Решение по делу № 2-917/2022 (2-4568/2021;) от 08.11.2021

Дело № 2-917/2022

УИД 91RS0002-01-2021-010256-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» марта 2022 года г. Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чумаченко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания (аудиопротоколирования) секретарем судебного заседания Шумовской А.М.,

с участием прокурора – Волошиной Т.Г.,

представителей ответчиков – Артамоновой И.И., Романтьева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Управлению министерства внутренних дел России по
г. Симферополю о возложении обязанности совершить определенные действия, -

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора г. Симферополя советник юстиции ФИО7 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Управлению министерства внутренних дел России по
г. Симферополю, согласно которому просит обязать МВД по Республике Крым в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на: оборудование изолятора временного содержания УМВД России по г.Симферополю, расположенного по адресу: <адрес>, санпропускником и дезинфекционными камерами; оснащение камер ИВС кнопками для вызова дежурного; кнопками для вызова дежурного в помещении дежурного по ИВС таблом вызывной сигнализации из камер ИВС; устройств индикации вызова дежурного по ИВС; средствами системы охранной сигнализации для запретной зоны ИВС; постом у прогулочного двора ИВС и устройством системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС; устройством оперативной связи с дежурным по ИВС с поста у прогулочного двора; противопожарным оборудованием и инвентарем; скамейками в камерах ИВС согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека); а также возложить на УМВД России по г. Симферополю обязанность в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств: оборудовать ИВС санпропускником и дезинфекционными камерами; оснастить кнопками для вызова дежурного; оборудовать кнопками для вызова дежурного; в помещении дежурного по ИВС оснастить таблом вызывной сигнализации из камер ИВС; установить устройства индикации вызова дежурного по ИВС; оборудовать средствами системы охранной сигнализации для запретной зоны ИВС; постом у прогулочного двора ИВС и устройством системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС; устройством оперативной связи с дежурным по ИВС с поста у прогулочного двора; противопожарным оборудованием и инвентарем; установить скамейками в камерах ИВС согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека).

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Симферополя проведена проверка соблюдения законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Симферополю, по результатам которой установлено, что бытовые условия ИВС УМВД по г. Симферополю не отвечают требованиям гигиены и санитарии. Так, ИВС УМВД России по г. Симферополю на протяжении длительного времени не оснащается санпропускником и дезинфекционными камерами, журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) поступивших граждан не ведется. Камеры изолятора не оборудованы кнопками для вызова дежурного. В помещении дежурного по ИВС не установлено табло вызывной сигнализации из камер ИВС. Над дверями камер ИВС не установлены устройства индикации вызова дежурного по ИВС. Запретная зона ИВС не оборудована средствами системы охранной сигнализации, не установлено устройство системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, отсутствует извещатель охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС. Отсутствует пост прогулочного двора ИВС, который должен быть оборудован устройством оперативной связи с дежурным по ИВС, противопожарным оборудованием и инвентарем. Кроме того, осмотром камер ИВС установлено, что данные камеры не оборудованы скамейками согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека). В целях устранения нарушений прокуратурой г.Симферополя в адрес начальника УМВД России по г.Симферополю ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гг. вносились представления, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Необеспеченность необходимых бытовых условий для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья содержащихся в ИВС лиц, ставит в опасность как жизнь и здоровье этих лиц, так и иных лиц, которые контактируют с ними, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в изоляторе. Ненадлежащие условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС органов внутренних дел могут повлечь за собой значительные затраты бюджета при компенсации морального вреда.

В ходе судебного разбирательства по делу прокурор поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков поддержали письменные возражения, просили отказать в удовлетворении иска по изложенным доводам. В ходе судебного разбирательства по делу были представлены докладные записки и акты выполненных работ по ряду заявленных прокурором исковых требований.

Выслушав доводы прокурора, возражения представителей ответчиков, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральный закон от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (статья 7 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Состав и показатели вместимости помещений специализированных учреждений полиции (ИВС) закреплены в Своде правил «СП 12-95. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России», введенном в действие01.07.1995 года.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от31.12.1999 года, установлен порядок медицинского обеспечения, а также проведения санитарных мероприятий в изоляторах временного содержания.

Согласно статье 9 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Судом установлено, что помещения ИВС находятся в цокольном этаже УМВД России по г. Симферополю, ДД.ММ.ГГГГ постройки.

прокуратурой г. Симферополя проведена проверка соблюдения законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Симферополю.

По результатам данной проверки установлено, что ИВС УМВД России по г. Симферополю не оснащается санпропускником и дезинфекционными камерами, журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) поступивших граждан не ведется. Камеры изолятора не оборудованы кнопками для вызова дежурного. В помещении дежурного по ИВС не установлено табло вызывной сигнализации из камер ИВС. Над дверями камер ИВС не установлены устройства индикации вызова дежурного по ИВС. Запретная зона ИВС не оборудована средствами системы охранной сигнализации, не установлено устройство системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, отсутствует извещатель охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС. Отсутствует пост прогулочного двора ИВС, который должен быть оборудован устройством оперативной связи с дежурным по ИВС, противопожарным оборудованием и инвентарем. Кроме того, осмотром камер установлено, что данные камеры не оборудованы скамейками согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека).

В целях устранения нарушений прокуратурой г. Симферополя в адрес начальника УМВД России по г. Симферополю ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие представления об устранении выявленных нарушений.

Факт наличия нарушений на момент проведения проверки, указанных в предписаниях, ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривался и не опровергнут.

Внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентирован Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950.

Согласно пункту 14 Правила внутреннего распорядка, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В силу пункта 42 Правил внутреннего распорядка подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Согласно пункту 45 Правил внутреннего распорядка установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

На основании пункта 130 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

Пунктом 132 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

Согласно организационно-штатному построению УМВД в структуре данного территориального органа функционирует изолятор временного содержания, в котором содержатся подозреваемые и обвиняемые.

Согласно пункту 12.3 Свода правил «СП 500.1325800.2018. Здания полиции. Правила проектирования», санпропускники следует размещать на первом этаже в обособленном отсеке, иметь сообщение с комнатой обыска и удобный проход из блока помещений для содержания лиц в ИВС. В санпропускнике между дезинфекционной камерой и душевыми необходимо установить перегородку с окном для приема и выдачи обработанной одежды.

ИВС УМВД не оборудован санпропускником и дезинфекционной камерой, в виду отсутствия соответствующего помещения для их оборудования. Для оборудования помещений санпропускником и дезинфекционной камерой требуется снос стен и перегородок. Без перепланировки помещений оборудовать соответствующие по площади помещения не представляется возможным.

Таким образом, для того, чтобы оборудовать данные помещения необходима реконструкция здания

Вместе с тем, как пояснили представители ответчиков в ходе судебного разбирательства по делу и подтверждается материалами гражданского дела, в ИВС все лица проходят помывку в душе. УМВД соблюдаются требования Правил в части обработки одежды подозреваемых и обвиняемых в дезинфекционной камере, путем ежегодного заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению камерной дезинфекции постельных принадлежностей лиц, содержащихся в ИВС.

ДД.ММ.ГГГГ между УМВД (заказчик) и <данные изъяты> (исполнитель) заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению камерной дезинфекции постельных принадлежностей. На основании указанного договора осуществляется камерная дезинфекция вещей подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС.

В ходе судебного разбирательства из пояснений сторон, подтвержденных письменными материалами, установлено, что устранены нарушения в части оснащения камер ИВС кнопками для вызова дежурного; кнопками для вызова дежурного в помещении дежурного по ИВС таблом вызывной сигнализации из камер ИВС; устройств индикации вызова дежурного по ИВС; средствами системы охранной сигнализации для запретной зоны ИВС; устройством системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС; устройством оперативной связи с дежурным по ИВС с поста у прогулочного двора; противопожарным оборудованием и инвентарем; скамейками в камерах согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека), в подтверждение чего представителями ответчиков представлены докладные записки должностных лиц УМВД России по г. Симферополю, государственные контракты, акты выполненных работ.

Таким образом, в части указанных исковых требований искового заявления ответчиком выполнены либо на момент рассмотрения дела в суде предприняты меры по выполнению условий государственных контрактов и проводится монтажные работы, в частности, по устройству индикации вызова дежурного по ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС, в связи с чем, основания для удовлетворения иска в этой части отсутствуют.

Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании пост у прогулочного двора ИВС не оборудован, в связи с отсутствием в штатном расписании соответствующей единицы, доказательства обратного суду не представлены.

Постовой внутреннего поста осуществляет постоянный надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых в камерах, при обнаружении приготовления к побегу подает сигнал тревоги, находится в постоянной готовности к действиям на случай чрезвычайных происшествий.

Постовой внутреннего поста перед заступлением на пост проверяет исправность ограждающих сооружений (устройств) и средств сигнализации прогулочного двора.

