Решение по делу № 2-1513/2024 от 16.08.2024

Дело № 2-1513/2024

УИД 34RS0038-01-2024-002121-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    р.п. Средняя Ахтуба    15 октября 2024 года

Среднеахтубинского района

Волгоградской области

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Серовой Т.А.,

при секретаре Алимовой Л.В.,

с участием представителя истца – помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Ивановой Н.Ю.,

законного представителя ответчика СНТ «Строитель-1» Ларина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Строитель-1» о возложении обязанности по ликвидации отходов производства и потребления на земельном участке,

    У С Т А Н О В И Л:

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Строитель-1» о возложении обязанности по ликвидации отходов производства и потребления на земельном участке, указав в обоснование требований, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу размещения отходов производства и потребления на территории СНТ «Строитель-1», в ходе которой было установлено, что на почве размещены отходы производства и потребления по географическим координатам: - <адрес> отходы боя кирпича, на площади 300 кв.м.; <адрес> отходы боя кирпича, на площади 400 кв.м.; - ориентировочно 50 метров восточнее <адрес>, отходы из жилищ, на площади 300 кв.м.; - <адрес> отходы боя кирпича на площади 100 кв.м.. Земельный участок с кадастровым номером: , собственником которого является СНТ «Строитель-1», находится в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», который является особо охраняемой природной территорией регионального значения. Таким образом, СНТ «Строитель-1», как собственник земельного участка, на котором расположены отходы производства и потребления, обязано принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок. В связи с чем, истец просит суд обязать СНТ «Строитель-1» принять меры по ликвидации отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером , в географических координатах: - <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 300 кв.м., объемом 200 куб.м; - <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 900 кв.м., объемом 350 куб.м; - <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 100 кв.м., объемом 20 куб.м., указанные мероприятия провести в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Иванова Н.Ю. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика СНТ «Строитель-1» Ларин А. В. исковые требования признал.

Представители третьих лиц Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

От негативного воздействия несанкционированной свалки отходов может пострадать любое лицо. Индивидуализировать и привлечь в качестве истцов таких лиц не представляется возможным, так как точный круг лиц, которые могут пострадать от негативного воздействия размещенных на неорганизованных свалках отходов, невозможно определить заранее.

В данном случае обращение прокурора в суд обусловлено защитой конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.ст. 1,3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ                             «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу размещения отходов производства и потребления на территории СНТ «Строитель-1».

    ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в рамках выездного обследования с участием специалиста Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, представителей ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», администрации Среднеахтубинского муниципального района и Красного сельского поселения, а также председателя СНТ «Строитель-1» установлено, что на почве размещены отходы производства и потребления, по следующим географическим координатам: - <адрес> отходы боя кирпича, на площади 300 кв.м.; - <адрес> отходы боя кирпича, на площади 400 кв.м.; - ориентировочно 50 метров восточнее <адрес>, отходы из жилищ, на площади 300 кв.м.; - <адрес> отходы боя кирпича на площади 100 кв.м..

    По указанным географическим координатам расположен земельный участок с кадастровым номером: .

    Указанный земельный участок находится в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», который является особо охраняемой природной территорией регионального значения.

    СНТ «Строитель-1» является собственником земельного участка с кадастровым номером: , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Нормами статьи 42 ЗК РФ на лиц, являющихся собственниками земельных участков, а также не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995      № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.07.2016                        № 389-п утверждено Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» (далее – Положение).

В соответствии с п. 4.5 Раздела 4 Положения на всей территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры, в том числе несанкционированное размещение либо сброс отходов производства и потребления, а также проведение рубок лесных насаждений, в том числе дубов, за исключением рубок, связанных с осуществлением мер санитарной безопасности в лесах, предупреждением и тушением лесных пожаров, осуществлением мероприятий по охране поверхностных водных объектов, мероприятий, запланированных в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги», а также рубок на земельных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, размещение которых допускается настоящим Положением, при наличии данных объектов в утвержденных в установленном порядке документах территориального планирования.

Таким образом, СНТ «Строитель-1», как собственник земельного участка, на котором расположены отходы производства и потребления, обязано принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок.

ДД.ММ.ГГГГ Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес председателя СНТ «Строитель-1» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалки отходов на указанной территории.

ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено, однако, нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени не устранены, свалка отходов не ликвидирована, меры по устранению боя кирпича СНТ «Строитель-1» планируется убрать до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой с участием специалиста Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, представителей ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», администрации Среднеахтубинского муниципального района, а также председателя СНТ «Строитель-1» установлено, что в настоящее время на территории СНТ «Строитель-1» на почве размещены отходы производства и потребления, по следующим географическим координатам: - <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 300 кв.м., объемом 200 куб.м; - <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 900 кв.м., объемом 350 куб.м.; - <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 100 кв.м., объемом 20 куб.м.

Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны СНТ «Строитель-1» имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц. В связи с чем, СНТ «Строитель-1» нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить требования о возложении обязанности на СНТ «Строитель-1» принять меры по ликвидации отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Учитывая, принцип соблюдения баланса прав и обязанностей сторон, суд полагает, что испрашиваемые истцом сроки являются разумными и справедливым исходя из характера и объема, подлежащих выполнению работ, полагает необходимым установить срок принятия мер по ликвидации отходов производства и потребления на спорном земельном участке в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, ответчик не лишен возможности в дальнейшем обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203, ст. 203.1 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Строитель-1» о возложении обязанности по ликвидации отходов производства и потребления на земельном участке - удовлетворить.

Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Строитель-1» () в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером в географических координатах:

- <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 300 кв.м., объемом 200 куб.м;

- <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 900 кв.м., объемом 350 куб.м;

- <адрес> — лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81220101205) на площади 100 кв.м., объемом 20 куб.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                           /подпись/                                                          Т.А. Серова

Решение в окончательной форме принято 25 октября 2024 года (19, 20 октября 2024 года выходные дни).

Судья                         /подпись/                                                             Т.А. Серова

<.....>

<.....>

<.....>

2-1513/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
СНТ "Строитель-1"
Другие
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
ГБУВО "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма"
Суд
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
Судья
Серова Татьяна Александровна -778
Дело на сайте суда
ahtub.vol.sudrf.ru
16.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2024Передача материалов судье
23.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее