения заявленных требований. В обоснование указывают, что Садовский А.Н. обратился в адрес Министерства 30.01.2018 с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 242 кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. В заявлении была указана цель использования – для размещения объектов спортивного назначения (пешеходные дорожки) – основной вид разрешенного использования; площадки для отдыха, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, элементы благоустройства – вспомогательные виды разрешенного использования. Указывают, что исходя из положений ст. 39.6 ЗК РФ, предоставление участков для указанных целей осуществляется с торгов, проводимых в форме аукциона. В соответствии с положениями п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченным органом осуществляется проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, и принятие им решения о проведении аукциона либо решения об отказе в его проведении при наличии одного из указанных оснований. В соответствии с пп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может быть предметом аукциона, если в отношении участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о проведении аукциона. Указывают, что согласно сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения гражданами садоводства и огородничества. По документу – индивидуальное огородничество. Таким образом, разрешенное использование участка с кадастровым номером на конце :8 не соответствует цели использования, указанной в заявлении Садовского А.Н. от 30.01.2018. В связи с чем, считают, принятое решение законным и обоснованным. Также обращают внимание, что в соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Согласно ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально. Ссылаясь на ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, обращают внимание, что ПЗЗ включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон. Согласно ПЗЗ Сортавальского городского поселения, утвержденным Решением Совета Сортавальского городского поселения от 24.04.2013 №282, земельный участок с кадастровым номером на конце :8 расположен в территориальной зоне городского центра ОД-1. Использование земельных участков для размещения объектов спортивного назначения (пешеходные дорожки) не предусмотрено градостроительным регламентом данной территориальной зоны. При этом использование участка в целях площадок для отдыха, зеленых насаждений, элементов благоустройства, относящихся к вспомогательным видам разрешенного использования, невозможно в силу п. 1 ст. 37 ГрК РФ. В дополнение отмечают, что без внесения соответствующих изменений о виде разрешенного использования земельного участка в ЕГРН указанные положения не имеют правового значения, поскольку Министерство при подготовке к проведению аукциона не правомочно в соответствии с положениями Закона №218-ФЗ устанавливать или принимать решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, имеющего статус – ранее учтенные. При указанных обстоятельствах просят в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Сортавальского городского поселения Лукьянова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Указывала, что принятый Министерством отказ соответствует ст. 39.11 ЗК РФ. Договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 10:07:0010115:8, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с Садовским А.Н. расторгнут. Администрацией Сортавальского городского поселения в целях возможности стабильного развития нестационарной торговли на территории Сортавальского городского поселения, принято постановление «Об утверждении Порядка принятия решения на размещение нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков на территории Сортавальского городского поселения», которым утверждена схема расположения нестационарных торговых объектов на земельном участке <Номер обезличен> расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. В настоящий момент администрацией принято 4 распоряжения «О выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта на территории Сортавальского муниципального района», в частности ИП Сидорков А.В., ИП Астратенок Т.В., ИП Булавин А.П., ИП Федотов А.А. на данном земельном участке.
Заинтересованное лицо ИП Федотов А.А., в судебном заседании разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ИП Сидорков А.В., ИП Астратенок Т.В., ИП Булавин А.П. в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения административного истца и его представителя, пояснения заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 30.01.2018 Садовский А.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 242 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в юго-западной части кадастрового квартала <Номер обезличен>. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – в соответствии с ПЗЗ Сортавальского городского поселения, территориальная зона «ОД-1. Зона городского центра». Кадастровый номер участка – <Номер обезличен>. Заявленная цель использования участка: для размещения объектов спортивного назначения (пешеходные дорожки) – основной вид разрешенного использования, площадки для отдыха, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, элементы благоустройства – вспомогательные виды разрешенного использования.
26.03.2018 Министерство в своем письме №32817/124-21 отказало в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка на основании пп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о проведении аукциона.
С данным отказом не согласен Садовский А.Н.
Рассматривая настоящий спор, суд выясняет и дает оценку только обстоятельствам, поименованным в п. 9 ст. 226 КАС РФ.
Как было указано ранее, отказ был принят на основании пп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее Закон №1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия.
Основанием к отказу в проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка явилось несоответствие цели его использования, указанной в заявлении Садовского А.Н., и содержащейся в ЕГРН.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Такие лица обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, действующими нормами Земельного кодекса Российской Федерации установлен императивный запрет на предоставление в аренду земельных участков лицам, в случае, если вид разрешенного использования земельного участка, указанный в государственном кадастре недвижимости, не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером на конце :8 имеет площадь 242 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное огородничество, в то время как Садовский А.Н. в своем заявлении испрашивал поименованный выше земельный участок для размещения объектов спортивного назначения (пешеходные дорожки) – основной вид разрешенного использования, площадки для отдыха, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, элементы благоустройства – вспомогательные виды разрешенного использования.
Таким образом, отказ Министерства является обоснованным.
Учитывая требования законодательства о соблюдении правового режима использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания отказа Министерства незаконным и возложении на названный орган обязанности подготовить и организовать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка путем продажи права аренды с публичных торгов.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Садовского А.Н. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено: 18.06.2018.