Дело № 2 – 654 /2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.
при секретаре Говязовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 12 февраля 2019 года гражданское дело по иску Кузнецовой Н.А. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о признании действий незаконными, взыскании компенсации за приобретенную обувь, компенсации морального вреда,
установил:
Кузнецова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о признании незаконными действий по отказу в компенсации за самостоятельно приобретенную обувь, взыскании такой компенсации 9180 рублей, компенсации морального вреда 100000 рублей, в обоснование требований указав, что является инвалидом .... группы бессрочно, индивидуальная программа реабилитации предусматривает обеспечение ортопедической обувью. Истец обратилась к ответчику с заявлением об оплате приобретенной 15.09.2018 года обуви, однако ответчик в этом отказал, поскольку обувь не является ортопедической. Истец переоформила товарный чек, 28.11.2018 года вновь обратилась с заявлением к ответчику, однако в выплате компенсации вновь отказано по тем же основаниям, что нарушает права истца на реабилитацию, на здоровье и самостоятельность и причиняет нравственные и физические страдания истцу.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, полагала, что приобретенная обувь может быть признана ортопедической, так как удовлетворяет требованиям, предъявляемым к такой обуви.
Представитель ответчика по доверенности Сизова Д.Д. против удовлетворения иска возражала, доводы письменных возражений о том, что индивидуальная программа реабилитации истца не содержит сведений о конкретном виде ортопедической обуви, которой истец должна быть обеспечена, информация о том, что приобретенная истцом обувь является ортопедической, отсутствует, обувь массового производства ортопедической не может быть признана, ответчик прав истца не нарушил, в судебном заседании поддержала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2347 – р от 30.12.2005 года к техническим средствам реабилитации отнесена ортопедическая обувь.
На основании 11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 года № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее Порядок), п.3 которого предусматривает, что компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В настоящее время действует Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее Классификация), утвержденная Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 13.02.2018 года № 86н, не предусматривающая собственно ортопедической обуви, а указывающая ее конкретные наименования и виды.
Также Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года № 240 (далее Правила) устанавливают, что соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (пункт 15.1).
Следует из материалов дела, не оспаривается ответчиком, что истец является инвалидом .... группы, разработанная для нее индивидуальная программа реабилитации инвалида от 28.09.2009 года предусматривает в качестве технического средства реабилитации «ортопедическую обувь 2 пары» без указания на конкретное наименование, вид такой обуви согласно действующей Классификации.
Также не оспаривается сторонами, что истец обращалась к ответчику с заявлением о выплате компенсации стоимости одной пары летней обуви на ортопедической подошве с ортопедической стелькой 24.09.2018 года, а также с заявлением о выплате компенсации за одну пару летней ортопедической обуви 28.11.2018 года, в размере 9180 рублей, и ответчиком в этом было отказано (уведомления от 30.10.2018 года, 29.12.2018 года), поскольку приобретенная истцом обувь не является ортопедической.
В соответствии ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и на истца возложена обязанность по доказыванию факта приобретения ортопедической обуви, рекомендованной индивидуальной программой реабилитации инвалида и соответствующей виду и наименованию технического средства реабилитации (изделия), предусмотренного Классификацией.
Таковых истцом не представлено ни при обращении к ответчику, ни в суд. Содержащееся в товарных чеках от 15.09.2018 года наименование продукции «полуботинки женский черный + натуральный лак 941360, 35.0 (пар)», «полуботинки жен арт 941360 35 – р – р (ортоп.обувь)» к конкретному виду и наименованию технического средства реабилитации, предусмотренного Классификцией, отнести приобретенную истцом обувь не позволяют.
Ни Порядок, ни Правила не предусматривают возможности отнесения приобретенной истцом обуви к техническим средствам реабилитации, рекомендованным истцу индивидуальной программой реабилитации инвалида, по тем основаниям, что такая обувь, по мнению истца, соответствует требованиям, предъявляемым к ортопедической обуви.
В связи с изложенным требования истца о признании действий ответчика по отказу в выплате компенсации за самостоятельно приобретенную обувь незаконными, взыскании этой компенсации не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела и не подлежат удовлетворению.
В отсутствие фактов нарушения неимущественных прав и свобод истца действиями ответчика не подлежат удовлетворению и исковые требования о взыскании компенсации морального вреда.
Таким образом, в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Н.А. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о признании действий незаконными, взыскании компенсации за приобретенную обувь, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 18 февраля 2019 года.
Судья Е.Г.Берникова