Дело № 2а-840/2021
УИД 42RS0037-01-2021-001319-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 года город Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд в составе председательствующего Ёлгиной Ю.И., с участием секретаря судебного заседания Цариковой Н.В., административного истца Цветкова В.С., представителя административных ответчиков Чжан Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цветкова В.С. к Администрации Юргинского муниципального округа о признании незаконным отказа в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ
Цветков В.С. обратился к Администрации Юргинского муниципального округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности устранить нарушения прав, взыскании судебных расходов.
Административное исковое заявление обосновывается тем, что 01.12.2020 он обратился с заявлением в КУМИ и архитектурный отдел Юргинского муниципального округа о составлении и утверждении схему земельного участка, площадью 5га, расположенного за деревней Новоягодное Юргинского муниципального округа на пастбище Юргинской сельской территории, землях сельскохозяйственного назначения, право на которые не разграничено. На основании указанного заявления была составлена ситуационная схема. 16.12.2020 он обратился к Главе Юргинского муниципального округа с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка. После его обращения архитектурным отделом Юргинского муниципального округа ему была предоставлена ситуационная схема согласования расположения земельного участка, радом с д. Новоягодное, кадастровый квартал ***, данный земельный участок расположен в зоне ЗСХ1 Юргинского сельского поселения, для выпаса сельскохозяйственных животных, площадью 50 000 кв.м., срок действия схемы до 03.02.2021. Ответом Администрации Юргинского муниципального округа от 23.12.2020 № 01-01/3128 ему рекомендовано обратиться в организацию по межеванию земельных участков для установления границ испрашиваемого земельного участка, а после проведения работ по установлению границ земельного участка рекомендовали обратиться с заявлением об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории. Им была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании предоставленной ситуационной схемы. 18.01.2021 он обратился с заявлением в администрацию Юргинского муниципального округа в соответствии с ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для выпаса сельскохозяйственных животных по адресу земельного участка Кемеровская область, Юргинский муниципальный округ, 100 м на север от северо-восточной границы д. Новоягодное, к которому была приложена схема расположения земельного участка. 09.02.2021 администрацией Юргинского муниципального округа было принято решение в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ, а именно образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Он полагает, что законных оснований для отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы земельного участка, у ответчика не имелось. В решении ответчика не содержится указания на основания для отказа, схема подготовлена на основании ситуационной схемы, подготовленной специалистами архитектурного отдела администрации Юргинского муниципального округа, в точном соответствии с законом.
Определением Юргинского городского суда к участию в дело в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального округа (далее по тексту КУМИ) (л.д.29).
Административный истец Цветков В.С. в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, пояснил, что как собственник жилого помещения, расположенного в д. Новоягодное, а также имеющий личное подсобное хозяйство, вправе претендовать на предоставление ему по договору аренды земельного участка для использования в сельскохозяйственных целях (выпаса скота). Испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования сельскохозяйственного назначения, единственно свободный от прав других лиц близи населенного пункта. Поскольку в д. Новоягодное не имеется других жителей, кроме него, кто содержит личное подсобное хозяйство, испрашиваемый земельный участок не требуется для выпаса скота другими жителями деревни. Также пояснил, что ранее ему предоставлялся земельный участок по договору аренды для личного подсобного хозяйства, которого в настоящее время по площади недостаточно.
Представитель административных ответчиков Администрации Юргинского муниципального округа и КУМИ Чжан Е.В., действующая на основании доверенности (л.д.24,49), в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований и пояснила, что решением главы Администрации Юргинского муниципального округа было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, испрашиваемого под пастбище, поскольку образование земельного участка приведет к нарушению прав неопределённого круга лиц по использованию земель сельскохозяйственного назначения общего пользования. Испрашиваемый земельный участок является единственным свободным от прав других лиц, относится к общей территории, которую могут использовать все жители д. Новоягодное, в том числе для выпаса скота, что препятствует рациональному использованию земельных участков, о чем было указано в оспариваемом решении.
Суд, заслушав административного истца и представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводам, изложенным ниже в решении.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на административного истца.
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как видно из материалов дела, Цветкова Т.В. зарегистрирована по адресу *** имеет состав семьи Ц.Н.В., Ц.Ю.В., содержит подсобное хозяйство (л.д. 54,38).
Административный истец является также арендатором земельного участка площадью 4000 кв.м., расположенного по адресу ***, примыкающий к *** (л.д. 55-58).
18.01.2021 Цветков В.С. обратился к главе Юргинского муниципального округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 50000 кв. м, который предстоит образовать, расположенного по адресу100 м на север от северо-восточной границы д. Новоягодное, для выпаса сельскохозяйственных животных, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка, подготовленную кадастровым инженером (л.д.26, 14).
Письмом главы Юргинского муниципального округа от 09.02.2021 N 01-01/265 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка было отказано со ссылкой на положения пп. 3 п. 16 ст. 11.10, ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (л.д.23).
Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пункт 1 статьи 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Как видно из материалов дела, Цветков В.С. просит предоставить в аренду земельный участок, часть которого находится вне населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения, который может использоваться неопределенным кругом лиц, что не оспаривается сторонами по делу (л.д.34).
В силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12); под красными линиями - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11).
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, судом исследована схема территориального планирования Юргинского района, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, из которых усматривается, что испрашиваемый административным истцом к предоставлению земельный участок площадью 50 000 кв. м является единственно свободным земельным участком сельскохозяйственного назначения вне населенного пункта д. Новоягодное, что повлекло принятие административным ответчиком решений об отказе в ее утверждении и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом изложенного, суд исходит из того, что передача в аренду испрашиваемого административным истцом земельного участка может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (часть 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га (статья 1 Кемеровской области от 08.04.2004 N 20-ОЗ "О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства" (в редакции от 28.10.2020).
Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, а также установив, что площадь спорного земельного участка составляет 50000 кв. м (5 га), при наличии земельного участка по договору аренды у административного истца площадью 4 000 кв.м., приходит к выводу о том, что земельный участок площадью 5 га, не может быть предоставлен Цветкову В.С. для ведения личного подсобного хозяйства (выпаса сельскохозяйственных животных).
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании и утверждении схемы земельного участка и согласовании предоставления земельного участка, является законным и обоснованным, принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд полагает, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий.
Данных, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение администрации Юргинского муниципального округа создает препятствия к осуществлению Цветковым В.С. прав и свобод, нарушает его права и свободы, не представлено.
Более того, как установлено в судебном заседании, испрашиваемый земельный участок находится вне населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения, свободен от прав других лиц, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, ограничений в пользовании административным истцом, не установлено.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований, то не подлежат удовлетворению требования административного истца о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Цветкова В.С. к Администрации Юргинского муниципального округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района о признании незаконным отказа в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, в полном объёме.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение принято 09.06.2021.
Председательствующий Ю.И. Ёлгина