Принимая во внимание, что представителями ответчиков в обоснование своих возражений в данной части исковых требований надлежащих и допустимых доказательств не представлено, отсутствие соответствующей должности в настоящее время в штатном расписании не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности по обустройству поста у прогулочного двора изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Симферополю, поскольку данная единица может быть введена в штатное расписание либо соответствующие должностные обязанности возложены для выполнения на иное должностное лицо.

Из материалов дела следует, что ответчиком направлялись запросы о выделении денежных средств, в частности, на выполнение требований предписания прокурора, часть нарушений устранена, остальные работы не были проведены в связи с отсутствием их финансирования из бюджета. Таким образом, ответчиком предпринимались меры к устранению нарушений, бездействия со стороны ответчика не имеется.

Требование об обязании привести ряд помещений в соответствие с нормами, оборудовать помещения ИВС в соответствии с установленными требованиями по составу и площади суд находит не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Таким образом, Управление министерства внутренних дел России по
г. Симферополю вправе осуществлять реконструкцию закрепленного за ним объект за счет средств федерального бюджета.

Из объяснений представителей ответчиков следует, что для оборудования здания ИВС недостающими помещениями, а также для приведения площади помещений в соответствие с нормами потребуется проведение реконструкции здания, поскольку здание не позволяет оборудовать недостающее количество помещений ИВС.

Вместе с тем, мероприятия по реконструкции могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу. Ответчиком предприняты меры для получения финансирования для приведения ИВС в соответствие с нормами. Отсутствие финансирования на строительство является обстоятельством, не зависящим от ответчиков, такое строительство может быть осуществлено только в рамках федеральной адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и возложении на Управление министерства внутренних дел России по
г. Симферополю в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств обязанности оборудовать пост у прогулочного двора изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Симферополю.

В соответствии с частью 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы взысканию с ответчиков не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Управлению министерства внутренних дел России по
г. Симферополю о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать Управление министерства внутренних дел России по
г. Симферополю в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать пост у прогулочного двора изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Симферополю.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.В. Чумаченко

Мотивированное решение изготовлено «31» марта 2022 года.

Судья Е.В. Чумаченко

Дело № 2-917/2022

УИД 91RS0002-01-2021-010256-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» марта 2022 года г. Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чумаченко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания (аудиопротоколирования) секретарем судебного заседания Шумовской А.М.,

с участием прокурора – Волошиной Т.Г.,

представителей ответчиков – Артамоновой И.И., Романтьева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Управлению министерства внутренних дел России по
г. Симферополю о возложении обязанности совершить определенные действия, -

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора г. Симферополя советник юстиции ФИО7 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Управлению министерства внутренних дел России по
г. Симферополю, согласно которому просит обязать МВД по Республике Крым в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на: оборудование изолятора временного содержания УМВД России по г.Симферополю, расположенного по адресу: <адрес>, санпропускником и дезинфекционными камерами; оснащение камер ИВС кнопками для вызова дежурного; кнопками для вызова дежурного в помещении дежурного по ИВС таблом вызывной сигнализации из камер ИВС; устройств индикации вызова дежурного по ИВС; средствами системы охранной сигнализации для запретной зоны ИВС; постом у прогулочного двора ИВС и устройством системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС; устройством оперативной связи с дежурным по ИВС с поста у прогулочного двора; противопожарным оборудованием и инвентарем; скамейками в камерах ИВС согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека); а также возложить на УМВД России по г. Симферополю обязанность в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств: оборудовать ИВС санпропускником и дезинфекционными камерами; оснастить кнопками для вызова дежурного; оборудовать кнопками для вызова дежурного; в помещении дежурного по ИВС оснастить таблом вызывной сигнализации из камер ИВС; установить устройства индикации вызова дежурного по ИВС; оборудовать средствами системы охранной сигнализации для запретной зоны ИВС; постом у прогулочного двора ИВС и устройством системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС; устройством оперативной связи с дежурным по ИВС с поста у прогулочного двора; противопожарным оборудованием и инвентарем; установить скамейками в камерах ИВС согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека).

