Дело N 2-728/19
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
08 августа 2019 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Смирновой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Твери к С.И.В. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Администрацией г. Твери предъявлен иск к С.И.В. о взыскании <сумма> руб. стоимости неосновательного обогащения вследствие использования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым № площадью 23 728 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Вобоснование заявленных требований Администрация г. Твери ссылается на те обстоятельства, что С.И.В. является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 23 728 кв. м.. Договор аренды с собственником объектов недвижимости не заключен, однако указанное обстоятельство в силу положений ст. 65 Земельного Кодекса российской Федерации, ст. ст. 1102 и 1105 Гражданского Кодекса Российской Федерации не освобождает ответчикаот обязанности оплачивать фактическое пользование земельным участком в размере, соответствующем размеру арендной платы, установленной Положением, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности <адрес>, в случае их предоставления без проведения торгов". Неосновательное обогащение за пользование земельным участком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составило <сумма> рублей исходя из формулы: <сумма>. -удельный показатель кадастровой стоимости кв.м. по виду разрешенного использования земельного участка); 2% -ставка арендной платы; 5,5 –коэффициент социально-экономических особенностей; 23728 кв.м. – площадь земельного участка. В виду использования земельного участка без осуществления платы Администрация г. Твери просит суд взыскать с ответчика проценты за пользования чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации в сумме <сумма>. за период их неправомерного удержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель Администрации г. Твери по доверенности Ш.С.С. не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик С.И.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, воспользовавшись правом представления его интересов по доверенности М.Е.И.
Представитель истца по доверенности М.Е.И. исковые требования Администрации г. Твери признала частично указав, что в соответствии с п. 2.4. Постановления администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) значения коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, за исключением значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в соответствии с типовым перечнем видов целевого использования земельных участков, установленным приложением 1, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
В соответствии с информацией ЕГРН видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, принадлежащие ответчику, является размещение промышленных объектов.
Позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 305-ЭС17- 7875 по делу N А40-105090/2016, подтверждается: коэффициент вида деятельности определяется исходя из разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с Решением Тверской городской Думы от 30.09.2015 N 211 "Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Твери" (пункт 33) для земельных участков., предназначенных для размещения производственных объектов (в том числе производственные гаражи, трансформаторные подстанции, газораспределительные подстанции, артскважины, проезды и т.п.), за исключением сетей централизованных инженерных систем и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса коэффициент социально- экономических особенностей установлен в размере 0,9.
Истцом неправомерно при расчете применяется коэффициент 5,5 (п.2.1 Решения), поскольку С.И.В. участок для последующего размещения объекта никогда не предоставлялся, информация о намерениях С.И.В. достраивать объекты незавершенного строительства, находящиеся на данном земельном участке с 1990г. Администрацией не представлена.
Кроме того, в связи с отсутствием договорных отношений между сторонами, доказательств фактического использования всей площади земельного участка, ответчик, как фактический владелец объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, должен оплатить пользование земельным участком только в пределах площади застройки нежилых зданий.
Учитывая, что строительство объектов не завершено, технические паспорта на них не изготовлены, данные о площади застройки отсутствуют.
Однако, согласно проекту строительства кондитерской фабрики, по которому велась застройка земельного участка, площадь застройки составляет 8 327,51 кв.м., из которой необходимо исходить при расчете арендной платы, что корреспондирует скассационным определением Верховного суда Российской Федерации по делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того согласно генеральному плану г. Твери земельный участок по <адрес> (кадастровый №) отнесен к функциональной общественно-деловой зоне.В связи с невозможностью осуществления строительства, земельный участок Ответчиком не использовался. Доказательств обратного Истец не представил.
Считает, что при расчете размера неосновательного обогащения применению подлежит коэффициент социально- экономических особенностей в размере 0,9, а не 5.5, как установлено Администрацией, с учетом площади земельного участка, используемого под застройку, что составляет 8 327,51 кв.м.. При таких обстоятельствах сумма неосновательного обогащения составляет <сумма> руб., сумма процентов -<сумма> руб., с чем ответчик согласен.
В своих возражениях на отзыв С.И.В. на исковое заявление Администрация г. Твери указывает, что согласно сведениям в ЕГРН расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости, принадлежащие ответчику, имеют вид: объекты незавершенного строительства.
Исходя из анализа статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного Кодекса Российской Федерации одновременно с передачей права собственности на объект недвижимости передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что у прежнего собственника.
Учитывая данные нормы, использование земельного участка только непосредственно под объектом недвижимости, не затрагивая площадь необходимую для обслуживания соответствующего строения, является невозможным.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № площадью 23728 кв.м., был сформирован под строящуюся кондитерскую фабрику и поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при формировании земельного участка была определена площадь, необходимая для строительства и обслуживания расположенных на нем объектов недвижимости.
Факт невозможности осуществлять строительство не освобождает собственника строений от внесения платы за пользование земельным участком.
Кроме того, вышеуказанные объекты недвижимости в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежали ООО "Тверьстройпроект", а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО "Позитив", с которых решениями Арбитражных судов было взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком площадью 23 728 кв.м.. Указанные решения, по мнению истца имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Ознакомившись с доводами искового заявления и возражений истца на позицию ответчика, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, судсчитает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению в части размера взыскиваемого неосновательного обогащения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что С.И.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником объектов незавершенного строительства с кадастровыми № расположенных на земельном участке с кадастровым № площадью 23728 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для размещения промышленных объектов.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Таким образом, одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.
В рассматриваемом споре под неосновательностью пользования следует понимать отсутствие оснований для безвозмездного пользования чужим земельным участком, а под неосновательным обогащением - денежные средства, которые исходя из принципа платности землепользования, установленного подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса РФ, должно выплачивать лицо, пользующееся земельным участком. В силу указанных правовых норм у лица, фактически использующего земельный участок, возникает обязанность вносить плату за землепользование.
Ответчик доказательств, подтверждающих наличие у него законных оснований для занятия спорного земельного участка, без оплаты неосновательного обогащения на день рассмотрения спора в суде не представил.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Учитывая отсутствие договорных отношений по использованию части земельного участка истца, размер оплаты должен быть произведен исходя из расчета установленного законом.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация Тверской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим регулирование земельных отношений в Тверской области, в том числе устанавливающим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.
Постановлением Администрации Тверской области от 26декабря 2007 г. N 396-па утверждено Положениео порядке определения размера арендной платы,порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов"за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения размер арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле: А = Скадастр х S х Сan х КСсэо x m / 12, где: А - размер арендной платы за земельный участок, руб.; Скадастр–удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующим видам функционального назначения земельного участка, являющегося предметом договора аренды (в рублях за 1 кв.м.);S – площадь земельного участка или его части,являющегося предметом договора аренды (в кв.м.);Сan – ставка арендной платы, установленной настоящим Положением (в %); КСсэо – коэффициент социально-экономических особенностей, учитывающий категории арендаторов, целевое использование земельного участка согласно договору аренды земельного участка, социальное значение вида деятельности, осуществляемой арендатором на данном участке;m –количество месяцев аренды в текущем году.
Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены значения коэффициентасоциально-экономических особенностейдля определения размера арендной платы за использование земельных участков в зависимости от вида целевого использования на территории г. Твери.
В пункте 2.1 таблицы "Значение коэффициента вида целевого использования земельных участков из земель населенных пунктов" приложения к вышеуказанному решению указано, что для земельных участков, предоставленных для последующего размещения объекта, коэффициент социально-экономических особенностей составляет: в течение нормативного срока 1,1; при превышении нормативного срока до 1 года – 2,2; при превышении нормативного срока от 1 года до 2 лет – 3,3; при превышении нормативного срока от 2 до 3 лет 4,4; при превышении нормативного срока более 3 лет -5,5.
При расчете размера неосновательного обогащения Администрацией г. Твери применен коэффициент социально-экономических особенностей в размере 5,5.
Однако суд считает неправомерным применение администрацией КСсэо– коэффициента социально-экономических особенностейравного 5,5, поскольку в рассматриваемом случае применение данного коэффициента, не обосновано и не соответствует установленному в отношении земельного участка виду разрешенного использования (для размещения промышленных объектов), что свидетельствует о неправомерности и необоснованности применения Администрацией при определении размера аренды коэффициента - 5,5.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Как следует из материалов дела, земельный участок для последующего размещения объекта ответчику Администрацией г. Твери не выделялся, нормативные сроки по осуществлению строительства объектов недвижимости владельцем земельного участка для С.И.В. также не устанавливались. Ответчиком приобретены незавершенные строительством объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с видом разрешенного использования –для размещения промышленных объектов.
Пунктом 33 таблицы "Значение коэффициента вида целевого использования земельных участков из земель населенных пунктов" приложения к решению Тверской городской Думы для" земельных участков, предназначенных для размещения производственных объектов (в том числе производственные гаражи, трансформаторные подстанции, газораспределительные подстанции, артскважины, проезды и т.п.), за исключением сетей централизованных инженерных систем и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса коэффициент социально- экономических особенностей установлен коэффициент в размере 0,9, который и подлежит применению для установленного вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности, правомерности доводов стороны ответчика в части применения расчета размера неосновательного обогащения, исходя из применения коэффициента социально-экономических особенностей, равного 0,9, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка.
Ответчик полагает, что оплате подлежит пользование только та часть земельного участка с кадастровым №, которая непосредственно застроена зданиями.
Данный довод является необоснованным.
Учитывая, что земельный участок с кадастровымN № площадью 23728 кв. м был сформирован собственником и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период, когда объекты незавершенного строительства находились в хозяйственном ведении другого правообладателя, то субъект права, если он утверждает, что площадь фактически использовавшегося им земельного участка менее всей площади земельного участка с кадастровым №, должен данное обстоятельство доказать.Тогда как по настоящему делу ответчик не представил доказательств того, что фактически им используется земельный участок меньшей площадью, а также наличие возможности использования земельного участка только под объектами недвижимости.
Следовательно, размер неосновательного обогащения подлежит определению исходя из того, что площадь используемогособственником объектов недвижимости земельного участка составила 23 728 кв. м..
Соответственно, приходящаяся на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплата составляет сумму <сумма>
Поскольку указанная сумма добровольно Ответчиком не уплачена, она подлежит взысканию с него в судебном порядке на основании ст. 1102 ГК РФ.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ с ответчика также подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <сумма>..
На основании ст. ст. 333.19 НК РФ, 98 ГПК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям (16,36%), за подачу иска с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, в сумме <сумма>..
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Твери к С.И.В. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Взыскать с С.И.В. пользу Администрации г. Твери неосновательное обогащение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <сумма>., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <сумма>., а всего подлежит взысканию <сумма>..
Взыскать с С.И.В. в доход муниципального бюджета г.о. Дубны Московской области государственную пошлину в размере <сумма>..
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Твери к С.И.В. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в большем размере –отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 августа 2019 года
Судья