УИД 03RS0003-01-2022-007506-44
№ 12-692/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 сентября 2022 года город Уфа ул.А. Матросова, д. 1
Судья Кировского районного суда города Уфы Добрянская А.Ш., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Аслямова Айнура Ильмировича на постановление № от 01.07.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное инспектором ДПС ГИБДД Управления МВД России по г.Уфе в отношении Аслямова Айнура Ильмировича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора ДПС ГИБДД Управления МВД России по г.Уфе № от 01.07.2022 года Аслямов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 руб.
Согласно данному постановлению Аслямов А.И. нарушил пункт 2.1.1 ПДД – управлял неустановленным транспортным средством, без государственных регистрационных знаков, самодельным, не зарегистрированным в установленном порядке, чем нарушил п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения по допуску).
Не согласившись с постановлением, Аслямов А.И. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что он управлял аттракционом, не являющимся транспортным средством и не подлежащим государственной регистрации.
В ходе судебного заседания заявитель Аслямов А.И., его защитник Пегасова Н. М. жалобу поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в ней, указав, на то, что аттракцион «Веселый паровозик» по своим техническим характеристикам не может быть признан транспортным средством и не подлежит регистрации ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора. В соответствии с п.5 Правил государственной регистрации аттракционов, утвержденных Постановлением Правительства № 1939 от 30.12.2019, учету в органах Гостехнадзора в соответствии с данными Правилами подлежат аттракционы, виды и типы которых предусмотрены приложением № 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». Аттракцион «Веселый паровозик» не относится к перечисленным в Приложении № 1 к ТР ЕАЭС 038/2016 видам и типам аттракционов, следовательно, регистрации в органах Гостехнадзора, также, не подлежат. Требования о государственной регистрации не распространяются на аттракционы, имеющие ничтожную степень потенциального биомеханического риска (RB-4), которую имеет аттракцион «Веселый паровозик».
Допрошенный в качестве свидетеля инспектор ДПС полка ДПС ГИБДД УМВД России по городу Уфе Дементьев Н.Ю. в судебном заседании пояснил, что сотрудники ДПС ГИБДД УМВД России были вызваны на место представителями Администрации, поскольку гражданин катал детей по дорогам общего пользования. Сначала были сомнения в том, что аттракцион «Веселый паровозик» – это транспортное средство. Для проверки на место были вызваны представители технического отдела из ГИБДД, которые осмотрели движущееся транспортное средство и увидели, что аттракцион переделан: имеются детали от автомашины «Жигули». Инспектор ДПС полка ДПС ГИБДД УМВД России по городу Уфе Дементьев Н. Ю. просил оставить постановление без изменения, жалобу представителя - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет назначение административного наказания.
В соответствии с п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения по допуску), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Основанием для привлечения Аслямова А.И. постановлением должностного лица административного органа к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что он 01.07.2022 г. в 11 часов 00 минут в районе <адрес> управлял неустановленным транспортным средством, самодельным транспортным средством, без государственных регистрационных знаков, не зарегистрированным в установленном порядке.
Для оценки правильности квалификации деяния Аслямова А.И. по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить вид и характеристику транспортного средства, движение на котором он осуществлял, поскольку согласно примечанию к статье 12.1 названного Кодекса под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Согласно п. 2 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:
подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.
Согласно Паспорту на изделие № ВП-11, 2015 год, и Формуляру ВП 02-04-099 аттракцион «Веселый паровозик» - это устройство (оборудование), предназначенное для развлечения в общественных местах; состоит из тягача и трех вагонов, изготовлено 16 февраля 2015г.
Согласно Акту оценки технического состояния аттракциона «Веселый паровозик» № 2021/ВП-11/П от 07.04.2021г. ООО «Проммаш тест», степень потенциального биомеханического риска аттракциона составляет RB-4; аттракцион отвечает требованиям безопасности и эксплуатационным документам.
В соответствии с техническими характеристиками аттракциона «Веселый паровозик» (Паспорт на изделие № ВП-11, 2015 год, Формуляр ВП 02-04-099, Акт о техническом состоянии) максимальная скорость аттракциона, состоящего из тягача и вагончиков - 3 км/ч (то есть, значительно менее 50 километров в час).
Следовательно, аттракцион «Веселый паровозик» в силу закона не является транспортным средством и не подлежит регистрации в качестве такового в органах ГИБДД.
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019г. № 1732 «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов» дано понятие «аттракциона» как оборудования, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия;
«аттракциона механизированного», как аттракциона, перемещающего пассажирские модули по заданной траектории или в пределах ограниченного пространства посредством использования энергии различных видов, за исключением мускульной энергии человека.
Единый порядок государственной регистрации аттракционов, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации аттракционов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1939 от 30 J2.2019r.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил государственной регистрации аттракционов, учету в органах Гостехнадзора в соответствии с данными Правилами подлежат аттракционы, виды и типы которых предусмотрены приложением № 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов».
Аттракцион «Веселый паровозик» не относится к перечисленным в Приложении № 1 к TP ЕАЭС 038/2016 видам и типам аттракционов, следовательно, регистрации в органах Гостехнадзора, также, не подлежит.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 1732 от 20.12.2019г. установлено, что требования о государственной регистрации (п. 122 настоящего постановления) не распространяется на аттракционы, имеющие ничтожную степень потенциального биомеханического риска (RB-4) (пункт 2 настоящего постановления).
При этом следует учесть, что аттракцион «Веселый паровозик» имеет степень потенциального биомеханического риска - RB-4.
Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, аттракцион не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признан быть не может.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из содержания примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей ее применения управление трактором, самоходной дорожно-строительной, иной самоходной машиной и не подлежащими государственной регистрации транспортными средствами, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Прихожу к выводу, что материалы дела не содержат, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, объективных доказательств, подтверждающих факт управления Аслямовым А.И. транспортным средством, подлежащим государственной регистрации. HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=355717&dst=6449&field=134&date=02.10.2022" HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=355717&dst=2850&field=134&date=02.10.2022" HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=327611&dst=100017&field=134&date=02.10.2022" HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=355717&dst=6449&field=134&date=02.10.2022"
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, считаю, что постановление должностного лица административного органа подлежит отмене и прекращении производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление инспектора ДПС ГИБДД Управления МВД России по г.Уфе № от 01.07.2022 года, которым Аслямов Айнур Ильмирович привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Добрянская А.Ш.