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Симферополя проведена проверка соблюдения законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Симферополю, по результатам которой установлено, что бытовые условия ИВС УМВД по г. Симферополю не отвечают требованиям гигиены и санитарии. Так, ИВС УМВД России по г. Симферополю на протяжении длительного времени не оснащается санпропускником и дезинфекционными камерами, журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) поступивших граждан не ведется. Камеры изолятора не оборудованы кнопками для вызова дежурного. В помещении дежурного по ИВС не установлено табло вызывной сигнализации из камер ИВС. Над дверями камер ИВС не установлены устройства индикации вызова дежурного по ИВС. Запретная зона ИВС не оборудована средствами системы охранной сигнализации, не установлено устройство системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, отсутствует извещатель охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС. Отсутствует пост прогулочного двора ИВС, который должен быть оборудован устройством оперативной связи с дежурным по ИВС, противопожарным оборудованием и инвентарем. Кроме того, осмотром камер ИВС установлено, что данные камеры не оборудованы скамейками согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека). В целях устранения нарушений прокуратурой г.Симферополя в адрес начальника УМВД России по г.Симферополю ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гг. вносились представления, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Необеспеченность необходимых бытовых условий для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья содержащихся в ИВС лиц, ставит в опасность как жизнь и здоровье этих лиц, так и иных лиц, которые контактируют с ними, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в изоляторе. Ненадлежащие условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС органов внутренних дел могут повлечь за собой значительные затраты бюджета при компенсации морального вреда.

В ходе судебного разбирательства по делу прокурор поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков поддержали письменные возражения, просили отказать в удовлетворении иска по изложенным доводам. В ходе судебного разбирательства по делу были представлены докладные записки и акты выполненных работ по ряду заявленных прокурором исковых требований.

Выслушав доводы прокурора, возражения представителей ответчиков, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральный закон от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (статья 7 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Состав и показатели вместимости помещений специализированных учреждений полиции (ИВС) закреплены в Своде правил «СП 12-95. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России», введенном в действие01.07.1995 года.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от31.12.1999 года, установлен порядок медицинского обеспечения, а также проведения санитарных мероприятий в изоляторах временного содержания.

Согласно статье 9 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Судом установлено, что помещения ИВС находятся в цокольном этаже УМВД России по г. Симферополю, ДД.ММ.ГГГГ постройки.

прокуратурой г. Симферополя проведена проверка соблюдения законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Симферополю.

По результатам данной проверки установлено, что ИВС УМВД России по г. Симферополю не оснащается санпропускником и дезинфекционными камерами, журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) поступивших граждан не ведется. Камеры изолятора не оборудованы кнопками для вызова дежурного. В помещении дежурного по ИВС не установлено табло вызывной сигнализации из камер ИВС. Над дверями камер ИВС не установлены устройства индикации вызова дежурного по ИВС. Запретная зона ИВС не оборудована средствами системы охранной сигнализации, не установлено устройство системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, отсутствует извещатель охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС. Отсутствует пост прогулочного двора ИВС, который должен быть оборудован устройством оперативной связи с дежурным по ИВС, противопожарным оборудованием и инвентарем. Кроме того, осмотром камер установлено, что данные камеры не оборудованы скамейками согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека).

В целях устранения нарушений прокуратурой г. Симферополя в адрес начальника УМВД России по г. Симферополю ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие представления об устранении выявленных нарушений.

Факт наличия нарушений на момент проведения проверки, указанных в предписаниях, ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривался и не опровергнут.

Внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентирован Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950.

Согласно пункту 14 Правила внутреннего распорядка, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В силу пункта 42 Правил внутреннего распорядка подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Согласно пункту 45 Правил внутреннего распорядка установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

На основании пункта 130 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

Пунктом 132 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

Согласно организационно-штатному построению УМВД в структуре данного территориального органа функционирует изолятор временного содержания, в котором содержатся подозреваемые и обвиняемые.

Согласно пункту 12.3 Свода правил «СП 500.1325800.2018. Здания полиции. Правила проектирования», санпропускники следует размещать на первом этаже в обособленном отсеке, иметь сообщение с комнатой обыска и удобный проход из блока помещений для содержания лиц в ИВС. В санпропускнике между дезинфекционной камерой и душевыми необходимо установить перегородку с окном для приема и выдачи обработанной одежды.

ИВС УМВД не оборудован санпропускником и дезинфекционной камерой, в виду отсутствия соответствующего помещения для их оборудования. Для оборудования помещений санпропускником и дезинфекционной камерой требуется снос стен и перегородок. Без перепланировки помещений оборудовать соответствующие по площади помещения не представляется возможным.

Таким образом, для того, чтобы оборудовать данные помещения необходима реконструкция здания

Вместе с тем, как пояснили представители ответчиков в ходе судебного разбирательства по делу и подтверждается материалами гражданского дела, в ИВС все лица проходят помывку в душе. УМВД соблюдаются требования Правил в части обработки одежды подозреваемых и обвиняемых в дезинфекционной камере, путем ежегодного заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению камерной дезинфекции постельных принадлежностей лиц, содержащихся в ИВС.

ДД.ММ.ГГГГ между УМВД (заказчик) и <данные изъяты> (исполнитель) заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению камерной дезинфекции постельных принадлежностей. На основании указанного договора осуществляется камерная дезинфекция вещей подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС.

В ходе судебного разбирательства из пояснений сторон, подтвержденных письменными материалами, установлено, что устранены нарушения в части оснащения камер ИВС кнопками для вызова дежурного; кнопками для вызова дежурного в помещении дежурного по ИВС таблом вызывной сигнализации из камер ИВС; устройств индикации вызова дежурного по ИВС; средствами системы охранной сигнализации для запретной зоны ИВС; устройством системы тревожной сигнализации у прогулочного двора ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС; устройством оперативной связи с дежурным по ИВС с поста у прогулочного двора; противопожарным оборудованием и инвентарем; скамейками в камерах согласно лимиту мест (0,4 погонных метра на 1 человека), в подтверждение чего представителями ответчиков представлены докладные записки должностных лиц УМВД России по г. Симферополю, государственные контракты, акты выполненных работ.

Таким образом, в части указанных исковых требований искового заявления ответчиком выполнены либо на момент рассмотрения дела в суде предприняты меры по выполнению условий государственных контрактов и проводится монтажные работы, в частности, по устройству индикации вызова дежурного по ИВС, извещателем охранной сигнализации на двери входа в прогулочный двор ИВС, в связи с чем, основания для удовлетворения иска в этой части отсутствуют.

Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании пост у прогулочного двора ИВС не оборудован, в связи с отсутствием в штатном расписании соответствующей единицы, доказательства обратного суду не представлены.

Постовой внутреннего поста осуществляет постоянный надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых в камерах, при обнаружении приготовления к побегу подает сигнал тревоги, находится в постоянной готовности к действиям на случай чрезвычайных происшествий.

Постовой внутреннего поста перед заступлением на пост проверяет исправность ограждающих сооружений (устройств) и средств сигнализации прогулочного двора.

Принимая во внимание, что представителями ответчиков в обоснование своих возражений в данной части исковых требований надлежащих и допустимых доказательств не представлено, отсутствие соответствующей должности в настоящее время в штатном расписании не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности по обустройству поста у прогулочного двора изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Симферополю, поскольку данная единица может быть введена в штатное расписание либо соответствующие должностные обязанности возложены для выполнения на иное должностное лицо.

Из материалов дела следует, что ответчиком направлялись запросы о выделении денежных средств, в частности, на выполнение требований предписания прокурора, часть нарушений устранена, остальные работы не были проведены в связи с отсутствием их финансирования из бюджета. Таким образом, ответчиком предпринимались меры к устранению нарушений, бездействия со стороны ответчика не имеется.

Требование об обязании привести ряд помещений в соответствие с нормами, оборудовать помещения ИВС в соответствии с установленными требованиями по составу и площади суд находит не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Таким образом, Управление министерства внутренних дел России по
г. Симферополю вправе осуществлять реконструкцию закрепленного за ним объект за счет средств федерального бюджета.

Из объяснений представителей ответчиков следует, что для оборудования здания ИВС недостающими помещениями, а также для приведения площади помещений в соответствие с нормами потребуется проведение реконструкции здания, поскольку здание не позволяет оборудовать недостающее количество помещений ИВС.

Вместе с тем, мероприятия по реконструкции могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу. Ответчиком предприняты меры для получения финансирования для приведения ИВС в соответствие с нормами. Отсутствие финансирования на строительство является обстоятельством, не зависящим от ответчиков, такое строительство может быть осуществлено только в рамках федеральной адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и возложении на Управление министерства внутренних дел России по
г. Симферополю в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств обязанности оборудовать пост у прогулочного двора изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Симферополю.

В соответствии с частью 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы взысканию с ответчиков не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Управлению министерства внутренних дел России по
г. Симферополю о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать Управление министерства внутренних дел России по
г. Симферополю в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать пост у прогулочного двора изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Симферополю.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.В. Чумаченко

Мотивированное решение изготовлено «31» марта 2022 года.

Судья Е.В. Чумаченко

2-917/2022 (2-4568/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Симферополя
Ответчики
Министерство внутренних дел по РК
Управление Министерства внутренних дел России по г. Симферополю
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Чумаченко Екатерина Валерьевна
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.01.2022Предварительное судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее