Решение по делу № 2-419/2024 от 21.05.2024

    2-419/2024

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     20 июня 2024 года                                                                                      г. Кяхта

    Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе

    председательствующего судьи Бутухановой Н.А.,

    при секретаре Бадмаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «город Кяхта» о возложении обязанности по обеспечению котельной резервным источником электроснабжения,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кяхтинского района Республики Бурятия обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, прокуратурой Кяхтинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В силу положения ст. 7 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Федеральный закон ) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения поселений относится также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Истец отмечает, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО ГП «<адрес>» и ООО «Тепло Сервис», последнему передано в пользование муниципальное имущество, в том числе котельная по <адрес>. Указанная котельная резервным источником электроснабжения не оснащена. При этом потребителями коммунальной услуги являются, в том числе жители многоквартирного дома по адресу: <адрес> жители 33 частных домов.

Прокурор обращает внимание, что согласно данным ООО «Тепло Сервис» для обеспечения бесперебойного электроснабжения котельной имеется необходимость по приобретению резервного источника электроснабжения мощностью не менее 100 квт. В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , тепловые энергоустановки должны бесперебойно производить или преобразовывать, передавать, накоплять, распределять тепловую энергию потребителям. При этом в котельных используется оборудование, которое работает от электрической энергии, т.е. котельные являются приемником электрической энергии.

Прокурор считает, что при отключении электроэнергии отсутствие независимых источников питания на котельных может повлечь за собой остановку работы электрооборудования в отопительный сезон, замораживание системы теплоснабжения и невозможности осуществлять нормальную деятельность в социально-значимых объектах, что приведет к массовому нарушению прав неопределенного круга граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. По мнению прокурора, при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным ограничением подачи электроэнергии на котельную, создается реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц – жителей <адрес>.

Учитывая изложенное, прокурор Кяхтинского района просит обязать администрацию Муниципального образования городского поселения «<адрес>» обеспечить наличие резервного источника электроснабжения на объекте теплоснабжения – котельной, расположенной по адресу <адрес>, мощностью не менее 100 квт, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Черкасова О.Ю. уточнила заявленные требования в части мощности резервного источника электроснабжения, просила обязать администрацию муниципального образования городского поселения «<адрес>» обеспечить наличие резервного источника электроснабжения на объекте теплоснабжения – котельной, расположенной по адресу <адрес>, мощностью не менее 56 квт, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - прокурор Черкасова О.Ю., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении иска, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнения.

Представитель ответчика Администрации МО Городское Поселение «город Кяхта» Николаев А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, указав, что не согласен с требованием прокурора о том, что указанный резервный источник электроснабжения обязана установить именно Администрация МО Городское Поселение «<адрес>», а не ООО «Тепло Сервис», которому на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО ГП «<адрес>» и ООО «Тепло Сервис», передано в пользование муниципальное имущество, в том числе котельная по <адрес> в <адрес>. Считает, что поскольку ООО «Тепло Сервис» обязано обеспечивать бесперебойное электроснабжение котельной, поэтому оно и обязано приобретать необходимое имущество для обеспечения указанных целей, в данном случае – резервный источник электроснабжения. Обращает внимание, что по указанному концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Тепло Сервис» передано в пользование муниципальное имущество сроком на 20 лет. Поэтому именно указанная организация, которая обязана ухаживать за муниципальным имуществом в течение длительного времени, обязана установить резервный источник электроснабжения. Кроме того считает, что до настоящего времени концессионер не ставил вопрос о необходимости резервного источника, что указывает на выполнение им своих обязанностей по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ по оказываемой услуге теплоснабжения не в полном объеме. Также считает, что мощность резервного источника должна быть 56 квт, а не 100 квт.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ООО «Тепло Сервис» Жапов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании подтвердил обоснованность иска прокурора, обратив внимание, что резервное теплоснабжение в предмет концессионного соглашения не входил, поскольку резервный источник не относится напрямую к котельной, и к сфере ЖКХ в целом. При этом Жапов С.В. уточнил, что мощность резервного источника обоснована и в 56 квт, а не 100 квт, как указано в иске. Возражает против позиции представителя ответчика, просит учесть, что ООО «Тепло Сервис» надлежащим образом и в полном объеме выполняет свою обязанность по оказываемой услуге теплоснабжения, заявленные исковые требования прокурора поддерживает.

Кроме изложенного суд принимает во внимание ответ Директора ООО «Тепло Сервис», адресованный Главе МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, которым подтвержден факт отсутствия на котельной, расположенной в Кяхте, <адрес>, резервного источника электроснабжения; Концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией МО ГП «<адрес>» и ООО «Тепло Сервис».

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Федеральный закон ) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Частью 1 ст. 18 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», котельная – это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты. Тепловая энергоустановка – это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя. Источником тепловой энергии (теплоты) является теплогенерирующая энергоустановка или их совокупность, в которой производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива, а также путем электронагрева.

С учетом изложенного следует, что в котельных используется оборудование, которое работает от электрической энергии, то есть котельные являются приемником электрической энергии.

В соответствии с п. 1.2.7. и ДД.ММ.ГГГГ главы 1.2. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту ПУЭ), приемник электрической энергии (электроприемник) – это аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории: электроприемники первой категории, второй категории и третьей категории. Котельные относятся к электроприемникам второй категории. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. вышеназванных правил электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ. ПУЭ установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Пункт ДД.ММ.ГГГГ. ПУЭ гласит, что независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.

Согласно п. 4.9 Свода правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП П-35-76. СП 89.13330.2016, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее - Свод правил), котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категорий. К первой категории относят котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения, обеспечивающей потребителей первой категории, не имеющей резервных источников тепловой энергии. Вторая категория - все остальные котельные. Пунктом 4.8 Свода правил определено, что потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории: первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещении ниже предусмотренных действующими нормативными документами (больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.). Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч: жилые и общественные здания - до 12 °C; промышленные здания - до 8 °C. Третья категория - все остальные потребители.

Таблицей 2 раздела 4 ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях., введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст, определены оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне детских дошкольных учреждений, согласно которой допустимая температура воздуха в жилых помещениях в холодный период времени должна быть не ниже +12 °C для кладовые, в теплый период времени - не ниже +20 °C.

Соответственно, потребители коммунальных услуг в жилых помещениях отнесены ко второй категории потребителей теплоты по надежности теплоснабжения, следовательно, котельные относятся ко второй категории по надежности отпуска тепловой энергии потребителям.

В соответствии с п. 4.18 Свода правил независимо от установленной мощности, электроснабжение котельных устанавливается по второй категории согласно с ПУЭ - Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил устройства электроустановок».

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ главы 1.2. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту ПУЭ), электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Статьей 14 п. 3 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения поселений относится также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией МО ГП «<адрес>» и ООО «Тепло Сервис», последнему передано в пользование муниципальное имущество, в том числе котельная, расположенная в <адрес>.

Однако при этом указанная котельная резервным источником электроснабжения не оснащена, хотя потребителями коммунальной услуги являются, в том числе жители многоквартирного дома по адресу <адрес> жители 33 частных домов.

Согласно данным ООО «Тепло Сервис», уточненным в судебном заседании, для обеспечения бесперебойного электроснабжения котельной имеется необходимость по приобретению резервного источника электроснабжения мощностью не менее 56 квт.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , тепловые энергоустановки должны бесперебойно производить или преобразовывать, передавать, накоплять, распределять тепловую энергию потребителям.

На основании ст. 25 Федерального закона и п. 2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

При отключении электроэнергии отсутствие независимых источников питания на котельных может повлечь за собой остановку работы электрооборудования в отопительный сезон, замораживание системы теплоснабжения и невозможности осуществлять нормальную деятельность в социально-значимых объектах, что приведет к массовому нарушению прав неопределенного круга граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. В данном случае создается реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц – жителей <адрес> ФИО2 <адрес> в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным ограничением подачи электроэнергии на котельную.

Анализируя позицию представителя ответчика Николаева А.Н., отраженную выше, суд находит ее необоснованной, учитывая, что в силу приведенных норм закона, в частности, ст. 14 п. 3 ч. 1, п. 4 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится именно к вопросам местного значения поселений. При этом ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» прямо предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Исходя из изложенного, суд считает обоснованным довод прокурора о том, что именно на МО ГП «город Кяхта» законом возложена обязанность по обеспечению указанной котельной резервным источником электроснабжения. Также заслуживающей внимания суд считает ссылку 3-го лица о том, что резервное теплоснабжение в предмет концессионного соглашения не входил, в связи с чем обязанность по его приобретению не должна возлагаться на ООО «Тепло Сервис».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости удовлетворении исковых требований в полном объеме.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Городское Поселение «<адрес>» обеспечить наличие резервного источника электроснабжения на объекте теплоснабжения - в котельной, расположенной в <адрес>, мощностью не менее 56 квт, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.

Судья                                                                                            Бутуханова Н.А.

2-419/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. прокурора Кяхтинского района Тыхеева О.В.
Ответчики
Администрация МО "Город Кяхта"
Другие
ООО "Тепло Сервис"
Суд
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Бутуханова Наталья Алексеевна
Дело на странице суда
kyahtinsky.bur.sudrf.ru
21.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Подготовка дела (собеседование)
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
29.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Дело оформлено
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее