Дело (номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(дата обезличена) (адрес обезличен)
Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием административного истца О.В., представителя административного истца - адвоката Рощина Д.С. (по ордеру), представителя административного ответчика – администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) - Погодиной Н.А. (по доверенности), заинтересованного лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Зимина Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Марковой О. В. к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) о признании незаконным бездействия администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен), выраженных в неосуществлении действий по формированию земельного участка площадью 1366 кв.м с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен) и примыкающего к земельному участку с кадастровым номером (номер обезличен) по заявлению Марковой О. В., о признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района, направленных на предоставление в порядке перераспределения части земельного участка, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен), вблизи земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен),
У С Т А Н О В И Л:
Маркова О.В. обратилась в суд с указанным иском к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен).
Свой иск мотивируют следующим.
Она являестся многодетной матерью. В соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011 года № 168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории (адрес обезличен)» её многодетной семье подлежит предоставлению в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
(дата обезличена) она обратилась в Администрацию Большеельнинского сельсовета (адрес обезличен) с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка площадью 1437 кв.м., расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен) и примыкающего к земельному участку с кадастровым номером (номер обезличен); с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. В последующем повторным заявлением площадь испрашиваемого мной земельного участка была уточнена до 1366 кв.м. В связи с тем, что с (дата обезличена) данные полномочия исполняются Администрацией Кстовского муниципального района, её заявление было перенаправлено в КУМИ Кстовского муниципального района.
В ответ на её заявление, КУМИ Кстовского муниципального района (дата обезличена) дало ей ответ, что в настоящее время администрацией Кстовского муниципального района ведутся работы, связанные с формированием земельного участка в указанных ей границах с последующей постановкой его на государственный кадастровый учет. В случае, если земельный участок будет сформирован и поставлен на кадастровый учет, предоставление данного земельного участка будет осуществляться в соответствии с (адрес обезличен) от 01.12.2011 года № 168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории (адрес обезличен)» в порядке очередности многодетных семей, состоящих на учете в администрации Кстовского муниципального района и имеющих право на бесплатное получение земельных участков.
Таким образом, её заявление было передано в фактическую работу и на его основании администрацией должны были быть проведены работы по формированию земельного участка и предоставлению его бесплатно в собственность нуждающимся молодым семьям, к которым относится и она.
Однако до настоящего времени никаких действий по формированию данного земельного участка Администрацией Кстовского муниципального района, в том числе и КУМИ Кстовского муниципального района, не проведено.
Напротив, ей стало известно, что администрацией Кстовского муниципального района проводится работа по представлению спорного земельного участка не как самостоятельно сформированного, а в порядке перераспределения лицу, не являющемуся нуждающимся в предоставлении ему земельного участка для ведения ЛПХ, не обладающего особым социальным статусом (например: инвалид, многодетная семья, и т.д.). Таким образом, администрация фактически отказала ей в предоставлении свободного земельного участка, вводя её в заблуждение относительно проводимых работ по его формированию.
При этом отмечает, что законных оснований для предоставления спорного земельного участка в порядке перераспределения не имеется. Тем более что, действие по предоставлению спорного земельного участка в порядке перераспределения осуществляется способом действия в обход закона.
Так согласно ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ - перераспределение земель и (или) земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ:
1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ: уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Полагают, что как минимум по трем указанным основаниям в удовлетворении любого заявления о перераспределении в отношении спорного участка земли должно быть отказано.
Просила признать незаконным бездействие Администрации Кстовского муниципального района, выраженное в неосуществлении действий по формированию земельного участка площадью 1366 кв.м. с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен) и примыкающего к земельному участку с кадастровым номером (номер обезличен) по заявлению Марковой О. В.;
признать незаконным действие Администрации Кстовского муниципального района, направленное на предоставление в порядке перераспределения части земельного участка, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен) вблизи земельного участка с кадастровым номером 52:26:0030014:545 в пределах следующих координат:
X |
У |
519 266 |
2 222 263 |
519 264 |
2 222 278 |
519 262 |
2 222 278 |
519 181 |
2 222 257 |
519 186 |
2 222 240 |
519 263 |
2 222 262 |
Административный истец, его представитель в судебном заседании на административном иске настаивали, согласно доводов административного иска.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, согласно доводов отзыва на него.
Заинтересованное лицо Зимин Ф.А. на стороне ответчика выразил несогласие с иском, согласно доводов своих письменных возражений на иск и доводов представителя административного ответчика.
Представители заинтересованных лиц - администрации Большеельнинского сельсовета (адрес обезличен), КУМИ Кстовского муниципального района (адрес обезличен), в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.
В своих возражениях на административный иск заинтересованное лицо Зимин Ф.А. указал на следующее.
Закон № 168-3 требует: «Ежегодно в срок до 1 марта текущего года формировать и утверждать перечни земельных участков соответственно из земель, находящихся в государственной собственности (адрес обезличен) или муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для бесплатного предоставления многодетным семьям в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства или огородничества.
Предоставление многодетным семьям земельных участков осуществляется из числа земельных участков, включенных в Перечни.
Перечни подлежат размещению на официальных сайтах органов, указанных в части 3 настоящей статьи, в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Земельный участок, на который претендует административный истец, не включен в соответствующий Перечень земельных участков, в связи с чем требование административного истца о предоставлении именно этого земельного участка не основаны на нормах действующего законодательства.
«Земельные участки многодетным семьям предоставлять из числа земельных участков, включенных в Перечень, путем проведения жеребьевки в порядке очередности с учетом количества сформированных земельных участков в соответствии со ст. 3 п. 6 Закона Нижегородской области от 1 февраля 2011 года» (Закон № 168-3).
Семья административного истца не является единственной многодетной семьей, проживающей на территории (адрес обезличен) и стоящей в очереди на земельный участок.
Маркова О.В. не первая в этой очереди, год назад её номер в списке очередников был 217. Её семья не имеет права обходить тех, кто встал на очередь в более ранний период.
Земельный участок должен предоставляться этой семье в установленном порядке - по жеребьёвке в порядке очередности, и очередь семьи Марковой О.В. в настоящий момент ещё не подошла.
Маркова О.В. не приобретала права претендовать именно на этот земельный участок, поскольку он не выпадал им в порядке жеребьевки, как того требуют нормы законодательства.
Выделение земельного участка семье Марковой О.В. в обход очереди из числа других многодетных семей, которые также ожидают возможности получения земельного участка, а также минуя жеребьёвку, нарушает права и законные интересы неопределенно-широкого числа лиц (более 200 семей), которые стоят в этой очереди впереди Марковой О.В. Соответственно, первоочередники имеют законное право претендовать на получение земельного участка ранее, чем административный истец.
«В случае постоянного проживания многодетной семьи на территории сельского населенного пункта многодетная семья вправе обратиться в орган местного самоуправления муниципального образования (адрес обезличен), на территории которого находится данный сельский населенный пункт, с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствующем сельском населенном пункте со сложившейся инженерной инфраструктурой» (ст.З п.8 Закона Нижегородской области от 1 февраля 2011 года № 168-3).
Таким образом, законодатель определил случай, когда многодетная семья вправе обратиться с просьбой о выделении земельного участка в конкретном населённом пункте - в сельском населенном пункте по месту постоянного проживания многодетной семьи. Законодатель исходил из социальных привязанностей семьи к тому населённому пункту, где она проживает постоянно (близость к уже выбранным детским дошкольным и школьным учреждениям, к месту жительства родственников, к месту работы и прочее). Соответственно, при наличии земельных участков, включенных в Перечень, многодетная семья, у которой подошла очередь, вправе просить выделить земельный участок именно там, а не в общем порядке (по жеребьёвке).
Во всех иных случаях расположение земельного участка определяется методом жеребьёвки и в порядке очереди.
Равным образом Маркова О.В. в то время, когда наступит её очередь получать земельный участок, также вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, который расположен в границах (адрес обезличен), где она постоянно проживает (при условии наличия там земельных участков, включенных в Перечень). Но она не вправе требовать выделения земельного участка, минуя очередь и жеребьёвку, причем в том месте на той территории Большеельнинского сельского совета, которое ей более приглянулось, чем иные.
Законодатель предоставил льготу - выделение земельных участков бесплатно. Но и определил порядок предоставления.
Если многодетная семья не желает получать земельный участок в установленном порядке (не желает ждать очереди, не желает получать участок, определенный жеребьевкой и из числа, включенных в Перечень), она имеет равное со всеми остальными гражданами право на приобретение земельного участка на общих основаниях.
Исходя из вышеизложенного, Маркова О.В. может претендовать в льготном порядке только на земельный участок, включенный в Перечень, который выпал ее семье по жеребьёвке, а не на любой из земельных участков, имеющихся в границах Болынеельнинского муниципального образования. Земельный участок, на который она заявила претензию, в Перечне отсутствует, соответственно, в льготном порядке он предоставлен быть не может.
Этот земельный участок не выпадал её семье по жребию, и очередь Марковой О.В. для такого приобретения ещё не подошла.
Кроме того, предоставление земельного участка (на который, в нарушение всех норм и законов, претендует Маркова О.В., не считаясь с интересами других семей, которые стоят в очереди раньше нее), неизбежно повлечет нарушение прав лиц, чьи земельные участки граничат с тем, который требует выделить ей Маркова О.В., поскольку в этом случае:
-перекрывается проход и подъезд, в том числе технологический, к жилому дому по (адрес обезличен)
-перекрывается проход и подъезд, в том числе технологический, к жилому дому по (адрес обезличен)
-перекрывается технологический подъезд к жилому дому по (адрес обезличен)
-перекрывается свободный доступ для обслуживания воздушной линии электропередач и узлу учета электроэнергии для жилого дома по (адрес обезличен). (собственник Нижегородские электрические сети);
-полностью станет невозможным использование земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен).
Таким образом, будут прямо нарушены права и законные интересы 5 собственников жилых домов и земельных участков, которые в установленном порядке приобрели земельные участки, осуществили строительство жилых домов и будут поставлены в условия невозможности их нормальной эксплуатации.
Кроме того, согласно вышеназванного закона (адрес обезличен), многодетным семьям выделяются земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства или огородничества. В соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования МО «Болыпеельнинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)», утвержденными решением сельского Совета Большеельнинского сельсовета от (дата обезличена) (номер обезличен), минимальная ширина образуемых земельных участков должна составлять 18 м для кирпичного дома и 20 м для деревянного дома. Согласно действующих нормативов, при строительстве дома от забора требуется отступить по 3 м с каждой стороны. Ширина земельного участка, на который претендует Маркова О.В., составляет не более 10-11 м. При таких обстоятельствах, между земельным участком с кадастровым номером (номер обезличен) и земельным участком с кадастровым номером (номер обезличен) сформировать самостоятельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства жилого дома невозможно. Максимальная ширина дома, который якобы намерена возвести там для своей семьи Маркова О.В., будет составлять не более 4-5 м. Это не дом.
Этот земельный участок не может соответствовать в полной мере тому предназначению, для которого его требует выделить ей Маркова О.В.
Полагаю, что Маркова О.В. не озабочена этим обстоятельством по причине того, что не имеет намерений в действительности осуществлять строительство жилого дома для многодетной семьи, а преследует цель приобретения этого земельного участка и его последующей перепродажи.
Поскольку Маркова О.В. не сможет построить на столь узком земельном участке жилой дом для многодетной семьи, "а пытается, вопреки законодательным требованиям получить этот земельный участок с целью его продажи, то сделка, которую намерена совершить Маркова О.В. - мнимая, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Такие сделки ничтожны в силу ст. 170 ГК РФ.
По обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении Марковой О.В., просит суд также принять во внимание следующее.
В апреле-мае 2017 года проводилась проверка Кстовской городской прокуратурой по вопросу соблюдения земельного законодательства РФ по моему обращению от (дата обезличена). В ходе проверки прокуратурой были установлены обстоятельства, которые имеют отношение к предмету настоящего судебного разбирательства, а именно:
- в ноябре 2013 года Маркова О.В. обратилась в администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с (адрес обезличен) от 01.12.2011 №168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории (адрес обезличен)». Согласно решению от 12.12.2013 №388 многодетная семья Марковых была поставлена на учет многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков. Порядковый номер семьи Марковых, согласно учету ведущемуся администрацией Кстовского муниципального района, - 217.
Перечень земельных участков, планируемых к предоставлению многодетным семьям в 2017 году администрацией Кстовского муниципального района был не утвержден.
В марте 2014 года Маркова О.В. обратилась в администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о предоставлении её семье земельного участка, расположенного по адресу: (адрес обезличен), в соответствии с п.8 ст. 3 Закона Нижегородской области от 01.12.2011 №168-3 как многодетной семье, постоянно проживающей на территории данного сельского населенного пункта. Поскольку вышеуказанный земельный участок расположен в границах населенного пункта (адрес обезличен) -в зоне СХ (сельскохозяйственного использования) пашни, луга, а также в зоне водных объектов (ПЗ,ВО) водоохранной и прибрежной зоне (адрес обезличен), составляющей 50 м. Основными видами разрешенного использования территориальной зоны сельскохозяйственного использования являются: пашни, огороды, сенокосы, пастбища, залежи. Градостроительными регламентами, установленными в составе ПЗЗ. размещение обьектов капитального строительства в водоохранной зоне не предусмотрено. На основании полученного заключения Марковым было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В марте 2017 года Маркова О.В. обратилась в администрацию Большеельнинского сельсовета о предоставлении ей земельного участка в (адрес обезличен), примыкающего к земельному участку с КН (номер обезличен) для личного подсобного хозяйства, которое было направлено в КУМИ администрации (адрес обезличен). (дата обезличена) Марковой О.В. направлен КУМИ ответ с разъяснением о порядке предоставления земельных участков многодетным семьям в порядке очередности.
Указанный спорный земельный участок в настоящее время находится на территории, государственная собственность на которую не разграничена, поэтому распоряжаться данным участком уполномочена администрации Кстовского муниципального района в лице КУМИ. Данный участок может быть продан на основании аукциона или предоставлен многодетной семье согласно данным учета администрации района, по которому многодетная семья Марковых не может его получить, учитывая номер учета 217, даже если бы этот участок был в Перечне, а Перечень отсутствует.
Основываясь на вышеизложенном, других нарушений, кроме отсутствия Перечня, в действиях администрации Кстовского муниципального района не установлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования к администрации Кстовского муниципального района не имеется.
В апреле 2017 года он приобрел в собственность земельный участок по адресу: (адрес обезличен) (впоследствии адрес был изменен на: (адрес обезличен)), кадастровый (номер обезличен), площадь участка - 711 кв.м.
На принадлежавшем ему земельном участке я построил жилой дом, которому был присвоен адрес: (адрес обезличен), дом был поставлен на кадастровый учет. Фактически в нем я сейчас проживаю.
(дата обезличена) он подал заявление в КУМИ (адрес обезличен) с просьбой о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности Зимина Ф. А., по адресу: (адрес обезличен) и имеющих общую границу. В результате перераспределения площадь земельного участка будет составлять 1500 кв. м.
В предлагаемой схеме перераспределения учтено недопущение возникновения проблем, указанных выше.
(дата обезличена) он получил письмо от КУМИ Кстовского муниципального района о том, что Определением Кстовского городского суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) по делу (номер обезличен) Администрации Кстовского муниципального района запрещено принимать решения об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения в отношении земельного участка или части, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен), вблизи земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен). В связи с этим \ему было отказано в перераспределении границ земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен)
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.
Маркова О.В. является многодетной матерью, и в соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011 года № 168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» её многодетной семье подлежит предоставлению в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
(дата обезличена) Маркова О.В. обратилась в администрацию Большеельнинского сельсовета (адрес обезличен) о предоставлении ей земельного участка площадью 1437 кв.м., расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен) и примыкающего к земельному участку с КН (номер обезличен), с видом разрешенного использования: для ведения ЛПХ.
В последующем повторным заявлением площадь испрашиваемого земельного участка была уточнена до 1366 кв.м. В связи с тем, что с (дата обезличена) данные полномочия исполняются Администрацией Кстовского муниципального района, заявление Марковой О.В. было перенаправлено в КУМИ Кстовского муниципального района.
Администрация Большеельнинского сельсовета сообщила Марковой О.В. о том, что формирование испрашиваемого земельного участка в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, публичной кадастровой карте невозможно, ввиду частичного наложения на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен)
(дата обезличена) Маркова О.В. вновь обратилась в администрацию Большеельнинского сельсовета (адрес обезличен) о предоставлении ей земельного участка для ЛПХ по адресу: (адрес обезличен), примыкающего к земельному участку с КН (номер обезличен), площадью 1366 кв.м. как многодетной семье.
(дата обезличена) администрация Большеельнинского сельсовета перенаправило заявление Марковой О.В. в КУМИ Кстовского муниципального района, в связи с введением в действие Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
(дата обезличена) КУМИ Кстовского муниципального района сообщил Марковой О.В. о том, что в настоящее время администрацией Кстовского муниципального района ведутся работы, связанные с формированием земельного участка в указанных границах с последующей постановкой его на государственный кадастровый учет.
В случае, если земельный участок будет сформирован и поставлен на кадастровый учет, предоставление данного земельного участка будет осуществляться в соответствии с (адрес обезличен) от 01.12.2011 № 168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории (адрес обезличен)» в порядке очередности многодетных семей, состоящих на учете в администрации Кстовского муниципального района и имеющих право на бесплатное получение земельного участка.
(дата обезличена) КУМИ направили запрос в администрацию Большеельнинского сельсовета (адрес обезличен) о предоставлении информации: о возможности и целесообразности формирования испрашиваемого земельного участка для заявленных целей, данные о наличии или отсутствии прав третьих лиц, а также акт обследования данного земельного участка с приложением фотоматериалов.
(дата обезличена) в КУМИ поступил ответ администрации Болынеельнинского сельсовета за исх. (номер обезличен) от (дата обезличена).
Из данного ответа следует, что испрашиваемый земельный участок Марковой О.В площадью 1325 кв.м.: -для ведения ЛПХ, права третьих лиц отсутствуют, участок частично попадает в охранную зону линии ЛЭП, согласно Генерального плана земельный участок находится в зоне Ж-1. Администрация Большеельнинского сельсовета считает возможным и целесообразным формирование испрашиваемого земельного участка в соответствии с новой приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1325 кв.м.
Из данных документов прямо и со всей очевидностью следует, что администрация Кстовского муниципального района не бездействовала в отношении обращения Марковой О.В.
Администрация Кстовского муниципального района до принятия решения о предоставлении земельного участка должна сформировать его в установленном законном порядке.
В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Для проведения кадастровых работ необходимы:
- денежные средства, которые предусматриваются в бюджете Кстовского муниципального района,
- проведение торгов на выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая, что по состоянию на 02.04.2018 в администрации Кстовского муниципального района 451 семья состоит на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка, то администрации Кстовского муниципального района целесообразно проведение работ по формированию земельных участков для 70 многодетных семей, а не для одного.
В связи с этим, в 2017 году была начата работа по разделу двух земельных участков на территории Чернухинского сельсовета в (адрес обезличен) с кадастровыми номерами (номер обезличен) и (номер обезличен), площадью 11782 кв.м. и 52813 кв.м. В настоящее время работы по разделу продолжаются. После раздела планируется к предоставлению порядка 70 участков с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования МО «Большеельнинского сельсовета Кстовского муниципального района (адрес обезличен)», утвержденных решением сельского Совета Большеельнинского сельсовета от (дата обезличена) (номер обезличен), минимальная ширина образуемых земельных участков должна составлять 18 м для кирпичного дома и 20 м для деревянного дома. Таким образом, между земельным участком с КН (номер обезличен) и земельным участком с КН (номер обезличен) сформировать самостоятельный земельный участок для ведения ЛПХ, для строительства жилого дома невозможно (письмо администрации Большеельнинского сельсовета (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен)).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что администрация Кстовского муниципального района проводила работы по формированию земельных участков для многодетных семей в соответствии с действующим законодательством.
При этом признаки бездействия администрации в части формирования земельного участка, испрашиваемого Марковой О.В., отсутствуют.
Из пояснений административного истца, представителя административного истца в судебном заседании следует, что до настоящего времени никаких действий по формированию данного земельного участка Администрацией Кстовского муниципального района, в том числе и КУМИ Кстовского муниципального района, не проведено. Напротив, Марковой О.В. стало известно, что администрацией Кстовского муниципального района проводится работа по представлению спорного земельного участка не как самостоятельно сформированного, а в порядке перераспределения лицу, не являющемуся нуждающимся в предоставлении ему земельного участка для ведения ЛПХ, не обладающего особым социальным статусом (например: инвалид, многодетная семья, и т.д.). Таким образом, администрация фактически отказала ей в предоставлении свободного земельного участка, вводя её в заблуждение относительно проводимых работ по его формированию.
Между тем, с учетом вышеизложенного, доводы стороны административного истца, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела и не основаны на законе.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм, правовых оснований для удовлетворения требований Марковой О.В. о признании незаконным бездействия администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен), выраженных в неосуществлении действий по формированию земельного участка площадью 1366 кв.м с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен) и примыкающего к земельному участку с кадастровым номером (номер обезличен) по заявлению Марковой О. В., не имеется.
Кроме этого, у Марковой О.В. на момент обращения в администрацию отсутствует право на получение испрашиваемого земельного участка по следующим основаниям.
Право на предоставление многодетным семьям земельных участков напрямую предусмотрено Земельным кодексом РФ. Этим же Кодексом предусмотрено, что механизм предоставления земельных участков должен быть определен региональным законодательством.
В (адрес обезличен) таким законом является (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории (адрес обезличен)».
В соответствии с ч.8 ст.(адрес обезличен) от 01.12.2011 № 168-З в ред. от 21.06.2016) «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков в (адрес обезличен)» (далее - Закон № 168- 3)в случае постоянного проживания многодетной семьи на территории сельского населенного пункта многодетная семья вправе обратиться в орган местного самоуправления муниципального образования (адрес обезличен) на территории которого находится данный сельский населенный пункт, с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствующем сельском населенном пункте со сложившейся инженерной инфраструктурой.
П. 4.5.1. ст. 4.1. Закона № 168-3 предусмотрено, что в случае получения заявления, указанного в ч.8 ст.3 настоящего Закона, при наличии свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствующем сельском населенном пункте орган местного самоуправления поселения, на территории которого находится сельский населенный пункт, формирует земельный участок в 90-дневный срок с момента поступления заявления в орган, указанный в ч.3 ст.3 настоящего Закона.
Указанный земельный участок предоставляется многодетной семье на основании решения соответствующего органа без проведения жеребьевки и независимо от времени постановки на учет.
Согласно «ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 413, к сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов.
Маркова О.В. (дата обезличена) обращалась о предоставлении ей земельного участка в (адрес обезличен), при этом она проживает в (адрес обезличен), т. е. просила земельный участок не в соответствующем населенном пункте.
Кроме того, согласно представленных доказательств, земельный участок должен был формироваться для ведения ЛПХ, а семья Марковых по состоянию на (дата обезличена) не состоит в администрации Кстовского муниципального района на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-3 «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков в (адрес обезличен)».
При этом по состоянию на (дата обезличена) в администрации Кстовского муниципального района 96 семей состоит на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное получение земельного участка для ЛПХ.
Семья Марковых по состоянию на (дата обезличена) состоит в администрации Кстовского муниципального района на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-3 «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков в (адрес обезличен)» с порядковым номером 217 с 13.12.2013 на бесплатное предоставление земельного участка для ИЖС.
В соответствии со ст.З. Закона № 168-3 земельный участок в соответствии с настоящим Законом предоставляется однократно бесплатно в общую долевую собственность членам многодетной семьи в равных долях в порядке, установленном настоящим Законом.
Если многодетная семья либо члены многодетной семьи имеют право на бесплатное предоставление земельного участка по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом и иными законами, направленными на предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно, многодетная семья вправе получить в собственность бесплатно земельный участок по одному из указанных оснований.
Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков (далее также - учет), либо для индивидуального жилищного строительства,либо для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства или огородничества по выбору многодетной семьи.
Очередность бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки многодетных семей на учет.
Согласно ч.1 ст.4.1. Закона № 168-3 при наличии сформированных в соответствии с требованиями земельного законодательства земельных участков орган, указанный в части 3 статьи 3 настоящего Закона, уведомляет об этом многодетную семью в соответствии с установленной очередностью с предложением об участии в жеребьевке с указанием даты, времени и места проведения жеребьевки. В уведомлении также указывается местоположение земельных участков.
Предложение направляется многодетной семье, состоящей на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, первой, заказным письмом с уведомлением либо вручается под роспись.
По результатам жеребьевки в соответствии с протоколом жеребьевки согласие на получение конкретного земельного участка или отказ от земельного участка оформляется в письменной форме за подписью родителей, либо единственного родителя, либо представителя многодетной семьи (ч.З ст.4.1 Закона № 168-3).
Земельные участки, не распределенные при проведении жеребьевки, предлагаются к распределению при проведении следующей жеребьевки (ч.5 ст.4.1 Закона № 168-3).
Орган, указанный в части 3 статьи 3 настоящего Закона, в четырнадцатидневный срок со дня получения письменного согласия многодетной семьи на получение земельного участка принимает решение о предоставлении многодетной семье земельного участка в аренду сроком на пять лет для индивидуального жилищного строительства и последующего бесплатного предоставления земельного участка в собственность либо о предоставлении земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства или огородничества. О принятом решении многодетная семья информируется в течение десяти дней со дня его принятия (ч.7 ст.4.1 Закона № 168-3).
Из положений Закона № 168-3 следует, что бесплатное предоставление земельных участков осуществляется многодетным семьям для целей:
1) индивидуального жилищного строительства;
2) ведения личного подсобного хозяйства;
3) дачного хозяйства;
4)садоводства или огородничества.
Администрация Кстовского муниципального района в 2017 году начала процедуру формирования земельных участков для ЛПХ для многодетных семей в (адрес обезличен). В случае формирования спорного земельного участка для ЛПХ для многодетных семей, указанный земельный участок также попал бы в перечень земельных участков для предоставления многодетным семьям. Учитывая вышеизложенное, спорный земельный участок равным образом разыгрывался бы по жеребьевке.
(дата обезличена) в КУМИ Кстовского муниципального района поступило заявление Зимина Ф.А., который просил перераспределить земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен). принадлежащий ему на праве собственности, при перераспределении образовать земельный участок площадью 1500 кв.м., категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования ЛПХ, расположенного по адресу: (адрес обезличен) (л.д.24).
В ответ на указанное обращение Зимина Ф.А. КУМИ Кстовского муниципального района в своем ответе от (дата обезличена) сообщило в адрес заявителя, что в связи с принятием Кстовском городским судом обеспечительных мер определением суда от (дата обезличена) в связи с рассмотрением настоящего административного дела, администрации Кстовского муниципального района запрещено принимать решения об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения в отношении земельного участка или части, расположенному по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен), вблизи земельного участка с кадастровым номером (адрес обезличен), в связи с чем заявителю и было отказано в перераспределении границ данного земельного участка, при этом разъяснено, что по результатам разрешения дела. Заявитель вправе повторно обратиться в КУМИ с заявлением о перераспределении земельного участка с КН (номер обезличен) (л.д.26).
Административный истец, его представитель отмечают, что законных оснований для предоставления спорного земельного участка в порядке перераспределения не имеется. Тем более что, действие по предоставлению спорного земельного участка в порядке перераспределения осуществляется способом действия в обход закона.
Между тем, с учетом вышеизложенного, с учетом приведенных правовых норм, доводы стороны административного истца в части указанных требований, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела и не основаны на законе.
Учитывая, что семья Марковых не стоит в администрации Кстовского муниципального района на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, их права администрация Кстовского муниципального района не нарушала.
Доказательств, которые бы давали основания суду для иных выводов, в суд не представлено и в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного и вышеприведенных правовых норм, оснований для удовлетворения требований административного истца признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района, направленных на предоставление в порядке перераспределения части земельного участка, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен), вблизи земельного участка с кадастровым номером 52:26:0030014:545, также не имеется.
В силу вышеизложенного, доводы административного истца, его представителя, изложенные как в иске, так и в судебном заседании, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку опровергаются материалами дела и не основаны на законе.
Напротив, доводы представителя ответчика и заинтересованного лица Зимина А.Ф. суд находит заслуживающими внимания, поскольку они подтверждаются материалами дела и основаны на законе.
По результатам анализа доводов сторон и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Марковой О. В. к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) о признании незаконным бездействия администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен), выраженных в неосуществлении действий по формированию земельного участка площадью 1366 кв.м с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен) и примыкающего к земельному участку с кадастровым номером (номер обезличен) по заявлению Марковой О. В., о признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района, направленных на предоставление в порядке перераспределения части земельного участка, расположенного по адресу (адресным ориентирам): (адрес обезличен), вблизи земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в (адрес обезличен) областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд (адрес обезличен).
Судья Е.Ю.Кравченко