Дело № 2а-576/2021
УИД 32RS0028-01-2021-001440-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
с участием прокурора Дюбко Е.Г.,
представителей заинтересованных лиц: Территориальной избирательной комиссии Стародубского района Брянской области Ревко М.Н., Избирательной комиссии Брянской области Володина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу №77 Павлова К.Л. к участковой избирательной комиссии на избирательном участке №915 о признании итогов голосования недействительными, отмене решения и о проведении повторного подсчета голосов избирателей,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу №77 Павлов К.Л. (административный истец) обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу №77, выдвинутым политической партией «Коммунистическая Партия Российской Федерации» (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ).
17-19 сентября 2021 г. прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Решением Территориальной избирательной комиссии Стародубского района Брянской области (далее – ТИК), участковой избирательной комиссии (далее – УИК) на избирательном участке №915 выборы признаны состоявшимися, а их результаты – действительными.
Административный истец полагает, что при установлении итогов голосования на избирательном участке №915 УИК допущены существенные нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, и являются основаниями для отмены решения УИК №915 об итогах голосования.
Считает, что допущенные нарушения избирательного законодательства повлекли нарушение его права быть избранным в федеральный орган государственной власти, а также нарушение принципа равного избирательного права, однако в случае отмены итогов голосования по выборам на том избирательном участке его права будут восстановлены.
19 сентября 2021 г. на избирательном участке №915 зафиксировано нарушение, заключающееся в нарушении голосования избирателей вне помещения для голосования. В указанный день в 11 час. два члена комиссии с правом решающего голоса выехали на закрепленном за УИК транспортном средстве для голосования вне помещения. В реестре для голосования были заявлены 3 избирателя, а члены комиссии взяли 280 избирательных бюллетеней без всяких правовых оснований. По возвращению членов комиссии с голосования около 16 час. 05 мин. в переносном ящике для голосования находилось всего 9 избирательных бюллетеней, остальные (271 бюллетень) отсутствовали. На вопрос члена ТИК Стародубского района с правом совещательного голоса Шило С.Н. в отношении остальных бюллетеней ответа не последовало, о чем им была составлена жалоба в ТИК.
Административный истец указывает, что процедура проведения голосования вне помещения для голосования была полностью нарушена, в связи с чем нарушены и его права как кандидата. Допущенные нарушения сформировали условия, при которых УИК №915 были установлены результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу №77, искажающие истинное волеизъявление избирателей.
Просит суд признать итоги голосования на избирательном участке №915 по выборам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу №77 недействительными; отменить решение участковой избирательной комиссии №915 от 19 сентября 2021 г. по выборам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу №77, оформленное протоколом об итогах голосования на избирательном участке №915; обязать участковую избирательную комиссию №915 провести повторный подсчет голосов избирателей на этом участке; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Брянской области.
В судебное заседание административный истец Павлов К.Л. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Также в заявлении указано, что административный истец поддерживает доводы, указанные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка №915 в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще. В суд поступило заявление председателя УИК Авдеенко И.Н. о рассмотрении дела без ее участия, с иском не согласна, просит отказать в удовлетворении требований.
Поскольку суд не признал явку указанных лиц обязательной, в соответствии со ст. 150, ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц: Территориальной избирательной комиссии Ревко М.Н. и Избирательной комиссии Брянской области Володин А.А. считали иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав представителей заинтересованных лиц, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Аналогичные положения установлены п. 1 ст. 75 Закона Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Административным истцом срок обращения с заявлением в суд не пропущен, поскольку протокол участковой избирательной комиссии подписан 20 сентября 2021 г., административное исковое заявление поступило в суд 30 сентября 2021 г.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
На основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 июля 2021 г. №13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на
19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 г., голосование проводилось 17, 18 и 19 сентября 2021 г.
Голосование при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва проходило в соответствии с Рекомендациями по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 г., утвержденными 8 июля 2021 г. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю., согласовано Председателем ЦИК России Памфиловой Э.А.
Решением Территориальной избирательной комиссии Стародубского района от 5 июня 2018 г. сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков на территории Стародубского района Брянской области, в том числе участковая избирательная комиссия на избирательном участке №915.
Решением Территориальной избирательной комиссии Стародубского района от 25 августа 2021 г. председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №915 назначена Авдеенко И.Н.
Судом установлено, что административный истец Павлов К.Л. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу №77, что подтверждается постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 26 июля 2021 г. и удостоверением от 26 июля 2021 г.
Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии №915 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №77 от 20 сентября 2021 г. (экземпляр №1 и экземпляр №2), на избирательном участке №915 за кандидата Валуева Н.С. подано 1 162 голоса, за кандидата Павлова К.Л. – 52, за кандидатов Зимонина А.В. и Тимошкова А.Н. – по 22, за кандидатов Лобзина Р.В. и Семенова Д.А. – по 9, за кандидатов Горелова С.И. и Носенко Д.В. – по 5 голосов.
Административный истец заявляет о нарушении 19 сентября 2021 г. процедуры проведения участковой избирательной комиссией на избирательном участке №915 голосования вне помещения для голосования, выразившемся, как указано в административном исковом заявлении, в получении членами комиссии большего, чем предусмотрено законом, количества бюллетеней для голосования избирателей, и отсутствии данных бюллетеней при возвращении членов УИК после проведения голосования вне помещения для голосования.
В качестве доказательства административным истцом представлена жалоба члена Территориальной избирательной комиссии Стародубского района с правом совещательного голоса Шило С.Н., поданной в Территориальную избирательную комиссию Стародубского района, ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. члены УИК №915 М.Л. выехали на автомашине, закрепленной за УИК №915, для осуществления голосования вне избирательного участка, при этом председателем УИК №915 Авдеенко И.Н. им был выдан реестр, в котором находились 3 фамилии избирателей и 280 бюллетеней для голосования. В 16 час. 05 мин. указанные члены УИК прибыли с переносным ящиком, при этом при них находилось всего 9 бюллетеней, а остальные отсутствовали. Полагает, что имела место утрата бюллетеней, либо возможно произведены действия, могущие нарушить избирательное законодательство. Сведения об отсутствующих бюллетенях на момент написания жалобы (17 час.) не представлены.
Суд считает, что указанные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Порядок проведения голосования избирателей вне помещения для голосования установлен ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
Согласно п. 9 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии.
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели (п. 14 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ).
Согласно п. 17 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
Решением Территориальной избирательной комиссии Стародубского района Брянской области от 19 августа 2021 г. определено, что количество переносных ящиков для голосования, используемых участковой избирательной комиссией №915, должно составлять 3 единицы.
Из экземпляра №1 и экземпляра №2 протокола №1 участковой избирательной комиссии №915 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №77 от 20 сентября 2021 г. следует, что на момент окончания голосования в список было внесено 1 672 избирателя; УИК получено 1600 избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 0; выдано избирателям бюллетеней для голосования в помещении для голосования в день голосования – 748; выдано избирательных бюллетеней избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования – 543; погашено бюллетеней – 309; число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 543; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 748; число недействительных бюллетеней – 0; число действительных бюллетеней – 1 291; число утраченных избирательных бюллетеней – 0; число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0.
Свидетели М. и Л., члены УИК № с правом решающего голоса, каждая в отдельности, показали, что ДД.ММ.ГГГГ около 12 час. председатель УИК № Авдеенко И.Н. объявила о необходимости выезда к 3 избирателям для голосования вне помещения для голосования. После этого им были выданы 10 избирательных бюллетеней, средства для индивидуальной защиты, переносной ящик для голосования. Совместно с наблюдателем Лутковой Е.В. они выехали к избирателям и провели голосование вне помещения для голосований. Участие в голосовании приняли все избиратели, к которым они выезжали, были заполнены 6 бюллетеней. По окончании голосования они прибыли в помещение УИК, где возвратили неиспользованные бюллетени. Ими не было получено количество бюллетеней, в несколько раз превышающее положенное количество бюллетеней. Процедура выдачи бюллетеней была открытая, все члены УИК с правом решающего, совещательного голоса, а также наблюдатели видели ее ход, никаких замечаний с их стороны не поступало, также как по их прибытии по окончании голосования вне помещения для голосования и в дальнейшем при подсчете голосов.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей, которые по своему содержанию согласуются между собой и не противоречат другим доказательствам, исследованным судом.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
Процедура подсчета голосов после окончания голосования установлена ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.
Протокол об итогах голосования, составленный участковой избирательной комиссией №915 по результатам подсчета голосов, является действительными, поскольку оформлен с соблюдением требований ст. ст. 67 и 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ; отражает последовательно все результаты подсчета бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Указанные протоколы подписаны лицами, наделенными таким правом в соответствии с действующим законодательством, доказательств того, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, в материалах дела не имеется, расхождений в количестве выданных и имеющихся при подсчете избирательных бюллетеней не выявлено.
Кроме того, согласно протоколу от 19 сентября 2021 г. №1 об итогах голосования, жалоб в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб не поступало.
Также не имеется особых мнений членов участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласных с содержанием протокола, поданных в соответствии с п. 28 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.
В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Как следует из разъяснений, данных в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 г. №8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права, обеспечивающих свободное волеизъявление.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что участковой избирательной комиссией были допущены нарушения избирательного законодательства при проведении голосования вне помещения для голосования и подсчете голосов, которые искажали бы действительную волю избирателей или создали бы условия невозможности установления такой воли, административным истцом в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено.
Кроме того, по результатам рассмотрения жалобы Шило С.Н. Территориальной избирательной комиссией Стародубского района принято решение от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что участковой избирательной комиссией нарушений допущено не было, вследствие чего в удовлетворении жалобы отказано.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 177-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №77 ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №915 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░.