Решение по делу № 2-442/2024 от 04.04.2024

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    г. Заозерный                                  31 июля 2024 года

    Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

    председательствующего - судьи Лебедко К.В.,

    с участием представителя истца старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Костицкой О.И.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юленковой О.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и МО Двуреченский сельсовет Рыбинского района Красноярского края, к администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности,

    УСТАНОВИЛ:

    Рыбинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и МО Двуреченский сельсовет Рыбинского района Красноярского края, обратился в суд с иском к администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности.

        Требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что Двуреченский сельсовет является собственником объектов водоснабжения, находящихся в д. Снегиревка Рыбинского района Красноярского края:

        - сооружение, состоящее из 9 водоколонок и водопровода, протяженностью 1 541,31 кв.м. (<адрес>

        - водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м. <адрес>;

        - скважина глубиной 150 метров, <адрес>

        - скважина глубиной 150 м, <адрес>

        Объекты образуют централизованную систему водоснабжения деревни и предназначены для водоснабжения жителей д. Снегиревка, удовлетворения их питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Данные объекты водоснабжения не переданы иным лицам во владение, пользование и на содержание, в том числе ресурсоснабжающим организациям (организациям коммунального комплекса), находятся в казне муниципального образования. Эксплуатация указанных объектов водоснабжения осуществляется администрацией Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края. Вместе с тем, содержание и обслуживание, в том числе профилактика аварийных ситуаций, ответчиком не обеспечены, ограничено устранением и ремонтом только фактически возникающих неполадок. Угрозы аварийности, перебоев в водоснабжении и подача воды населению ненадлежащего качества, а также загрязнение подземных вод и недр ввиду отсутствия контроля и не обеспечения наличия природоохранных и санитарных документов, не исключены. В нарушение требований законодательства администрация Двуреченского сельсовета проект зон санитарной охран источников водоснабжения – скважин глубиной 150 метров по ул. <адрес> и примыкающего к ним водопровода, не разработала. При данном бездействии администрация Двуречнского сельсовета не исключается, что водоснабжение населения не является безопасным в эпидемиологическом и радиационном отношении, а питьевая вода, предоставляемая для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения Двуреченского сельсовета, не является безвредной по химическому составу и благоприятной по органолептическим свойствам, что может привести к массовым заболеваниям людей и иным негативным последствиям, чрезвычайной ситуации в Двуреченском сельсовете. Помимо этого, в отношении источников питьевого водоснабжения – скважин глубиной 150 метров по <адрес> ул. <адрес> которые обеспечивают забор подземных вод для централизованно системы холодного водоснабжения д. Снегиревка, не имеется разрешительных документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к использованию данных источников водоснабжения в качестве питьевого либо соответствующего согласования с Роспотребнадзором на использование их в качестве таковых. Соответствие подаваемой населению питьевой воды нормативам качества питьевой воды администрацией сельсовета не подтверждено. При бездействии администрации Двуреченского сельсовета не исключается, что водоснабжение населения д. Снегиревка не является безопасным в эпидемиологическом и радиационном отношении, а питьевая вода, предоставляемая для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения, не является безвредно по химическому составу и благоприятной по органолептическим свойствам, что может привести к массовым заболеваниям людей и иным негативным последствиям. В силу отсутствия правоустанавливающих документов на муниципальные скважины у иных лиц, помимо собственника муниципального образования Двуреченский сельсовет Рыбинского района Красноярского края провести экспертизы и подтвердить качество питьевой воды и возможность использования источников для питьевых нужд не представляется возможным иным лицам. ДД.ММ.ГГГГ года глава Двуреченского сельсовета привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края внесено представление по аналогичным основаниям, однако меры по устранению имеющихся нарушений закона не приняты, нарушения не устранены. Отсутствие зон санитарной охраны водозаборных скважин создает вероятность загрязнения подземных вод и недр, так как водозаборные скважины являются источниками потенциального загрязнения подземных водных горизонтов и недр, а следовательно, не исключена прямая причинно-следственная связь между допущенными администрацией нарушениями и возможностью загрязнения окружающей среды.

        В связи с этим, с учетом уточнений исковых требований, истец просит в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края обеспечить наличие проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории д. Снегиревка Рыбинского района Красноярского края: водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м., <адрес>; скважина глубиной 150 метров, <адрес> скважина глубиной 150 метров, <адрес>; обязать администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края получить в отношении источников, обеспечивающих питьевое водоснабжение посредством водозаборных скважин, находящихся в д. Снегиревка Рыбинского района Красноярского края: водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м., <адрес>; скважина глубиной 150 метров, <адрес> скважина глубиной 150 метров<адрес>, разрешения к использованию их в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации либо согласовать подачу из них питьевой воды абонентам с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обязать администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края подтвердить в установленном порядке качество поставляемой населению питьевой воды из водозаборных скважин, находящихся в д. Снегиревка Рыбинского района Красноярского края: водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м., <адрес>; скважина глубиной 150 метров, <адрес>, скважина глубиной 150 метров, <адрес>

        В судебном заседании истец старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Костицкая О.И. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.

    Представитель ответчика администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

    В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие <данные изъяты>

    В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерном, Министерства экологии Красноярского края, Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, администрации Рыбинского района Красноярского края, не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах не явки суд не уведомили.

    Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.

        Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

    В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

    Частями 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

    В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

    Согласно п.п. 1.3, 1.4., 1.6., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников; основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены; организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

    При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

    Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

    В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

    Согласно ч. 3 ст. 9, ч. 3 ст. 43 Водного Кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах; порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

    В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

        В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ года муниципальное образование Рыбинский район Красноярского края передало муниципальному образованию Двуреченский сельсовет Рыбинского района Красноярского края сооружение, состоящее из 9 водоколонок и водопровода по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, с. Двуречное, <адрес>; водонапорную башню по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, с. Двуречное, <адрес>; скважину по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, с. Двуречное, <адрес>

        Муниципальному образованию Двуреченский сельсовет Рыбинского района Красноярского края на праве собственности принадлежит скважина, введенная в эксплуатацию 1998 году, по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, д. Снегиревка, <адрес> с кадастровым номером , сооружение-скважина, введенная в эксплуатацию 1998 году, по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, д. Снегиревка, <адрес> с кадастровым номером , здание водонапорной башни по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, д. Снегиревка, <адрес> с кадастровым номером

    Рыбинской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении требований санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий <данные изъяты>

        Из сообщения администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края следует, что в отношении муниципального имущества, находящегося на территории д. Снегиревка Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края: водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м. по <адрес>, скважина глубиной 150 метров по <адрес>, скважина глубиной 150 метров по <адрес>, проведена следующая работы: на вышеперечисленные объекты имеется акт приема-передачи, выписки из ЕГРН. По договору пользования другим лицам указанные выше объекты не передавались. Подана заявка в ООО «Одум», ООО «СибЭнергоСбережение», ПИГ «Земля», «Компания СЭС» на разработку проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода в д. Снегиревка. Коммерческие предложения от заявленных организаций не поступали. Подана заявка в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерный на лабораторное испытание на качество питьевой воды. Объекты ЖКХ по договору пользования иным лицам не переданы, находятся в муниципальной казне. Разрешительных документов на использование источников водоснабжения в качестве питьевой воды не имеется, качество питьевой воды не подтверждено <данные изъяты>

        Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю по делу об административном правонарушении № глава администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Тимофеева Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенический и противоэпидемических мероприятий <данные изъяты>

        Таким образом, учитывая, что до настоящего времени администрацией Двурченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края не разработаны проекты зон санитарной охраны водозаборных скважин хозяйственно-питьевого водоснабжения, при этом водозаборные скважины, в том числе, находящиеся в пользовании, эксплуатируются значительный промежуток времени, суд приходит к выводу, что администрация Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в процессе своей деятельности длительное время не обеспечило должную санитарную охрану от загрязнения источников водоснабжения, а также территории, на которых они расположены, зоны санитарной охраны источников водоснабжения не организованы, что не исключает причинение вреда окружающей среде (недрам и подземным водам), затрагивает права неопределенного круга граждан и Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Отсутствие зон санитарной охраны скважин создает вероятность загрязнения подземных вод, так как скважины являются источником потенциального загрязнения подземных водных горизонтов, а следовательно не исключена прямая причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и возможностью загрязнения не только подземных вод, но и недр. Администрацией Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении требований санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. До настоящего времени наличие проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не представлено.

    В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рыбинского межрайонного прокурора в полном объеме.

    Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Согласно ст. 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с момента вступления его в законную силу.

    При этом по смыслу закона срок исполнения решения суда подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случает, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).

    С учетом конкретных обстоятельств, в частности, необходимости времени для обеспечения проектов зон санитарной охраны, суд полагает возможным установить для ответчика срок девять месяцев со дня вступления решения в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и МО Двуреченский сельсовет Рыбинского района Красноярского края, к администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края () о возложении обязанности – удовлетворить.

    Возложить на администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края обязанность обеспечить наличие проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории д. Снегиревка Рыбинского района Красноярского края: водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м., <адрес>; скважина глубиной 150 метров, <адрес>, скважина глубиной 150 метров, <адрес>

    Обязать администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края получить в отношении источников, обеспечивающих питьевое водоснабжение посредством водозаборных скважин, находящихся в д. Снегиревка Рыбинского района Красноярского края: водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м., <адрес>; скважина глубиной 150 метров, ул. <адрес>, скважина глубиной 150 метров, <адрес>, разрешения к использованию их в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации либо согласовать подачу из них питьевой воды абонентам с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    Обязать администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края подтвердить в установленном порядке качество поставляемой населению питьевой воды из водозаборных скважин, находящихся в д. Снегиревка Рыбинского района Красноярского края: водонапорная башня общей площадью 3,5 кв.м., <адрес>; скважина глубиной 150 метров, <адрес>, скважина глубиной 150 метров, <адрес>

    Обязать администрацию Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края исполнить возложенные обязанности в течение 9 (ДЕВЯТИ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий                                К.В. Лебедко

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-442/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыбинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края
Другие
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра)
Министерство экологии Красноярского края
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерном
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора
Администрация Рыбинского района Красноярского края
Суд
Рыбинский районный суд Красноярского края
Судья
Лебедко К.В.
Дело на странице суда
ribinsk.krk.sudrf.ru
04.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
31.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее