Дело № 3а-684/2020
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород 01 октября 2020 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,
с участием административного истца Устинова Ю.С.,
представителя административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области Мосеева А.А.,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Устинова Ю.С. об оспаривании решений региональной службы по тарифам об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность),
УСТАНОВИЛ:
административный истец Устинов Ю.С. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором указал о том, что в апреле 2020 года он обратился с заявлением в адрес региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее также - РСТ Нижегородской области) с просьбой рассмотреть вопрос о пересмотре (отмене) тарифа для жителей поселка Фролищи, установленный для общества с ограниченной ответственности «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» (далее также – ООО «УК «НОКК») на 2017-2020 годы. В обоснование заявления указал, что тариф для МУП «Жилищник» Володарского района для тех же сетей и котельных составлял цену ниже на 86%. Тариф для МУП «Жилищник» в 2015 году составлял 1573 рубля 60 копеек до июля и после июля 2015 года - 1656 рублей 94 копейки. Тариф был установлен для жителей Володарского района Нижегородской области. Однако для тех же жителей Володарского района с апреля 2015 года по июнь 2015 года РСТ Нижегородской области был установлен тариф для ООО «Управляющая компания» в размере 2932 рубля 90 копеек, а с июля 2015 года по декабрь 2015 год - 3196 рублей 86 копеек.
В последующем он узнал, что тариф на 2016 год был установлен для ООО «Управляющая компания» для жителей Володарского района с января 2016 года по июль 2016 года в размере 3772 рубля 29 копеек, а с июля 2016 года по декабрь 2016 в аналогичном размере.
В последующем для жителей р.п.<данные изъяты> на 2017 года для ООО «УК «НОКК» установлен тариф на тепло в размере: с мая 2017 года по июль 2017 года - 3772 рубля 29 копеек, с июля 2017 года по декабрь 2017 года - 3939 рублей 90 копеек, с января 2018 года по июль 2018 года - 3939 рублей 90 копеек, с июля 2018 года по декабрь 2018 года - 4148 рублей 29 копеек, с января 2018 года по июль 2019 года - 4148 рублей 29 копеек, с июля 2019 года по декабрь 2019 года - 4252 рубля 83 копейки, с января 2020 года по июль 2020 года - 4252 рубля 83 копейки, с июля 2020 года по декабрь 2020 года - 4456 pублей 57 копеек.
Указал в административном исковом заявлении о том, что постановлением администрации Володарского муниципального района Нижегородской области от 21 апреля 2017 года №820 утверждена схема теплоснабжения рабочего поселка <данные изъяты>. Общий объём выработки тепла в р.п.<данные изъяты> всеми котельными ООО «УК «НОКК» составляет 25588 Гдж или 6241 Гкал. В ответе РСТ Нижегородской области указано, что в тариф заложено 9378 Гкал полезного отпуска тепла от котельных р.п.<данные изъяты>, таким образом в тариф заложены лишние 3137 Гкал. РСТ Нижегородской области неверно рассчитала полезный отпуск тепла в р.п.<данные изъяты> от котельных и применила их в расчетах при установлении тарифа на тепло для ООО «УК «НОКК». ООО УК «НОКК» закупает на 8609 Гкал угля больше, чем котельные в р.п.<данные изъяты> могут переработать в год.
По мнению административного истца решение РСТ Нижегородской области по установлению тарифа для ООО «УК «НОКК» не соответствует требованиям пункта 98 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Для ООО «УК «НОКК» установлен тариф отдельно для потребителей поселка <данные изъяты> и <данные изъяты> отдельно для потребителей поселка <данные изъяты>, отдельно для потребителей города Володарск, потребителей поселка Центральный, что является нарушением указанного пункта.
Кроме того, административный истец указал, что РСТ Нижегородской области при установлении тарифа на тепло для ООО «УК «НОКК» не учла предельную цену на тепловую энергию для Володарского района в размере 1765 рублей 50 копеек на 2019 год за 1 Гкал, тариф на 2019 год должен был быть установлен не выше этой цифры.
Также указал, что тариф, установленный РСТ Нижегородской области для ООО «Управляющая компания», вызывает сомнения, так как котельные были сданы в аренду ООО «Управляющая компания» и данная организация понесла лишь расходы по аренде, которые составляют не более 100000 рублей, но согласно тарифу ООО «Управляющая компания» понесла издержки на 86% больше чем арендодатель, что является нарушением пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении», предусматривающего необходимость соблюдения экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Административный истец Устинов Ю.С. просит суд признать недействующими решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 12.03.2015 года №11/3 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» <данные изъяты> Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области; решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 10.12.2015 года №47/6 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» <данные изъяты> Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области»; решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/4 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» г.Нижний Новгород тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области»; обязать Региональную службу по тарифам Нижегородской области устранить нарушение прав и свобод Устинова Ю.С. на баланс интересов потребителя и поставщика теплоресурса.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде административный истец Устинов Ю.С. требования административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил в суде о том, что проживает в Володарском районе в поселке Фролищи, обязан оплачивать расходы, в том числе за услуги по теплоснабжению. В связи с тем, что он не согласен с размером установленных РСТ по Нижегородской области тарифов, то не оплачивал услуги по теплоснабжению и у него образовалась задолженность.
Представитель административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области Мосеев А.А. в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указал о том, что оспариваемые административным истцом решения РСТ Нижегородской области приняты полномочным на это лицом и в установленном законом порядке. Пояснил о том, что теплоснабжение потребителей р.п. Фролищи в 2014 году осуществлялось МУП «Жилищник» Володарского района на едином уровне для пяти котельных (2 газовые, 3 угольные). В 2015-2016 годах теплоснабжение потребителей р.п.Фролищи осуществлялось ООО «Управляющая компания».
В связи с принятым администрацией муниципального образования решением о передаче трех муниципальных угольных котельных, расположенных в р.п. <данные изъяты> и р.п. <данные изъяты>, во владение и пользование на праве аренды ООО «Управляющая компания», теплоснабжение потребителей р.п. <данные изъяты> Володарского муниципального района Нижегородской области в 2015-2016 годах осуществлялось ООО «Управляющая компания». Тарифы для ООО «Управляющая компания» с 01.04.2015 года по 31.12.2016 года были установлены только для угольных котельных п.<данные изъяты> и п.<данные изъяты> Поскольку право владения и пользования объектами теплоснабжения осуществлялось ООО «Управляющая компания» с ноября 2014 года, услуги теплоснабжения в п. <данные изъяты> в период с 01.01.2015 года по 31.03.2015 года оказывало ООО «Управляющая компания» без установленных РСТ Нижегородской области тарифов.
Имущественный комплекс котельных п.<данные изъяты> и п.<данные изъяты> был передан по концессионным соглашениям в декабре 2016 года ООО «УК «НОКК». Решением РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/3 для ООО «УК «НОКК» установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности в сфере теплоснабжения на территории Володарского муниципального района Нижегородской области. Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24 апреля 2017 г. № 19/4 (в редакции решения от 17.12.2019 № 61/9) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «УК «НОКК» потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области, установлены по предложению организации с дифференциацией по территориям поселений, городских округов в установленных границах, определенных схемами теплоснабжения муниципальных образований.
Пояснил, что повышение тарифов в 2015 году связано как со сменой ресурсоснабжающей организации, так и с изменением имущественного комплекса, поскольку угольные котельные имели более высокую стоимость топлива и более низкий КПД по сравнению с газовыми котельными. Тарифы для угольных котельных, которые были установлены для ООО «УК «НОКК» в мае 2017 года, соответствовали уровню тарифов, установленных для ООО «Управляющая компания» на второе полугодие 2015 года и 2016 год.
Также пояснил суду о том, что предельный уровень цены в размере 1765 руб./Гкал, указанный на официальном сайте РСТ Нижегородской области, является в соответствии с действующим законодательством справочной величиной, применяется для ценовых зон теплоснабжения, которые на территории Нижегородской области отсутствуют. Поэтому указанное значение к рассматриваемому делу не подлежит применению.
Относительно доводов административного истца об экономической необоснованности тарифов в разрезе затрат на топливо, включенных в НВВ организации, пояснил, что при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность) ООО «УК «НОКК» для потребителей на территории р.п.Фролищи, п.Инженерный Володарского муниципального района Нижегородской области расчет затрат на топливо произведен РСТ Нижегородской области в соответствии с требованиями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 года № 760-э.
От заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» в суд поступил письменные отзыв на административное исковое заявление, в котором ООО «УК «НОКК» просит суд в удовлетворении административного иска отказать. Указывает о том, что 20.12.2016 года между ООО «УК «НОКК» (Концессионер) и администрацией Володарского муниципального района (Концедент) заключено концессионное соглашение №1, согласно которому ООО «УК «НОКК» обязалось реализовать мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации систем теплоснабжения в р.п. <данные изъяты> Володарского района, имеющих высокую степень износа, амортизации, требующих существенных капитальных вложений. В виду чего, ООО «УК «НОКК» обратилось в Региональную службу по тарифам Нижегородской области за установлением тарифов на тепловую энергию для потребителей р.п. <данные изъяты> Володарского муниципального района. Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.02.2017 года №19/4 для ООО «УК «НОКК» был установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области на период с 01.05.2017 года по 30.06.2017 года в размере 3773,29 руб./Гкал (с учетом НДС) на период с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года - в размере 3939,90. руб./Гкал (с учетом НДС).
В соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 года №400, при расчете и применении предельных индексов используются тарифы (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующий по состоянию на декабрь предыдущего календарного года, установленный для населения (п.п. 15,16). На период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 год действовал тариф для населения, установленный решением РСТ Нижегородской области от 10.12.2015 года №47/6 для ООО «Управляющая компания» в размере 3772,29 руб./Гкал (с учетом НДС). Следовательно, рост тарифа на тепловую энергию в первом полугодии 2017 года по отношению к декабрю 2016 года для населения р.п.Фролищи не предусмотрен.
Указало о том, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются в отношении конкретной организации на основании представленных расчетных и обосновывающих материалов исходя из экономически обоснованных затрат предприятия. Ресурсоснабжающие организации в процессе оказания услуг несут затраты, обусловленные различными экономическими факторами, поэтому сравнение тарифов разных ресурсоснабжающих организаций как в рамках одного муниципального образования, так и в рамках нескольких муниципальных образований, является некорректным.
ООО «УК «НОКК» считает решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области законными и экономически обоснованными, просит в удовлетворении административного иска отказать (т.4л.д.147-149, л.д.159-161).
Привлеченные к участии в деле в качестве заинтересованных лиц Федеральная антимонопольная служба и Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в судебное заседание не явились.
От Федеральной антимонопольной службы поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя (т.4 л.д.155).
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкин А.В. предложил суду в удовлетворении административного искового заявления отказать, так как оспариваемые решения региональной службы по тарифам об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) не противоречат иным нормативным исковым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты полномочным органом с соблюдением установленного законом порядка.
Изучив материалы административного дела, заслушав административного истца, представителя административного ответчика и заключение прокурора, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на них, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По настоящему административному делу административный истец Устинов Ю.С. оспаривает решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 12.03.2015 года №11/3 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» п.Мулино Володарского муниципального района Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области; решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 10.12.2015 года №47/6 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» п.<данные изъяты> Володарского муниципального района Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области»; решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/4 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания» г.Нижний Новгород тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области».
Указанными решениями установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для ООО «Управляющая компания» и ООО «Управляющая компания «Нижегородская областная коммунальная компания», поставляемую потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области. Административным истец Устинов Ю.С. проживает в п.Фролищи Володарского муниципального района, является членом семьи нанимателя квартиры по адресу: [адрес], потребителем коммунальных услуг. Суд полагает, что административным истец Устинов Ю.С. является лицом, чьи законные интересы затрагиваются оспариваемыми им нормативными правовыми актами.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - Правила регулирования цен), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года №760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжении» (далее также - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Из материалов административного дела следует, что полномочия на установление тарифов в сфере теплоснабжения предоставлены РСТ Нижегородской области, в том числе частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктами 1.1, 3.3.2 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 года №171 (т.1 л.д.203-223).
Оспариваемое решение РСТ Нижегородской области от 12.03.2015 года №11/3 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 31.03.2015 года, ему присвоен №06915-516-011/3. Данное решение опубликовано в официальном печатном издании «Нижегородская правда» от 01.08.2015 года №77 (25963).
Оспариваемое решение РСТ Нижегородской области от 10.12.2015 года №47/6 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 24.12.2015 года, ему присвоен №08010-516-047/6. Данное решение опубликовано в официальном печатном издании «Нижегородская правда» от 05.03.2016 года №22 (26043).
Оспариваемое решение РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/4 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 19.05.2017 года, ему присвоен №10035-516-019/4. Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru 23.05.2017 года.
В решение РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/4 были внесены изменения, а именно: решение РСТ Нижегородской области от 19.12.2017 года №66/5 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22.12.2017 года, ему присвоен №11092-516-066/5, данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru 25.12.2017 года; решение РСТ Нижегородской области от 20.12.2018 № 55/6 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 24.12.2018 года, ему присвоен №12554-516-055/6, данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru 25.12.2018 года; решение РСТ Нижегородской области от 17.12.2019 № 61/9 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 23.12.2019 года, ему присвоен № 14298-516-061/9, данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru 26.12.2019 года (т.1 л.д.224-246).
Таким образом, оспариваемые решения приняты РСТ Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий и в установленном законом порядке. Порядок принятия нормативных правовых актов административным истцом по настоящему административному делу не оспаривается.
Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (подпункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также по тексту - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию.
Судом (с учетом доводов, содержащихся в административном исковом заявлении, пояснении представителя административного ответчика и представленных им документов) установлено, что теплоснабжение потребителей р.п.<данные изъяты> Володарского муниципального района Нижегородской области в 2014 году осуществлялось МУП «Жилищник» Володарского района, которому тарифы на тепловую энергию (мощность) на период с 1 января по 31 декабря 2014 года были установлены решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 06 декабря 2013 года №60/68 на едином уровне в размере 2372,15 руб./Гкал (с учетом НДС) для пяти котельных (2 газовые, 3 угольные). В связи с принятым администрацией муниципального образования решением о передаче трех муниципальных угольных котельных, расположенных в р.п.<данные изъяты> и р.п.<данные изъяты>, во владение и пользование на праве аренды ООО «Управляющая компания», теплоснабжение потребителей р.п.<данные изъяты> Володарского муниципального района Нижегородской области в 2015-2016 годах осуществлялось ООО «Управляющая компания».
ООО «Управляющая компания» 04.12.2014 года обратилось в РСТ Нижегородской области с заявлением об установлении тарифов. Тарифы на период с 01.04.2015 года по 30.06.2015 года и с 01.07.2015 года по 31.12.2016 года были установлены для ООО «Управляющая компания» решениями от 12.03.2015 года №11/3 и от 10.12.2015 года №47/6 в размерах 3460,82 руб./Гкал (с учетом НДС) и 3772,29 руб./Гкал (с учетом НДС), соответственно (только для угольных котельных п.<данные изъяты> и п.<данные изъяты>). С целью недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги тарифы установлены с учетом представленной администрацией Володарского района бюджетной росписи, предусматривающей в местном бюджете муниципального образования компенсацию выпадающих доходов организации, предоставляющей услуги теплоснабжения. Также в соответствии с соглашением от 04.02.2014 года №26-П, заключенным между Правительством Нижегородской области и администрацией Володарского муниципального района, последняя добровольно приняла на себя обязательства по соблюдению установленных предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в том числе путем предоставления в случае необходимости субсидий за счет средств местного бюджета.
Тарифы на тепловую энергию для МУП «Жилищник» Володарского района на 2016 год в связи с исключением из состава расходов затрат на содержание угольных котельных были утверждены решением РСТ Нижегородской области от 10 декабря 2015 года №47/4 в следующих размерах: с 1 января по 30 июня 2016 года - 1955,19 руб./Гкал (с учетом НДС); с 1 июля по 31 декабря 2016 года - 2057,01 руб./Гкал (с учетом НДС). Затраты на организацию теплоснабжения потребителей р.п.<данные изъяты> и р.п.<данные изъяты> при установлении данных тарифов РСТ Нижегородской области не учитывались, поскольку на момент принятия тарифного решения владение и пользование объектами теплоснабжения р.п.<данные изъяты> и р.п.<данные изъяты> осуществлялось ООО «Управляющая компания».
Поскольку право владения и пользования объектами теплоснабжения осуществлялось ООО «Управляющая компания» с ноября 2014 года, услуги теплоснабжения в п. <данные изъяты> в период с 01.01.2015 года по 31.03.2015 года оказывало ООО «Управляющая компания» без установленных РСТ Нижегородской области тарифов.
Часть муниципального имущества на территории Володарского района Нижегородской области, в том числе имущественный комплекс котельных п.<данные изъяты> и п. <данные изъяты>, были переданы по концессионным соглашениям в декабре 2016 года ООО УК «НОКК» (имущественный комплекс котельных п.<данные изъяты> передан по концессионному соглашению от 12.12.2016 года). Концессионные соглашения заключены по инициативе ООО УК «НОКК» и администрации Володарского муниципального района с учетом дифференциации тарифов по муниципальным образованиям, предложенной ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления.
ООО «УК «НОКК» 22.02.2017 года обратилось в РСТ Нижегородской области с заявлением об установлении тарифов на территории Володарского муниципального района согласно заключенным концессионным соглашениям. Долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «УК «НОКК» как концессионера в сфере теплоснабжения на территории Володарского муниципального района Нижегородской области определены с дифференциацией по муниципальным образованиям и системам теплоснабжения.
Решением РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/3 для ООО УК «НОКК» были установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности в сфере теплоснабжения на территории Володарского муниципального района Нижегородской области. Решением РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/4 (в редакции решения от 17.12.2019 № 61/9) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «УК «НОКК» потребителям Володарского муниципального района Нижегородской области, установлены по предложению организации с дифференциацией по территориям поселений, городских округов в установленных границах, определенных схемами теплоснабжения муниципальных образований, что соответствует подпункту «з» пункта 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года №1075, согласно которому тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями: территории поселений, городских округов в установленных границах.
Таким образом, тарифы для ООО УК «НОКК» были установлены РСТ Нижегородской области с учетом дифференциации ранее действующих тарифов, предусмотренной концессионными соглашениями и содержащимися в них долгосрочными параметрами регулирования.
Согласно пояснениям представителя РСТ Нижегородской области в судебном заседании с заявлением об установлении единых тарифов в сфере теплоснабжения на весь имущественный комплекс котельных, эксплуатируемый ООО УК «НОКК» на территории Володарского муниципального района, ООО УК «НОКК» в порядке подпункта «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года №1075, в РСТ Нижегородской области не обращалось.
Кроме того, из представленных административным ответчиком документов и пояснений в судебном заседании следует, что изменение размера тарифов связано с изменением имущественного комплекса. Тарифы для МУП «Жилищник» устанавливались для имущественного комплекса организации, в который входили газовые и угольные котельные. Тарифы для ООО «Управляющая компания» в 2015 году устанавливались для трех угольных котельных. Тарифы для ООО «УК «НОКК» в 2017 году устанавливались для четырех угольных котельных.
Представителем административного ответчика РСТ Нижегородской области пояснено в суде о том, что повышение тарифов в 2015 году связано как со сменой ресурсоснабжающей организации, так и с изменением имущественного комплекса, поскольку угольные котельные имели более высокую стоимость топлива и более низкий КПД по сравнению с газовыми котельными. Тарифы для угольных котельных, которые были установлены для ООО «УК «НОКК» в мае 2017 года, соответствовали уровню тарифов, установленных для ООО «Управляющая компания» на второе полугодие 2015 года и 2016 год.
В административном исковом заявлении и в судебном заседании административный истец Устинов Ю.С. указал как на основание для признания недействующими оспариваемых им нормативных правовых актов несоответствие размера установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) предельному уровню цены в размере 1765 руб./Гкал, указанному на официальном сайте РСТ Нижегородской области в соответствии с требованиями подпункта 9 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Оценив данный довод, суд приходит к следующему. Утверждение предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 года №1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» (вместе с «Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)»). Таким образом, применение величины предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) предусмотрено в ценовых зонах теплоснабжения, предусмотренных главой 5.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении». Как пояснил представитель административного ответчика ценовые зоны теплоснабжения на территории Нижегородской области в настоящее время не установлены.
Ввиду отсутствия в р.п. <данные изъяты> и р.п. <данные изъяты> газовых котельных выплата на покрытие задолженности по топливу (природный газ) не учитывалась при корректировке тарифов в р.п. <данные изъяты> и р.п. <данные изъяты>.
Относительно доводов административного истца об экономической необоснованности тарифов в разрезе затрат на топливо, включенных в НВВ организации, судом на основании представленных доказательств установлено, что при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность) ООО «УК «НОКК» для потребителей на территории р.п. <данные изъяты>, п. <данные изъяты> Володарского муниципального района Нижегородской области расчет затрат на топливо РСТ Нижегородской области произведен в соответствии с требованиями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 года №760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 40 Методических указаний расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 Методических указаний. В соответствии с пунктом 26 Методических указаний, расходы на топливо определяются по формуле:
(тыс. руб.), где:
bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;
ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;
- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.
Нормативы удельного расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии, определены приложением №10 «Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера» к концессионному соглашению от 12.12.2016 года №1, заключенному администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области с ООО «УК «НОКК», и утверждены решением РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/3 (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 17.12.2019 года №61/8). На 2020 год по котельным, расположенным в р.п. Фролищи, п. Инженерный, норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию составил 233,69 кг у.т./Гкал. (т.4 л.д.221).
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Для котельных, расположенных в р.п.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, в качестве топлива используется каменный уголь и дрова. Плановая цена топлива определена на основании представленных договоров с поставщиками топлива за 2019 год, заключенных в результате проведения торгов. При определении цен в соответствии с базовым вариантом прогноза социально- экономического развития Российской Федерации применены индексы-дефляторы на 2020 год. На 2020 год цена каменного угля учтена в размере 4719,78 руб./тнт, дров в размере 1215,40 руб./куб.м. Коэффициент перевода условного топлива в натуральное принят в размере 0,79 для каменного угля (при расчетной низшей теплоте сгорания 5500 ккал/кг в соответствии со спецификацией (приложением № 1) к договору поставки каменного угля); 0,266 - для дров (при расчетной низшей теплоте сгорания 1863 ккал/куб. м).
Порядок определения планового (расчетного) объема отпуска тепловой энергии для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения определен пунктом 8 Методических указаний исходя из объема отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенного на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды (объем отпуска в сеть). В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года №1075, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. В связи с тем, что ООО «УК «НОКК» осуществляет деятельность по теплоснабжению с 2017 года (менее трех лет на момент установления тарифов) на долгосрочный период регулирования 2017 - 2020 годы расчетный объем отпуска тепловой энергии в р.п. <данные изъяты>, п.<данные изъяты> Володарского муниципального района определен исходя из количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом договорных объемов организации, ранее осуществлявшей регулируемую деятельность в данных системах теплоснабжения. Плановая величина полезного отпуска тепловой энергии составила 9378,21 Гкал в год.
Величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, определена приложением №10 «Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера» к концессионному соглашению от 12.12.2016 года №1, заключенному администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области с ООО «УК «НОКК», и утверждены решением РСТ Нижегородской области от 24.04.2017 года №19/3 (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 17.12.2019 года №61/8). На 2020 год по котельным, расположенным в р.п.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, величина технологических потерь при передаче тепловой энергии составила 1317,7 Гкал, объем отпуска тепловой энергии в сеть на 2020 год составил 10695,91 Гкал.
Таким образом, при расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на территории р.п. <данные изъяты>, п. <данные изъяты> Володарского района Нижегородской области, на 2020 год объем топлива определен в соответствии с приведенной формулой Методических указаний.
Доводы административного истца о том, что ООО «УК «НОКК» приобретено большее количество топлива, не могут быть приняты во внимание, так как размер тарифа на тепловую энергию имеет расчетную величину.
Из пояснений представителя административного ответчика в суде и представленных документы следует, что при корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на территории р.п. <данные изъяты>, п.<данные изъяты> Володарского района Нижегородской области, на период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года объемы потребления каменного угля и дров рассчитаны исходя из сложившейся по итогам 9 месяцев 2019 года пропорции расхода топлива по котельным. Сумма затрат на топливо на 2020 год учтена в размере 14706,148 тыс. рублей, в том числе 13967,905 тыс. рублей по каменному углю, 738,243 тыс. рублей по дровам.
Суд находит, что доводы административного ответчика РСТ Нижегородской области подтверждаются представленными протоколами заседаний правления РСТ Нижегородской области, экспертными заключениями по предложению об установлении тарифов на тепловую энергию (т.2, т.3, т.4 л.д.1-95).
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые по настоящему административному делу нормативные правовые акты не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.03.2015 ░░░░ №11/3 «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░.<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10.12.2015 ░░░░ №47/6 «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░.<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.04.2017 ░░░░ №19/4 «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░.░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░