Решение по делу № 33-5882/2024 от 22.04.2024

Судья – Милашевич О.В.

Дело № 33-5882/2024 (2-504/2024)

УИД 59RS0004-01-2023-005963-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 28.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,

судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чернышевой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заплатиной Веры Семеновны к Министерству труда и социального развития Пермского края о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность, включении в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения на счет средств бюджета Пермского края, о предоставлении субсидии на приобретение жилья,

по апелляционной жалобе Заплатиной Веры Семеновны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2024.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца – Заплатиной В.С., представителя ответчика – Балуевой Т.А., представителя третьего лица Департамента социальной политики администрации г. Перми – Макшаковой Е.В., судебная коллегия

установила:

Заплатина В.С. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края (в настоящее время - Министерство труда и социального развития Пермского края) о признании за ней право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность; включении ее в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края; предоставлении субсидию на приобретение жилья.

Требования мотивированы тем, что 22.03.2023 подала заявление и документы в Департамент социальной политики администрации г. Перми для восстановления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность. Департаментом принято решение от 23.03.2023 №1 о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.03.2023. Департамент сообщил ей, что учетное дело направлено в Министерство социального развития Пермского края для включения в сводный список Пермского края на предоставление субсидии на жилье реабилитированным лицам.

В дальнейшем она была уведомлена о том, что по результатам проверки учетного дела Министерством социального развития Пермского края принято решение об отказе включения ее в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края в связи с отчуждением пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, поэтому принятие Заплатиной В.С. на учет в качестве нуждающейся в жилье возможно не ранее 12.10.2026.

С данным решением Министерства социального развития Пермского края истец не согласна, указывает, что 25.12.1996 она вышла на пенсию по льготному (хирургическому) стажу. 18.07.1997 она обратилась в администрацию Мотовилихинского района г. Перми и была поставлена в очередь по улучшению жилищных условий. Подавала документы как реабилитированная жертва политических репрессий. Никакого документа о постановке на учет на руки не выдавали. Истец полагала, что состоит в очереди как репрессированная. При обращении в администрацию Мотовилихинского района г. Перми в 2022 году узнала, что была снята с очереди 15.04.2003, при этом обследование жилищных условий не проводилось, она не уведомлялась о снятии ее с учета, в связи с чем она не могла защитить свои права в судебном порядке. С момента постановки на учет состояла в списке жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обратившись в Департамент социальной политики администрации г.Перми, истец просила восстановить ее в очереди, поскольку она состояла на учете с 1997 года. До конца 2020 года истец проживала по адресу: **** д. 22, кв. **. В связи с ухудшением состояния здоровья (болела Ковидом) была вынуждена продать указанную квартиру в целях приобретения иного жилого помещения, поскольку подъем на 5 этаж стал для нее невозможен по состоянию здоровья, была выведена на инвалидность. Продажей квартиры занималась дочь, купленная взамен квартира находится в ипотеке, деньги от продажи квартиры принадлежали всем членам семьи, часть денег отданы за долги. По состоянию неврологического здоровья жить с семьей дочери не могла. Считает ухудшение своих жилищных условий ненамеренным, связанным с состоянием ее здоровья.

Протокольным определением от 24.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Перми.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица – Департамента социальной политики администрации г.Перми в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.

Представитель третьего лица – Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия, ранее направил письменный отзыв.

Третье лицо – администрация г. Перми в судебное заседание своего представителя не направила.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2024 в удовлетворении исковых требований Заплатиной В.С. к Министерству труда и социального развития Пермского края о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность, включении в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения на счет средств бюджета Пермского края, о предоставлении субсидии на приобретение жилья отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Заплатина В.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное и требования удовлетворить в полном объеме, исключить из решения обвинения в «недобросовестности истца», как не имеющее подтверждения и правовой основы суждения о недобросовестности. В обоснование доводов жалобы указала, что в 1994 году обращалась в администрацию Мотовилихинского района г. Перми для постановки на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, вместе с тем в удовлетворении требований ей отказали, сославшись на возможность постановки только после выхода на пенсию. На комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий ее не направили. Полагает, что при постановке на учет были нарушены ее права, так как она была поставлена на очередь как медицинский работник, о чем узнала лишь в 2022 году, после получений сведений из архива. 15.04.2003 была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом о том, что ее сняли с учета органы местного самоуправления не сообщили, полагала, что стоит на жилищном учете как реабилитированная жертва политических репрессий. Жилого помещения от государства, как реабилитированная жертва политических репрессий, со своей семьей не получала. Полагает, что судом необоснованно поставлены под сомнения ее действия в качестве добросовестных. Также указывает, что был нарушен порядок, установленный Постановлением правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324п.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда и социального развития Пермского края указывает на отсутствие оснований к отмене состоявшегося решения.

Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Заплатина В.С. на доводах жалобы настаивала, представитель ответчика – Балуева Т.А., представитель третьего лица Департамента социальной политики администрации г. Перми – Макшакова Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со справкой о реабилитации от 24.10.1996 Заплатина (Козлова) В.С. дата г.р. на основании пункта «в» статьи 3 Закона России от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирована.

28.05.2008 Заплатиной В.С. выдано свидетельство № ** о праве на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

На основании постановления администрации Мотовилихинского района г. Перми от 18.07.1997 № 379 Заплатина В.С., проживающая в комнате с подселением жилой площадью 17,4 кв. м в 2-комнатной квартире по ул. ****51, в соответствии со статьями 29, 26 ЖК РСФСР поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как медработник по I списку № 724.

На основании постановления главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2003 № 419 Заплатина В.С., состоящая на жилищном учете по I списку с 18.07.1997, проживающая с дочерью в 2-х комнатной квартире жилой площадью 28,2 кв.м. общей площадью 45,1 кв.м. по ул. ****51, исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы (свыше 6,5 кв. м).

Заплатина В.С., дата г.р. с 14.03.2022 является инвалидом ** группы бессрочно по общему заболеванию.

Истцом в материалы дела представлены списки граждан – жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которых она состоит под № ** с неверным указанием фамилии, но совпадением остальных представленных данных (Заплатная Вера Семеновна, ****51, дата учета 18.07.1997, дата протокола комиссии 27.03.1998). Представленный список подписи должностного лица, его утвердившего, не содержит.

Из письма Министерства социального развития Пермского края от 18.01.2023 № 33-05-63-132 следует, что по информации Управления жилищных отношений администрации г. Перми сведения о принятии Заплатиной В.С. на учет как реабилитированного лица и учетное дело в Управлении жилищных отношений администрации г. Перми и архиве г.Перми отсутствуют. КГБУ «Государственный архив Пермского края» и «Пермский государственный архив социально-политической истории» представили сведения о том, что документы Комиссии от 27.03.1998 на хранение не передавались. По материалам заседаний Комиссии за 1998 год информация об утверждении списков граждан – жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствует, в связи с чем подтвердить факт нахождения истца на жилищном учете в качестве реабилитированного не представляется возможным.

22.03.2023 Заплатина В.С. обратилась в Департамент социальной политики администрации г. Перми с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием жилого помещения в собственности, восстановлении в очереди, в котором указала, что состояла в очереди как жертва политических репрессий с 1997 года. Дано согласие на получение субсидии в виде краевого жилищного сертификата.

14.06.2023 заявление дополнено просьбой, в которой Заплатина В.С. просит восстановить ее в очереди как жертву политических репрессий (реабилитирована в 1991 году), так как состояла в этой очереди с 1997 года.

Решением Департамента социальной политики администрации г.Перми от 23.03.2023 Заплатина В.С. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Письмом Департамента социальной политики администрации г. Перми от 29.03.2023 Заплатина В.С. уведомлена о том, что ее учетное дело направлено в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий для осуществления проверки на предмет соответствия требованиям, установленным пунктом 3.5 Порядка № 1324-п.

Письмом Департамента социальной политики администрации г. Перми от 15.05.2023 Заплатина В.С. уведомлена о том, что по результатам проверки Министерством социального развития Пермского края принято решение об отказе во включении Заплатиной В.С. в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края в связи с ухудшением жилищных условий по причине отчуждения пригодного для проживания жилого помещения по адресу: **** д. 22.

При рассмотрении учетного дела Заплатиной В.С. Министерством социального развития Пермского края установлено, что Заплатина В.С. с 23.03.2023 состоит на учете в качестве реабилитированного лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Льготная категория Заплатиной В.С. подтверждается свидетельством от 28.05.2005 № ** и справкой о реабилитации, выданной Управлением внутренних дел Пермской области от 25.10.1996. Заплатина В.С. является пенсионером, имеет инвалидность 3 группы, зарегистрирована по адресу: **** 16 в жилом помещении, принадлежащем Б2. Жилые помещения в собственности Заплатиной В.С. отсутствуют. Вместе с тем, 12.10.2021 у Заплатиной В.С. зарегистрировано прекращение права на жилое помещение площадью 55,3 кв.м. по адресу: **** д. 22, кв. **, принадлежащее ей на праве собственности на основании договора-купли-продажи от 16.07.2002. Со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Министерством социального развития Пермского края сделан вывод о том, что Заплатина В.С. ухудшила свои жилищные условия, проведя отчуждение пригодного для проживания жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. **, принадлежавшее ей на праве собственности, и не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилье ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий, то есть ранее 12.10.2026. Учетное дело возвращено в связи с тем, что постановка на жилищный учет Заплатиной В.С. произведена в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно копии паспорта на имя Заплатиной В.С. последняя с 02.12.2003 по 23.12.2021 была зарегистрирована по адресу: **** д. 22, кв. **; с 23.12.2021 по настоящее время зарегистрирована по адресу: **** 16, иных лиц по данному адресу не зарегистрировано.

По сведениям ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07.03.2023 на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 23.12.2002, свидетельства о государственной регистрации права Заплатиной В.С. на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: **** 51.

В соответствии с выпиской из ЕГРН в собственности Заплатиной В.С. жилых помещений не имеется. При этом, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 16.07.2002 Заплатиной В.С. принадлежало жилое помещение общей площадью 44,5 кв. м по адресу: **** 51 (дата государственной регистрации прекращения права 07.07.2004), с 17.07.2002 в собственности Заплатиной В.С. имелось жилое помещение общей площадью 55,3 кв. м по адресу: **** д. 22, кв. ** на основании договора купли-продажи квартиры от 16.07.2002 (право собственности прекращено 12.10.2021).

Из материалов реестрового дела в отношении жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. ** усматривается, что 07.10.2021 между Б2., действующей от имени Заплатиной В.С. на основании доверенности ** от 14.09.2021 (Продавец), и П. (Покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: **** д. 22, кв. **, стоимость квартиры составила ** руб. На момент подписания договора в продаваемой квартире на регистрационном учете состоят Заплатина В.С., Б2., Б1.

Б3. является дочерью Заплатиной В.С.

Из объяснений истца Заплатиной В.С. следует, что на денежные средства от продажи квартиры по адресу: **** д. 22, кв. ** была приобретена квартира по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д.101, кв.99.

По сведениям ЕГРН жилое помещение по адресу: **** 99 общей площадью 53,4 кв. м с 10.09.2021 принадлежит на праве собственности Б2. зарегистрировано обременение – ипотека в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк России»; жилое помещение по адресу: **** 16 общей площадью 38,6 кв. м принадлежит на праве собственности Б2.

Б2. с 01.11.2021 зарегистрирована по адресу: г**** 99.

По сведениям ГКБУ «ПермГАСПИ» документы Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, в том числе Постоянной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, на хранение не передавались.

Из протоколов заседания Пермской областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий №1 от 15.01.1998, № 2 от 26.06.1998 и № 3 от 26.11.1998 следует, что указанными протоколами списки граждан-жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не утверждались.

По сведениям ГКБУ «ГАПК» протокол заседания Пермской областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от 27.03.1998 на хранение не поступал.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 52, 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей», пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

При этом суд исходил из того, что сведений о включении Заплатиной В.С. в список нуждающихся в жилом помещении по категории реабилитированных не имеется, достаточных и объективных доказательств этому не представлено. Истец в 1997 году была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории медработник, в 2003 году снята с учета как обеспеченная жилой площадью более установленной нормы. В 2021 году истец произвела отчуждение жилого помещения, с момента отчуждения принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. ** до даты обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении прошло менее пяти лет, в связи с чем суд пришел к выводу, что Министерством социального развития Пермского края принято законное решение о возвращении учетного дела Заплатиной В.С., поскольку оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и обстоятельствах дела, установленных судом.

Согласно статьи 13 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Организация работы по формированию и представлению списков реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидий (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилого помещения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей и Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета Пермского края на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, и проживающих совместно членов их семей» (далее – Порядок №1324-п).

Органы местного самоуправления ежегодно, с 1 ноября до 1 декабря года, предшествующего планируемому: формируют и утверждают список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края (далее - Список), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; представляют Список в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее - Краевая комиссия) на бумажном носителе и в электронном виде (п. 3.2 Порядка №1324-п).

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка № 1324-п органы местного самоуправления ежегодно, в срок до 1 марта текущего года, передают в Краевую комиссию по акту приема-передачи учетные дела, содержащие следующие документы: заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающегося в жилом помещении; копию документа установленного образца, подтверждающего принадлежность гражданина к категории реабилитированных лиц; акт органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающегося в жилом помещении; копии паспортов реабилитированного лица и лиц, указанных им в качестве членов его семьи (далее - члены семьи); копии документов, подтверждающих родственные отношения реабилитированного лица и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи реабилитированного лица иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; копию пенсионного удостоверения; копию справки медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности (в случае, если инвалидность установлена); справку о регистрации по месту жительства реабилитированного лица и членов его семьи, выданную ко дню подачи документов, указанных в настоящем пункте; документы, подтверждающие признание жилого помещения непригодным для постоянного проживания или не отвечающим для жилого помещения требованиям; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым реабилитированным лицом и членами его семьи (договор социального найма жилого помещения, договор найма жилого помещения, договор поднайма жилого помещения; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение); справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности у реабилитированного лица и членов его семьи жилого помещения, выданные ко дню подачи документов, указанных в настоящем пункте; сведения из организации по государственному техническому учету и(или) технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в собственности у реабилитированного лица и членов его семьи жилого помещения; сведения из организации по государственному техническому учету и(или) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилого помещения (жилых помещений), находящегося (находящихся) в пользовании реабилитированного лица и членов его семьи по договору социального найма; обязательство о передаче (безвозмездном отчуждении) жилого помещения в муниципальную собственность по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в двух экземплярах; согласие реабилитированного лица и членов его семьи на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку; согласие реабилитированного лица и членов его семьи на обеспечение жилым помещением за счет субсидии (единовременной денежной выплаты) из средств бюджета Пермского края.

В силу пункта 3.6 Порядка № 1324-п Краевая комиссия: в течение 25 рабочих дней со дня предоставления органами местного самоуправления учетных дел осуществляет их проверку на предмет соответствия требованиям, установленным пунктом 3.5 настоящего Порядка; по результатам проверки учетных дел в течение 15 рабочих дней принимает решение о предоставлении реабилитированному лицу субсидии (ЕДВ) либо об отказе в предоставлении субсидии (ЕДВ) (далее - Решение) и возвращении документов учетного дела в орган местного самоуправления.

Пунктом 3.1 постановления №1324-п установлено, что принятие реабилитированных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Из положений частей 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Добровольным ухудшением жилищных условий являются, в том числе, действия по отчуждению пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, от 26 ноября 2018 года N 2972-О, от 25 ноября 2020 года N 2810-О, от 26 апреля 2021 года N 749-О, от 28 июня 2022 года N 1655-О и др.).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в 1997 году истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как медработник, в 2003 году снята с учета, решение о снятии ее с учета не обжаловалось, не отменено. Основанием для снятия Заплатиной В.С. с учета являлось обеспеченность жилой площадью. В дальнейшем в период с 17.07.2002 по 12.10.2021 у Заплатина В.С. в собственности находилось жилое помещение общей площадью 55,3 кв.м., расположенное по адресу: **** д. 22, кв. **, данным жилым помещением она добровольно распорядилась, продав его по договору купли-продажи от 07.10.2021, денежные средства от продажи данной квартиры направила на приобретение квартиры по адресу: ****99, право собственности на которую зарегистрировано на имя дочери истца - Б2.

В настоящее время истец зарегистрирована и проживает одна в благоустроенном жилом помещении общей площадью 38,6 кв.м (более учетной нормы по г. Перми в размере 12 кв.м.) по адресу: **** 16, которое предоставлено ей на безвозмездной основе дочерью Б2., которая не принимает мер, направленных на выселение и снятие истца с регистрационного учета.

Исходя из данных обстоятельств, суд обоснованно указал, что после прекращения 12.10.2021 у истца права собственности на жилое помещение по адресу: **** д. 22, кв. ** ЗаплатинаВ.С. в апреле 2022 года, то есть через полгода после отчуждения квартиры, обратилась в Управление жилищных отношений администрации города Перми с обращением о порядке предоставления субсидии на приобретение жилого помещения, что не может отвечать признакам добросовестного поведения, а напротив указывает на то, что действия истца были направлены на создание условий для постановки на жилищный учет.

Доводы апелляционной жалобы истца выводов суда не опровергают.

Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2003 № 419 была снята с учета как нуждающаяся в жилом помещении, данное постановление не отменено, незаконным не признано.

Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что не интересовалась об очередности на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, вместе с тем, при должной осмотрительности и внимательности истец должна была и могла своевременно знать о категории учета, а также снятии ее с учета, в связи с чем у судебной коллегии вызывают сомнения доводы истца о том, что она вплоть до 2022 года не знала о снятии ее с учета в качестве нуждающейся.

Кроме того, как пояснила истец, продажа квартиры по адресу: **** д. 22, кв. ** была обусловлена состоянием ее здоровья и невозможностью проживать на 5 этаже без лифта, а также необходимостью погашения долгов. Между тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, истец после совершения продажи указанной квартиры не была лишена возможности приобретения иного жилого помещения в свою собственность. Вместе с тем, денежные средства от продажи квартиры она отдала в счет исполнения долговых обязательств, а также на приобретение квартиры по адресу **** 16, которая зарегистрирована на праве собственности за дочерью Б2.

При таком положении, судом обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для постановки Заплатиной В.С. на момент ее обращения на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку с момента отчуждения жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, прошло менее 5 лет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что был нарушен порядок предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей, установленный Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324п судебной коллегией отклоняются как необоснованные.

В полномочия Министерства труда и социального развития Пермского края входит проверка обоснованности поданных документов для реализации права реабилитированных лиц постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем Министерством обосновано принято решение о возвращении учетного дела Заплатиной В.С., поскольку оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в настоящее время не имеется.

Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия: вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи; переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности; неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

Учитывая, что с момента отчуждения Заплатиной В.С. принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. ** до даты обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении прошло менее пяти лет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения Заплатиной В.С. в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, поскольку сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или учтены судом первой инстанции при разрешении спора, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

С учетом изложенного, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда Пермского края от 26 февраля 2024 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Заплатиной Веры Семеновны, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий - подпись

Судьи – подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 04.06.2024

Судья – Милашевич О.В.

Дело № 33-5882/2024 (2-504/2024)

УИД 59RS0004-01-2023-005963-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 28.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,

судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чернышевой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заплатиной Веры Семеновны к Министерству труда и социального развития Пермского края о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность, включении в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения на счет средств бюджета Пермского края, о предоставлении субсидии на приобретение жилья,

по апелляционной жалобе Заплатиной Веры Семеновны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2024.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца – Заплатиной В.С., представителя ответчика – Балуевой Т.А., представителя третьего лица Департамента социальной политики администрации г. Перми – Макшаковой Е.В., судебная коллегия

установила:

Заплатина В.С. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края (в настоящее время - Министерство труда и социального развития Пермского края) о признании за ней право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность; включении ее в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края; предоставлении субсидию на приобретение жилья.

Требования мотивированы тем, что 22.03.2023 подала заявление и документы в Департамент социальной политики администрации г. Перми для восстановления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность. Департаментом принято решение от 23.03.2023 №1 о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.03.2023. Департамент сообщил ей, что учетное дело направлено в Министерство социального развития Пермского края для включения в сводный список Пермского края на предоставление субсидии на жилье реабилитированным лицам.

В дальнейшем она была уведомлена о том, что по результатам проверки учетного дела Министерством социального развития Пермского края принято решение об отказе включения ее в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края в связи с отчуждением пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, поэтому принятие Заплатиной В.С. на учет в качестве нуждающейся в жилье возможно не ранее 12.10.2026.

С данным решением Министерства социального развития Пермского края истец не согласна, указывает, что 25.12.1996 она вышла на пенсию по льготному (хирургическому) стажу. 18.07.1997 она обратилась в администрацию Мотовилихинского района г. Перми и была поставлена в очередь по улучшению жилищных условий. Подавала документы как реабилитированная жертва политических репрессий. Никакого документа о постановке на учет на руки не выдавали. Истец полагала, что состоит в очереди как репрессированная. При обращении в администрацию Мотовилихинского района г. Перми в 2022 году узнала, что была снята с очереди 15.04.2003, при этом обследование жилищных условий не проводилось, она не уведомлялась о снятии ее с учета, в связи с чем она не могла защитить свои права в судебном порядке. С момента постановки на учет состояла в списке жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обратившись в Департамент социальной политики администрации г.Перми, истец просила восстановить ее в очереди, поскольку она состояла на учете с 1997 года. До конца 2020 года истец проживала по адресу: **** д. 22, кв. **. В связи с ухудшением состояния здоровья (болела Ковидом) была вынуждена продать указанную квартиру в целях приобретения иного жилого помещения, поскольку подъем на 5 этаж стал для нее невозможен по состоянию здоровья, была выведена на инвалидность. Продажей квартиры занималась дочь, купленная взамен квартира находится в ипотеке, деньги от продажи квартиры принадлежали всем членам семьи, часть денег отданы за долги. По состоянию неврологического здоровья жить с семьей дочери не могла. Считает ухудшение своих жилищных условий ненамеренным, связанным с состоянием ее здоровья.

Протокольным определением от 24.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Перми.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица – Департамента социальной политики администрации г.Перми в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.

Представитель третьего лица – Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия, ранее направил письменный отзыв.

Третье лицо – администрация г. Перми в судебное заседание своего представителя не направила.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2024 в удовлетворении исковых требований Заплатиной В.С. к Министерству труда и социального развития Пермского края о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность, включении в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения на счет средств бюджета Пермского края, о предоставлении субсидии на приобретение жилья отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Заплатина В.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное и требования удовлетворить в полном объеме, исключить из решения обвинения в «недобросовестности истца», как не имеющее подтверждения и правовой основы суждения о недобросовестности. В обоснование доводов жалобы указала, что в 1994 году обращалась в администрацию Мотовилихинского района г. Перми для постановки на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, вместе с тем в удовлетворении требований ей отказали, сославшись на возможность постановки только после выхода на пенсию. На комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий ее не направили. Полагает, что при постановке на учет были нарушены ее права, так как она была поставлена на очередь как медицинский работник, о чем узнала лишь в 2022 году, после получений сведений из архива. 15.04.2003 была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом о том, что ее сняли с учета органы местного самоуправления не сообщили, полагала, что стоит на жилищном учете как реабилитированная жертва политических репрессий. Жилого помещения от государства, как реабилитированная жертва политических репрессий, со своей семьей не получала. Полагает, что судом необоснованно поставлены под сомнения ее действия в качестве добросовестных. Также указывает, что был нарушен порядок, установленный Постановлением правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324п.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда и социального развития Пермского края указывает на отсутствие оснований к отмене состоявшегося решения.

Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Заплатина В.С. на доводах жалобы настаивала, представитель ответчика – Балуева Т.А., представитель третьего лица Департамента социальной политики администрации г. Перми – Макшакова Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со справкой о реабилитации от 24.10.1996 Заплатина (Козлова) В.С. дата г.р. на основании пункта «в» статьи 3 Закона России от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирована.

28.05.2008 Заплатиной В.С. выдано свидетельство № ** о праве на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

На основании постановления администрации Мотовилихинского района г. Перми от 18.07.1997 № 379 Заплатина В.С., проживающая в комнате с подселением жилой площадью 17,4 кв. м в 2-комнатной квартире по ул. ****51, в соответствии со статьями 29, 26 ЖК РСФСР поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как медработник по I списку № 724.

На основании постановления главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2003 № 419 Заплатина В.С., состоящая на жилищном учете по I списку с 18.07.1997, проживающая с дочерью в 2-х комнатной квартире жилой площадью 28,2 кв.м. общей площадью 45,1 кв.м. по ул. ****51, исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы (свыше 6,5 кв. м).

Заплатина В.С., дата г.р. с 14.03.2022 является инвалидом ** группы бессрочно по общему заболеванию.

Истцом в материалы дела представлены списки граждан – жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которых она состоит под № ** с неверным указанием фамилии, но совпадением остальных представленных данных (Заплатная Вера Семеновна, ****51, дата учета 18.07.1997, дата протокола комиссии 27.03.1998). Представленный список подписи должностного лица, его утвердившего, не содержит.

Из письма Министерства социального развития Пермского края от 18.01.2023 № 33-05-63-132 следует, что по информации Управления жилищных отношений администрации г. Перми сведения о принятии Заплатиной В.С. на учет как реабилитированного лица и учетное дело в Управлении жилищных отношений администрации г. Перми и архиве г.Перми отсутствуют. КГБУ «Государственный архив Пермского края» и «Пермский государственный архив социально-политической истории» представили сведения о том, что документы Комиссии от 27.03.1998 на хранение не передавались. По материалам заседаний Комиссии за 1998 год информация об утверждении списков граждан – жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствует, в связи с чем подтвердить факт нахождения истца на жилищном учете в качестве реабилитированного не представляется возможным.

22.03.2023 Заплатина В.С. обратилась в Департамент социальной политики администрации г. Перми с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием жилого помещения в собственности, восстановлении в очереди, в котором указала, что состояла в очереди как жертва политических репрессий с 1997 года. Дано согласие на получение субсидии в виде краевого жилищного сертификата.

14.06.2023 заявление дополнено просьбой, в которой Заплатина В.С. просит восстановить ее в очереди как жертву политических репрессий (реабилитирована в 1991 году), так как состояла в этой очереди с 1997 года.

Решением Департамента социальной политики администрации г.Перми от 23.03.2023 Заплатина В.С. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Письмом Департамента социальной политики администрации г. Перми от 29.03.2023 Заплатина В.С. уведомлена о том, что ее учетное дело направлено в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий для осуществления проверки на предмет соответствия требованиям, установленным пунктом 3.5 Порядка № 1324-п.

Письмом Департамента социальной политики администрации г. Перми от 15.05.2023 Заплатина В.С. уведомлена о том, что по результатам проверки Министерством социального развития Пермского края принято решение об отказе во включении Заплатиной В.С. в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края в связи с ухудшением жилищных условий по причине отчуждения пригодного для проживания жилого помещения по адресу: **** д. 22.

При рассмотрении учетного дела Заплатиной В.С. Министерством социального развития Пермского края установлено, что Заплатина В.С. с 23.03.2023 состоит на учете в качестве реабилитированного лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Льготная категория Заплатиной В.С. подтверждается свидетельством от 28.05.2005 № ** и справкой о реабилитации, выданной Управлением внутренних дел Пермской области от 25.10.1996. Заплатина В.С. является пенсионером, имеет инвалидность 3 группы, зарегистрирована по адресу: **** 16 в жилом помещении, принадлежащем Б2. Жилые помещения в собственности Заплатиной В.С. отсутствуют. Вместе с тем, 12.10.2021 у Заплатиной В.С. зарегистрировано прекращение права на жилое помещение площадью 55,3 кв.м. по адресу: **** д. 22, кв. **, принадлежащее ей на праве собственности на основании договора-купли-продажи от 16.07.2002. Со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Министерством социального развития Пермского края сделан вывод о том, что Заплатина В.С. ухудшила свои жилищные условия, проведя отчуждение пригодного для проживания жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. **, принадлежавшее ей на праве собственности, и не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилье ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий, то есть ранее 12.10.2026. Учетное дело возвращено в связи с тем, что постановка на жилищный учет Заплатиной В.С. произведена в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно копии паспорта на имя Заплатиной В.С. последняя с 02.12.2003 по 23.12.2021 была зарегистрирована по адресу: **** д. 22, кв. **; с 23.12.2021 по настоящее время зарегистрирована по адресу: **** 16, иных лиц по данному адресу не зарегистрировано.

По сведениям ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07.03.2023 на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 23.12.2002, свидетельства о государственной регистрации права Заплатиной В.С. на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: **** 51.

В соответствии с выпиской из ЕГРН в собственности Заплатиной В.С. жилых помещений не имеется. При этом, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 16.07.2002 Заплатиной В.С. принадлежало жилое помещение общей площадью 44,5 кв. м по адресу: **** 51 (дата государственной регистрации прекращения права 07.07.2004), с 17.07.2002 в собственности Заплатиной В.С. имелось жилое помещение общей площадью 55,3 кв. м по адресу: **** д. 22, кв. ** на основании договора купли-продажи квартиры от 16.07.2002 (право собственности прекращено 12.10.2021).

Из материалов реестрового дела в отношении жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. ** усматривается, что 07.10.2021 между Б2., действующей от имени Заплатиной В.С. на основании доверенности ** от 14.09.2021 (Продавец), и П. (Покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: **** д. 22, кв. **, стоимость квартиры составила ** руб. На момент подписания договора в продаваемой квартире на регистрационном учете состоят Заплатина В.С., Б2., Б1.

Б3. является дочерью Заплатиной В.С.

Из объяснений истца Заплатиной В.С. следует, что на денежные средства от продажи квартиры по адресу: **** д. 22, кв. ** была приобретена квартира по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д.101, кв.99.

По сведениям ЕГРН жилое помещение по адресу: **** 99 общей площадью 53,4 кв. м с 10.09.2021 принадлежит на праве собственности Б2. зарегистрировано обременение – ипотека в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк России»; жилое помещение по адресу: **** 16 общей площадью 38,6 кв. м принадлежит на праве собственности Б2.

Б2. с 01.11.2021 зарегистрирована по адресу: г**** 99.

По сведениям ГКБУ «ПермГАСПИ» документы Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, в том числе Постоянной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, на хранение не передавались.

Из протоколов заседания Пермской областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий №1 от 15.01.1998, № 2 от 26.06.1998 и № 3 от 26.11.1998 следует, что указанными протоколами списки граждан-жертв политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не утверждались.

По сведениям ГКБУ «ГАПК» протокол заседания Пермской областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от 27.03.1998 на хранение не поступал.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 52, 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей», пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

При этом суд исходил из того, что сведений о включении Заплатиной В.С. в список нуждающихся в жилом помещении по категории реабилитированных не имеется, достаточных и объективных доказательств этому не представлено. Истец в 1997 году была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории медработник, в 2003 году снята с учета как обеспеченная жилой площадью более установленной нормы. В 2021 году истец произвела отчуждение жилого помещения, с момента отчуждения принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. ** до даты обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении прошло менее пяти лет, в связи с чем суд пришел к выводу, что Министерством социального развития Пермского края принято законное решение о возвращении учетного дела Заплатиной В.С., поскольку оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и обстоятельствах дела, установленных судом.

Согласно статьи 13 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Организация работы по формированию и представлению списков реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидий (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилого помещения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей и Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета Пермского края на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, и проживающих совместно членов их семей» (далее – Порядок №1324-п).

Органы местного самоуправления ежегодно, с 1 ноября до 1 декабря года, предшествующего планируемому: формируют и утверждают список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края (далее - Список), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; представляют Список в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее - Краевая комиссия) на бумажном носителе и в электронном виде (п. 3.2 Порядка №1324-п).

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка № 1324-п органы местного самоуправления ежегодно, в срок до 1 марта текущего года, передают в Краевую комиссию по акту приема-передачи учетные дела, содержащие следующие документы: заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающегося в жилом помещении; копию документа установленного образца, подтверждающего принадлежность гражданина к категории реабилитированных лиц; акт органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающегося в жилом помещении; копии паспортов реабилитированного лица и лиц, указанных им в качестве членов его семьи (далее - члены семьи); копии документов, подтверждающих родственные отношения реабилитированного лица и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи реабилитированного лица иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; копию пенсионного удостоверения; копию справки медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности (в случае, если инвалидность установлена); справку о регистрации по месту жительства реабилитированного лица и членов его семьи, выданную ко дню подачи документов, указанных в настоящем пункте; документы, подтверждающие признание жилого помещения непригодным для постоянного проживания или не отвечающим для жилого помещения требованиям; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым реабилитированным лицом и членами его семьи (договор социального найма жилого помещения, договор найма жилого помещения, договор поднайма жилого помещения; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение); справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности у реабилитированного лица и членов его семьи жилого помещения, выданные ко дню подачи документов, указанных в настоящем пункте; сведения из организации по государственному техническому учету и(или) технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в собственности у реабилитированного лица и членов его семьи жилого помещения; сведения из организации по государственному техническому учету и(или) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилого помещения (жилых помещений), находящегося (находящихся) в пользовании реабилитированного лица и членов его семьи по договору социального найма; обязательство о передаче (безвозмездном отчуждении) жилого помещения в муниципальную собственность по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в двух экземплярах; согласие реабилитированного лица и членов его семьи на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку; согласие реабилитированного лица и членов его семьи на обеспечение жилым помещением за счет субсидии (единовременной денежной выплаты) из средств бюджета Пермского края.

В силу пункта 3.6 Порядка № 1324-п Краевая комиссия: в течение 25 рабочих дней со дня предоставления органами местного самоуправления учетных дел осуществляет их проверку на предмет соответствия требованиям, установленным пунктом 3.5 настоящего Порядка; по результатам проверки учетных дел в течение 15 рабочих дней принимает решение о предоставлении реабилитированному лицу субсидии (ЕДВ) либо об отказе в предоставлении субсидии (ЕДВ) (далее - Решение) и возвращении документов учетного дела в орган местного самоуправления.

Пунктом 3.1 постановления №1324-п установлено, что принятие реабилитированных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Из положений частей 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Добровольным ухудшением жилищных условий являются, в том числе, действия по отчуждению пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, от 26 ноября 2018 года N 2972-О, от 25 ноября 2020 года N 2810-О, от 26 апреля 2021 года N 749-О, от 28 июня 2022 года N 1655-О и др.).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в 1997 году истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как медработник, в 2003 году снята с учета, решение о снятии ее с учета не обжаловалось, не отменено. Основанием для снятия Заплатиной В.С. с учета являлось обеспеченность жилой площадью. В дальнейшем в период с 17.07.2002 по 12.10.2021 у Заплатина В.С. в собственности находилось жилое помещение общей площадью 55,3 кв.м., расположенное по адресу: **** д. 22, кв. **, данным жилым помещением она добровольно распорядилась, продав его по договору купли-продажи от 07.10.2021, денежные средства от продажи данной квартиры направила на приобретение квартиры по адресу: ****99, право собственности на которую зарегистрировано на имя дочери истца - Б2.

В настоящее время истец зарегистрирована и проживает одна в благоустроенном жилом помещении общей площадью 38,6 кв.м (более учетной нормы по г. Перми в размере 12 кв.м.) по адресу: **** 16, которое предоставлено ей на безвозмездной основе дочерью Б2., которая не принимает мер, направленных на выселение и снятие истца с регистрационного учета.

Исходя из данных обстоятельств, суд обоснованно указал, что после прекращения 12.10.2021 у истца права собственности на жилое помещение по адресу: **** д. 22, кв. ** ЗаплатинаВ.С. в апреле 2022 года, то есть через полгода после отчуждения квартиры, обратилась в Управление жилищных отношений администрации города Перми с обращением о порядке предоставления субсидии на приобретение жилого помещения, что не может отвечать признакам добросовестного поведения, а напротив указывает на то, что действия истца были направлены на создание условий для постановки на жилищный учет.

Доводы апелляционной жалобы истца выводов суда не опровергают.

Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2003 № 419 была снята с учета как нуждающаяся в жилом помещении, данное постановление не отменено, незаконным не признано.

Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что не интересовалась об очередности на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, вместе с тем, при должной осмотрительности и внимательности истец должна была и могла своевременно знать о категории учета, а также снятии ее с учета, в связи с чем у судебной коллегии вызывают сомнения доводы истца о том, что она вплоть до 2022 года не знала о снятии ее с учета в качестве нуждающейся.

Кроме того, как пояснила истец, продажа квартиры по адресу: **** д. 22, кв. ** была обусловлена состоянием ее здоровья и невозможностью проживать на 5 этаже без лифта, а также необходимостью погашения долгов. Между тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, истец после совершения продажи указанной квартиры не была лишена возможности приобретения иного жилого помещения в свою собственность. Вместе с тем, денежные средства от продажи квартиры она отдала в счет исполнения долговых обязательств, а также на приобретение квартиры по адресу **** 16, которая зарегистрирована на праве собственности за дочерью Б2.

При таком положении, судом обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для постановки Заплатиной В.С. на момент ее обращения на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку с момента отчуждения жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, прошло менее 5 лет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что был нарушен порядок предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей, установленный Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1324п судебной коллегией отклоняются как необоснованные.

В полномочия Министерства труда и социального развития Пермского края входит проверка обоснованности поданных документов для реализации права реабилитированных лиц постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем Министерством обосновано принято решение о возвращении учетного дела Заплатиной В.С., поскольку оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в настоящее время не имеется.

Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия: вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи; переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности; неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

Учитывая, что с момента отчуждения Заплатиной В.С. принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по адресу: **** д. 22, кв. ** до даты обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении прошло менее пяти лет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения Заплатиной В.С. в сводный список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, поскольку сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или учтены судом первой инстанции при разрешении спора, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

С учетом изложенного, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда Пермского края от 26 февраля 2024 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Заплатиной Веры Семеновны, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий - подпись

Судьи – подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 04.06.2024

33-5882/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заплатина Вера Семеновна
Ответчики
Министерство Социального развития Пермского края
Другие
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Департамент социальной политики администрации г. Перми
Администрация города Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Лапухина Евгения Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.04.2024Передача дела судье
28.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2024Передано в экспедицию
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее