11RS0001-01-2022-011796-78 дело №2-8789/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 октября 2022 года гражданское дело по иску Круковца Сергея Петровича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании Кавердову Наталью Петровну и Есева Николая Евгеньевича членами семьи; возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,
установил:
Лапшина В.В., действуя в интересах Круковца С.П., обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором просила признать незаконным постановление от ** ** ** №...; обязать ответчика поставить Круковца С.П. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ с составом семьи, указанным в договоре социального найма от ** ** **; обязать ответчика предоставить Круковцу С.П. благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания жилого помещения, занимаемого им на условиях социального найма.
В обоснование требований указала, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу: .... Членами семьи нанимателя являются Кавердова Н.П. (сестра) и Есев Н.Е. (племянник). Истец обращался к ответчику с заявлением о постановке на учет в целях получения социальной выплаты с составом семьи 3 человека, однако ответчик отказал в принятии на учет в связи с тем, что сестра и племянник не могут являться членами семьи в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ. 20.08.2020 занимаемое истцом жилое помещение признано непригодным для проживания, создает угрозу для жизни и здоровья, в связи с чем, ответчик обязан предоставить семье истца благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Кавердова Н.П. и Есев Н.Е.
В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования, и в окончательной редакции, занесенной в протокол судебного заседания, просила: признать Кавердову Н.П. и Есева Н.Е. членами семьи Круковца С.П. в целях постановки на учет для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ, и обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Круковцу С.П. на состав семьи 3 человека, включая Кавердову Н.П. и Есева Н.Е. вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара по договору социального найма взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: ..., площадью не менее 40,4 кв.м.
Третье лицо Кавердова Н.П. требования истца поддержала.
Представитель ответчика оставила разрешение требований о признании членами семьи на усмотрение суда, против удовлетворения требований о внеочередном предоставлении благоустроенного жилья возражала.
Истец и третье лицо Есев Н.Е. в суд не явились.
Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в собственности МО ГО «Сыктывкар» находится жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 40,4 кв.м.
На основании договора социального найма №... от ** ** ** нанимателем этого жилого помещения является истец. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны Круковец Н.П. (сестра) и Е.Е. (племянница).
С ** ** ** жилом помещении совместно с нанимателями по месту жительства зарегистрирован Есев Н.Е. (сын Круковец Н.П.).
Е.Е. умерла ** ** **.
В связи с заключением брака ** ** ** Круковец Н.П. сменила фамилию на «Кавердова».
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... жилое помещение по адресу: ... признано непригодным для проживания.
15.02.2022 Круковец С.П. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретения жилья, в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», с составом семьи 3 человека, включая сестру Кавердову Н.П. и племянника Есева Н.Е.
По результатам рассмотрения заявления, постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.03.2022 №3/551 Круковцу С.П. отказано в постановке на учет по той причине, что сестра и племянник не являются членами семьи в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2002 №30-РЗ, и могут быть признаны таковыми только в судебном порядке.
Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми граждане, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, в частности - лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» непригодными для проживания.
Статьей 4 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ установлено, что для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Из иска Круковца С.П. и объяснений Кавердовой Н.П. следует, что они изначально (с детства) совместно в качестве членов одной семьи проживали в жилом помещении по адресу: ..., а после признания его непригодным для проживания, совместно проживают в арендуемом жилом помещении в ..., ведут общее хозяйство. Совместно с ними также проживает Есев Н.Е.
Обстоятельства совместного проживания и ведения Круковцом С.П., Кавердовой Н.П. и Есевым Н.Е. общего хозяйства подтвердил в суде свидетель В.Г.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Кавердова Н.П. и Есев Н.Е. являются членом семьи Круковца С.П., в связи с чем, они имеют право быть принятыми на учет для получения социальной выплаты этим составом семьи в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ.
Требования Круковца С.П. в указанной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования Круковца С.П. о внеочередном предоставлении благоустроенного жилья, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании заключения межведомственной комиссии от 07.08.2020 №36 постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.08.2020 №8/1910 жилое помещение по адресу: ... признано непригодным для проживания.
Дом №... по ул.... аварийным и подлежащим сносу не признавался, поскольку, как указала в суде представитель администрации, он не является многоквартирным.
Иного благоустроенного жилья Круковец С.П. и члены его семьи (Кавердова Н.П. и Есев Н.Е.) не имеют.
Круковец С.П. и его представитель, полагают, что он имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилья по договору социального найма, поскольку проживание в ... опасно для жизни и здоровья.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** №... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
При этом, поскольку предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, то признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 №57-КГ18-16).
Согласно акту обследования, составленного межведомственной комиссией 07.08.2020, ... – одноэтажный, одноквартирный, с печным отоплением, 1952 года постройки. Износ здания по состоянию на 2002 год составляет 53%. При визуальном осмотре комиссией выявлено, что фундамент дома имеет значительную неравномерную осадку, местами наблюдается разрушение фундамента, имеется искривление горизонтальных линий стен, выпучивания, местами гниения и просадки. Наблюдается гниль нижних венцов стен, дверной блок входа в квартиру отсутствует, стекла оконных блоков отсутствуют; чердачное помещение обвалилось, вследствие чего кровля обрушилась в центральной части дома, кирпичные печи обрушились (л.д....).
Состояние дома запечатлено стороной истца на фотографии (л.д.196).
Каких-либо сведений о том, что на момент рассмотрения дела состояние жилого ... приведено в состояние, пригодное для проживания в нем, администрацией не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что техническое состояние жилого помещения и ... не позволяет проживать в нем и имеет опасность для жизни и здоровья, восстановительные (страховочные, противоаварийные) работы не ведутся.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у Круковца С.П. права на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 ЖК РФ, и не зависит от признания его малоимущим и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 ЖК РФ).
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жилые помещение в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В связи с этим, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен непригодного для проживания другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.
Учитывая, что до настоящего времени Круковец С.П. благоустроенным жилым помещением взамен непригодного не обеспечен, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» в силу статей 57, 85, 87, 89 ЖК РФ, а также статьи 40 Конституции Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по предоставлению ему вне очереди на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г.Сыктывкара, равнозначного по общей площади жилому помещению по адресу: ..., то есть не менее 40,4 кв.м.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать Кавердову Наталью Петровну (...) членами семьи Круковца Сергея Петровича (...) в целях постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретения жилья, в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Круковцу Сергею Петровичу на состав семьи три человека, включая Кавердову Наталью Петровну и Есева Николая Евгеньевича, вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 40,4 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 20.10.2022.
Председательствующий О.Л. Саенко