Дело № 2-498/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Иловля Волгоградская область 6 июля 2020 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Растегина Р.В.,
при секретаре Лакиза А.В.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Карагачан В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Александровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер, направленных на установку информационной мнемосхемы,
установил:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Александровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту – МБОУ «Александровская СОШ»), администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту – администрации Иловлинского района) о понуждении к принятию мер, направленных на установку информационной мнемосхемы (тактильной схеме движения), отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ «Александровская СОШ».
В обоснование иска указано, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка деятельности МБОУ «Александровская СОШ» в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Свода правил 59.13330.2012, при входе в здание МБОУ «Александровская СОШ» для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокуратура Иловлинского района Волгоградской области просит обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование для приобретения информационной мнемосхемы (схемы движения) для здания МБОУ «Александровская СОШ», а также возложить на МБОУ «Александровская СОШ» обязанность в течение шести месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установку в здании МБОУ «Александровская СОШ», расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Александровка, ул. Советская, д. 25, информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
В судебном заседании помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области Карагачан В.Н. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Полагает, что указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают конституционные права граждан, гарантирующие инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Представитель ответчика - МБОУ «Александровская СОШ», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными прокурором требованиями согласен, просит предоставить срок для устранения выявленных нарушений 12 месяцев.
Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не оспаривая обоснованность иска, просил предоставить срок для устранения выявленных нарушений 9 месяцев после вступления решения в законную силу, поскольку необходимо выполнить предусмотренную законом процедуру выполнения работ по установке мнемосхемы.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил, в здании МБОУ «Александровская СОШ», расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Александровка, ул. Советская, д. 25, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором Иловлинского района Волгоградской области в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области 31 января 2020 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов в деятельности образовательных учреждений района (л.д. 10-13).
По результатам рассмотрения представления прокурора, глава администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области сообщил о принятых мерах дисциплинарного характера к сотрудникам учреждений, допустивших данное нарушение (л.д.14-15).
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства не устранены, в здании МБОУ «Александровская СОШ», расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Александровка, ул. Советская, д. 25, до настоящего времени не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Данное обстоятельство подтверждается информацией МБОУ «Александровская СОШ» (л.д. 9).
Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Сводом правил "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001", суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика МБОУ «Александровская СОШ» обязанности по принятию мер, направленных на установку в здании МБОУ «Александровская СОШ» информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
МБОУ «Александровская СОШ» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем образовательного учреждения является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Из вышесказанного следует, что финансирование приобретения информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ «Александровская СОШ», является обязанностью администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в связи с чем, иск прокурора в этой части также подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
При этом суд исходит из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности зданий в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Александровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер, направленных на установку информационной мнемосхемы, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения «Александровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Александровка, ул. Советская, д. 25.
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области, принять меры, направленные на финансирование закупки информационной мнемосхемы для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Александровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Р.В.Растегин