Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2018 года г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Головой Т.А., при секретаре Молодкиной О.В., с участием помощника прокурора г. Октябрьска Стариченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора города Октябрьск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Октябрьск Самарской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Октябрьск обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.о. Октябрьск Самарской области об обязании совершить определенные действия.
Из искового заявления следует, что прокуратурой города Октябрьска в порядке надзора была проведена проверка за исполнением образовательными учреждениями г.о. Октябрьск федерального законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения. В ходе проверки установлено, что в деятельности ГБОУ СОШ №11 выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства. В нарушение положений свода правил СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №, в здании ГБОУ СОШ №11 по ул. 3-го Октября, 17 отсутствуют колесоотбойники у пандуса у входа в здание, входная площадка не оборудована навесом, материалом, не допускающим скольжение, у входа отсутствует кнопка вызова персонала, высота элемента порога превышает 0,014 м., при входе в здание на двери не имеется яркой контрастной маркировки и отсутствует символ, указывающий на доступность для инвалидов. В здании на соответствующих участках пола на путях движения отсутствуют тактильные указатели и/или ярко окрашенная поверхность, световые маячки, поручни лестниц не имеют округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м. и рельефное обозначение этажей, а так же предупредительные полосы об окончании перил. Аналогичным образом в нарушение указанного законодательства в СП ГБОУ СОШ №11 по адресу ул. 3-го Октября, 11 у входа отсутствует кнопка вызова персонала, высота элемента порога превышает 0,014 м., при входе в здание отсутствует прозрачная дверь, имеющая яркую контрастную маркировку, на входной двери отсутствует символ, указывающий на доступность для инвалидов. В здании на соответствующих участках пола на путях движения отсутствуют тактильные указатели и/или ярко окрашенная поверхность, световые маячки, поручни лестниц не имеют округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м. и рельефное обозначение этажей, а так же предупредительные полосы об окончании перил. Проверкой установлено, что здание образовательного учреждения находится в муниципальной собственности. После проведения капитального ремонта в учреждении увеличена ширина лестницы на входе в здание до 5,3 м., однако в нарушение п. 5.1.6, 5.2.11 указанного СНиП дополнительные разделительные поручни на лестнице не установлены. Бездействие должностных лиц администрации г.о. Октябрьск нарушает права и законные интересы граждан, препятствует свободному доступу в здание маломобильных граждан. Прокурор просит обязать администрацию г.о. Октябрьск провести комплекс необходимых организационно-распорядительных мер и устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в ГБОУ СОШ №11 по ул. 3-го Октября, 17 установить колесоотбойники на пандусе у входа в здание; оборудовать входную площадку навесом, материалом, не допускающим скольжение; оборудовать лестницу при входе в здание дополнительными разделительными поручнями; разместить при входе кнопку вызова персонала и символ, указывающий на доступность для инвалидов; уменьшить высоту элемента порога до 0,014 м. или менее; разместить на соответствующих участках пола на путях движения тактильные указатели и/или ярко окрасить поверхность; установить у входа в здание световые маячки; установить поручни лестниц, имеющие округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м., рельефное обозначение этажей и предупредительные полосы об окончании перил; в СП ГБОУ СОШ №11 по ул. 3-го Октября, 11 разместить при входе кнопку вызова персонала и символ, указывающий на доступность для инвалидов; уменьшить высоту элемента порога до 0,014 м.; установить при входе в здание прозрачную дверь, имеющую яркую контрастную маркировку; установить на входной двери символ, указывающий на доступность для инвалидов; установить у входа в здание световые маячки; разместить на соответствующих участках пола на путях движения тактильные указатели и/или ярко окрасить поверхность; установить у входа в здание световые маячки; установить поручни лестниц, имеющие округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м., рельефное обозначение этажей и предупредительные полосы об окончании перил.
В судебном заседании помощник прокурора Стариченко Ю.А. исковые требования поддержал в полном объеме, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель администрации г.о. Октябрьск Самарской области Шальнова Е.В., действующая по доверенности, с исковыми требованиями прокурора согласилась в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995г. определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В силу ст. 19 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
В целях реализации Закона №181-ФЗ Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № от 27 декабря 2011г. утвержден Свод правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, в которых отражены основные требования к зданиям и сооружениям, к оборудованию входа помещений с учетом потребностей маломобильных групп населения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Октябрьска Самарской области проведена проверка исполнения образовательными учреждениями г.о. Октябрьск законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения. В результате проверки установлено, что в здании ГБОУ СОШ №11, расположенном по адресу: Самарская область, г. Октябрьск, ул. 3-го Октября, 17, отсутствуют колесоотбойники у пандуса у входа в здание, входная площадка не оборудована навесом, материалом, не допускающим скольжение, у входа отсутствует кнопка вызова персонала, высота элемента порога превышает 0,014 м., при входе в здание на двери не имеется яркой контрастной маркировки и отсутствует символ, указывающий на доступность для инвалидов. В здании на соответствующих участках пола на путях движения отсутствуют тактильные указатели и/или ярко окрашенная поверхность, световые маячки, поручни лестниц не имеют округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м. и рельефное обозначение этажей, а так же предупредительные полосы об окончании перил.
В здании СП ГБОУ СОШ №11, расположенном по адресу: Самарская область, г. Октябрьск, ул. 3-го Октября, 11, у входа отсутствует кнопка вызова персонала, высота элемента порога превышает 0,014 м., при входе в здание отсутствует прозрачная дверь, имеющая яркую контрастную маркировку, на входной двери отсутствует символ, указывающий на доступность для инвалидов. В здании на соответствующих участках пола на путях движения отсутствуют тактильные указатели и/или ярко окрашенная поверхность, световые маячки, поручни лестниц не имеют округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м. и рельефное обозначение этажей, а так же предупредительные полосы об окончании перил.
Главе г.о. Октябрьск Самарской области прокурором г. Октябрьска было направлено представление от 28.02.2017 г. об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В ответ на полученное представление прокурора г. Октябрьска глава г.о. Октябрьск Самарской области сообщила, что оборудование образовательных учреждений в соответствии с требованиями законодательства о доступной среде для маломобильных граждан будет произведено в ходе капитального ремонта, а также частично, в рамках текущей деятельности учреждений.
Таким образом, в зданиях ГБОУ СОШ №11 и СП ГБОУ СОШ №11 не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия по созданию условий беспрепятственного доступа в помещение, являющееся объектом социальной инфраструктуры, инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Здания, расположенные по адресам: Самарская область, г. Октябрьск, ул. 3-го Октября, 17 и 11, являются муниципальной собственностью - Администрации г.о. Октябрьск Самарской области.
Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы прокурора, суд приходит к выводу о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа, обучения в образовательных учреждениях.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, учитывая, что здания по адресам: Самарская область, г. Октябрьск, ул. 3-го Октября, 17 и 11 являются муниципальной собственностью, а также с учетом признания иска ответчиком, что не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд полагает, что обязанность по устранению выявленных прокурором нарушений законодательства должна быть возложена на ответчика, поэтому исковые требования прокурора г. Октябрьска к администрации г.о. Октябрьск Самарской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора города Октябрьск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Октябрьск Самарской области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области в целях устранения выявленных нарушений законодательства в срок до 01 сентября 2018 года:
в ГБОУ СОШ №11 по ул. 3-го Октября, 17:
- установить колесоотбойники на пандусе у входа в здание;
- оборудовать входную площадку навесом, материалом, не допускающим скольжение;
- оборудовать лестницу при входе в здание дополнительными разделительными поручнями;
- разместить при входе кнопку вызова персонала и символ, указывающий на доступность для инвалидов;
- уменьшить высоту элемента порога до 0,014 м. или менее;
- разместить на соответствующих участках пола на путях движения тактильные указатели и/или ярко окрасить поверхность;
- установить у входа в здание световые маячки;
- установить поручни лестниц, имеющие округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м., рельефное обозначение этажей и предупредительные полосы об окончании перил;
в СП ГБОУ СОШ №11 по ул. 3-го Октября, 11:
- разместить при входе кнопку вызова персонала;
- уменьшить высоту элемента порога до 0,014 м.;
- установить при входе в здание прозрачную дверь, имеющую яркую контрастную маркировку;
- установить на входной двери символ, указывающий на доступность для инвалидов;
- установить у входа в здание световые маячки;
- разместить на соответствующих участках пола на путях движения тактильные указатели и/или ярко окрасить поверхность;
- установить у входа в здание световые маячки;
- установить поручни лестниц, имеющие округлую форму диаметром от 0,04 до 0,06 м., рельефное обозначение этажей и предупредительные полосы об окончании перил.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца.
Председательствующий: судья Т.А. Голова