Судья Марухин С.А. | Дело № 33-923/2024 |
Дело № 2-977/202441RS0001-01-2023-013768-24 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Полозовой А.А., |
судей | Володкевич Т.В., Степашкиной В.А., |
при секретаре | Татаренко М.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 16 мая 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2024 года, которым постановлено:
обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106) в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Дмитриченко Виктору Андреевичу (<данные изъяты>) в рамках реализации Подпрограммы А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» Государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утверждённой Постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года №520-П, взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным, другое равнозначное благоустроенное жилое помещение в пределах города Петропавловск-Камчатского, отвечающее всем установленным требованиям.
Заслушав доклад судьи Володкевич Т.В., объяснения представителя процессуального истца – прокурора Колосовой Е.С., материального истца Дмитриченко Д.А., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции – законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Дмитриченко В.А. обратился в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в результате проведенной по обращению Дмитриченко В.А. проверки соблюдения требований жилищного законодательства установлено, что Дмитриченко В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21 апреля 2016 года №94-р указанный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный жилой дом включен в подпрограмму «А» «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П.
В силу положений ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право выбора любого из способов обеспечения его жилищных прав - на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Однако ответчик отрицает право истца на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого.
В связи с этим Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратилось в суд с иском к Дмитриченко В.А. об изъятии спорного жилого помещения с предоставлением выкупной стоимости.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 сентября 2023 года в удовлетворении требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Дмитриченко В.А. об изъятии жилого помещения отказано.
Указывает, что бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа нарушает жилищные права Дмитриченко В.А.
Окончательно сформулировав исковые требования, процессуальный истец просил суд обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Дмитриченко В.А. в рамках реализации подпрограммы «А» «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П, взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным, другое благоустроенное жилое помещение, в пределах города Петропавловска-Камчатского Камчатского края, отвечающее всем установленным требованиям и равнозначное ранее занимаемому по площади и количеству комнат.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Урбан П.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Дмитриченко В.А. участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал.
В судебном заседании представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, одновременно являющаяся представителем третьего лица Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Цынкевич Д.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суд неправомерно возложил на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение взамен непригодного, поскольку из системного толкования положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в отсутствие достигнутого между администрацией и собственником жилого помещения соглашения на орган местного самоуправления не может быть возложена такая обязанность. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом местного самоуправления к собственникам требования о сносе или реконструкции указанного дома. В случае невыполнения собственниками жилых помещений данных мероприятий в установленные органом местного самоуправления сроки, производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд и принимается решение об изъятии жилых помещений путем выкупа. Поскольку собственники не выполнили требование о сносе или реконструкции аварийного дома, расположенные в нём жилые помещения подлежат изъятию с выплатой выкупной стоимости. Считает, что администрацией последовательно выполнены все мероприятия, предусмотренные статей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав материалы гражданского дела № 2-5345/2023, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В пункте 3 статьи 2 этого Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2, 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, жилое помещение, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и при этом включённым в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, может быть изъято у собственника по его (собственника) выбору либо путем выкупа либо путем предоставления ему другого жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», вступившим в действие 28 декабря 2019 года, статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, определяющей, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Из содержания приведенной нормы права в ее системном единстве с другими положениями жилищного законодательства об изъятии жилых помещений усматривается, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, даты принятия решения об изъятии помещения либо даты направления соглашения об изъятии помещений. Законодателем в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий установлено, что под действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Вместе с тем, законодатель в ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ установил, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 ноября 2009 года N 1368-О-О, положения ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.
Исходя из изложенного, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения настоящего спора является выяснение вопросов о сроках возникновения права собственности на признанное аварийным жилое помещение, сроках признания дома аварийным и подлежащим расселению, а также вопрос о включении изымаемого жилого помещения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дмитриченко В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за Дмитриченко В.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 21 апреля 2016 года № 94-р многоквартирный жилой дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», содержащая подпрограмму «А» «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», в которую включен многоквартирный дом № <адрес>
3 мая 2020 года во исполнение указанной программы в адрес Дмитриченко В.А., как собственника помещения, расположенного в аварийном жилом доме, направлено требование о необходимости осуществить реконструкцию аварийного жилого дома в срок до 31 декабря 2020 года.
30 ноября 2021 года в связи с невыполнением означенного требования, администрацией издано постановление № 2525 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занятого многоквартирным домом № <адрес>, и жилых помещений, расположенных в нем, в том числе принадлежащего Дмитриченко В.А.
27 апреля 2022 года в адрес Дмитриченко В.А. ответчиком было направлено письмо с проектом соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с указанием выплаты суммы денежного возмещения в размере 2 787 000 рублей.
В связи с возникшими между сторонами разногласиями о праве получения собственником равнозначного жилого помещения взамен аварийного жилья Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратилось в суд с иском к Дмитриченко В.А. об изъятии жилого помещения.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 сентября 2023 года в удовлетворении требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Дмитриченко В.А. об изъятии жилого помещения отказано.
При рассмотрении дела судом было установлено, что поскольку многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную подпрограмму, Дмитриченко В.А. имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Судебная коллегия, исходя из положений ст. 61 ГПК РФ, находит, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу вышеуказанным решением суда от 18 сентября 2023 года, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку до настоящего времени жилое помещение взамен изымаемого не предоставлено, чем нарушаются жилищные права собственника такого помещения, Дмитриченко В.А. обратился к прокурору города Петропавловска-Камчатского за защитой своих прав.
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией требований жилищного законодательства, в ходе которой выявлен факт неисполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей с вынесением представления об устранении нарушений жилищного законодательства.
Однако до настоящего времени ответчиком не приняты меры по соблюдению порядка, установленного ст. 32 Жилищного кодекса РФ (предоставление равнозначного жилого помещения собственнику квартиры, расположенной в аварийном доме).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Дмитриченко В.А. включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Учитывая, что Дмитриченко В.А. выбран способ реализации своих жилищных прав в виде предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, суд первой инстанции возложил на администрацию обязанность предоставить ему другое жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен аварийного жилья, поскольку при рассмотрении дела установлено, что право на предоставление другого жилого помещения возникло у истца до введения положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27декабря 2019 года N 473-ФЗ - 30 июля 2018 года, что дает основание для реализации его права на получение жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным.
Доводы апеллянта об отсутствии у суда права возлагать на администрацию обязанность обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением не могут служить основанием к отмене судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Как указывалось судебной коллегией выше, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что право собственности на спорное жилое помещение у Дмитриченко В.А. возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем, указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Истцом выбран способ реализации своих жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности, которое должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным санитарно-техническим нормам, в черте данного населенного пункта.
Таким образом, в силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у администрации Петропавловск-Камчатского городского округа имеется обязанность предоставить Дмитриченко В.А. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.
В целом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием отмены судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, о чем содержится просьба в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований его отмены, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи