Дело №2-2822/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Карманова К.А.,
при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,
с участием:
прокурора – Коваль А.А.,
представителя ГБДОУ «Детский сад № 22» – Степаненко Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя к Департаменту образования и науки города Севастополя, государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «Детский сад № 22» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, в котором просит:
- обязать Департамент образования и науки <адрес> профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» для целей устранения нарушений, указанных в предписании Главного управления МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» осуществить мероприятия по устранению нарушений, указанных в предписании Главного управления МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой в результате проведенных проверочных мероприятий в деятельности ответчиков выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Прокурор в судебном заседании требования иска поддержала.
Представитель ГБДОУ «Детский сад №» в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения ГБДОУ <адрес> «Детский сад №» (далее – Учреждение) законодательства о пожарной безопасности при получении несовершеннолетними образования, по результатам проведения которой установлены нарушения законодательства в указанной сфере.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на образование.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.п. 3, 6, 15 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Статьей 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право несовершеннолетних, в том числе, на обучение в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение, требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее -Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Установлено, что в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>-А в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27, табл. 28 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной опасности материала (линолеум), используемого для покрытия пола в групповых ячейках №№, 2, 3, 4, 5, материалам класса пожарной опасности не выше КМ2.
Установлено, что в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>-А в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 28 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной опасности материала (линолеум), используемого для покрытия пола в коридоре 1 этажа, материалам класса пожарной опасности не выше КМ2.
Установлено, что в корпусе Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>-А в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 29 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной опасности материала (линолеум), используемого для покрытия пола в музыкальном зале, материалам класса пожарной опасности не выше КМ2.
По данным фактам ГУ МЧС России по городу Севастополю вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее устранить данные нарушения, при этом до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.
Кроме того, ГУ МЧС России по городу Севастополю вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 17.10.2023№/ПНН, в связи с тем, что в Главном управлении отсутствуют сведения, являющиеся достаточными для признания вышеуказанного предписания об устранении нарушений исполненным на объекте защиты.
Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), который направлен на решение определенных задач, в том числе, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Согласно п.п. 1.1, 3.4.1, 3.5.1. Стандарта, его требования являются обязательными, 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, в том числе осуществляющими финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают в себя, в том числе, требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности.
В соответствии с п.п. 3.6, 3.6.3 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно требованиям Стандарта, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования и науки <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки <адрес> (далее – Департамент).
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.
Учреждением направлены ходатайства о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений Департаментом.
Субсидия на устранение обязательных требований пожарной безопасности согласно предписанию об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ УНДиПР ГУ МЧС России по городу Севастополю учреждением от Учредителя не получена.
На основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Основанием для предъявления настоящего искового заявление является функционирование Учреждения с нарушениями обязательных требований пожарной безопасности, что препятствует реализации Стандарта и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних, влечет за собой нарушений прав неопределённого круга лиц из числа воспитанников, в сфере образования.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворении иска в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – ПП ВС РФ №) разъяснено, что удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Руководствуясь положениями указанных норм гражданского процессуального законодательства, принимая во внимание характер допущенных нарушений, фактические обстоятельства гражданского дела, отсутствие доказательств значительной затруднительности исполнения обязанности по устранению указанных нарушений, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиками:
- Департаментом образования и науки <адрес> - после вступления решения суда в законную силу;
- ГБДОУ «Детский сад №» - в течение шести месяцев со дня доведения Департаментом образования и науки <адрес> соответствующего финансирования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить.
Обязать Департамент образования и науки <адрес> (ИНН 9204002468) профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» для целей устранения нарушений, указанных в предписании Главного управления МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №» (ИНН 9204023436) осуществить мероприятия по устранению нарушений, указанных в предписании Главного управления МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в течение шести месяцев со дня доведения Департаментом образования и науки <адрес> соответствующего финансирования.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов