Решение по делу № 3а-32/2019 от 05.12.2018

дело № 3а-505/2018 (3а-32/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Пермь 15 января 2019 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Нициевской Л.Н.,

с участием представителя административного истца – Шараповой Розы Муллазяновны - Кушниной Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 15 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Шараповой Розы Муллазяновны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

Шарапова Р.М. обратилась с административным иском к Правительству Пермского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю (далее филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю), заявила требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22.06.2012 года в размере 1400620 рублей.

В обоснование требования указала, что является собственником данного объекта недвижимости, включенного Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п под № 2250 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Несоответствие кадастровой стоимости установленной по результатам государственной кадастровой оценки и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), рыночной стоимости объектов недвижимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.

Административный истец в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена, представитель административного поддержала требования изложенные в административном иске.

Административные ответчики Правительство Пермского края, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии, позицию по делу изложили в письменных отзывах.

Заинтересованные лица: Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация Березовского сельского поселения - о времени и месте рассмотрения дела извещены, ранее представили письменные отзывы, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителей.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства по настоящему административному делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01.01.2020 единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.

Решением Совета депутатов Березовского сельского поселения Березовского муниципального района от 23.11.2017 N 77 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Березовского сельского поселения" установлен и введен в действие с 01.01.2018 года на территории данного муниципального образования налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела: административному истцу на праве собственности принадлежат: нежилое здание с кадастровым номером **, общей площадью 520,3 кв.м., расположенного по адресу: ****, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д. 7). Данный объект согласно приложению к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость под номером 2250.

Принимая во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости обязана с 01.01.2018 уплачивать налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости объекта, то результаты определения кадастровой стоимости названного выше здания влияют на ее права и обязанности.

Доводы административного ответчика филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Пермского края, в том числе утверждение результатов определения кадастровой стоимости, были проведены в соответствии с действующим законодательством, постановление Правительства недействительным не признано, не могут быть приняты во внимание при разрешении заявленного требования, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В отношении нежилого здания магазина с кадастровым номером ** кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 22.06.2012 года утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 года № 1588-П, как 16797622,79 рублей (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта л.д.6). При указанных обстоятельствах, заслуживают внимания доводы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о том, что указанной лицо не является надлежащим ответчиком по заявленному административному иску, тогда как позиция Правительства Пермского края о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление Росреестра по Пермскому краю не может быть признана обоснованной.

То обстоятельство, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по истечении 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости не влечет безусловного отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Вместе с тем, пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Если по истечении установленного законом периода в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Таким образом, с учетом даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, заинтересованности административного истца в оспаривании кадастровой стоимости, пропуск срока для обращения в суд не свидетельствует об утрате права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в условиях сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения, поэтому срок для обращения в суд подлежит восстановлению.

Шарапова Р.М. обратилась с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости здания в размере рыночной стоимости, в подтверждение своих доводов представила отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства № 269/О-18 от 23.11.2018 года подготовленный оценщиком К. согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 22.06.2012 года определена как 1 400620 рублей (л.д. 10-79).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299. В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Как следует из материалов дела, выполнившая отчеты об оценке рыночной стоимости зданий оценщик К. является членом саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз», что подтверждается свидетельством о членстве от 15.11.2012 №1020. Оценщик обладает достаточной степенью квалификации, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, в соответствии с положений абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности в материалах дела имеются сведения об обязательном страховании его гражданской ответственности как оценщика, в связи с чем, оснований для признания отчета недопустимым доказательством не имеется.

Проанализировав представленный отчет, доводы участников административного дела, в том числе возражения представителя заинтересованного лица – Администрации Березовского сельского поселения, суд приходит к выводу о том, что содержание отчета соответствует требованиям действующего законодательства в сфере оценки, не допускает неоднозначного толкования, не вводит в заблуждение. Состав и последовательность представленных в отчетах об оценке материалов и описание процесса оценки позволяют воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости), выбор оценщиком методов оценки в рамках затратного подхода обоснован. Оценщик провела анализ рынка недвижимости – административно-торговых зданий (коммерческой недвижимости), к которым относится объект оценки, по результатам анализа дала оценку рынку недвижимости, определила ценообразующие факторы в отношении объекта оценки, используемые при определении рыночной стоимости, диапазон стоимости от 173,39 руб/кв.м., до 6058,63 руб/кв.м с учетом предполагаемой скидки на торг, без учета прав на земельный участок и НДС.

С учетом выявленной при проведении анализа информации, для определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **, расположенным в **** на 22.06.2012 года оценщиком был избран затратный подход методом сравнительной единицы. Выбор метода оценки с учетом невозможности ее проведения с использованием доходного и сравнительного подхода в отсутствии необходимой и достаточной информации, невозможности подобрать сопоставимые аналоги оценщиком должным образом мотивирован. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о методе оценки, данных учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.

Так, из содержания отчета, подготовленного оценщиком К., следует, что исследование проводилось с применением затратного подхода, поскольку объект оценки представляет собой объект капитального строительства (ОКС) - здание без земельного участка, рынок ОКСов на момент оценки на территории Пермского края не был развит, что затруднило поиск аналогов для сравнения при использовании сравнительного подхода. С целью определения затрат для воспроизводства (замещения) объекта оценки оценщиком выбран метод сравнительной единицы, использованы данные справочника УПВС сборник 33, таблица 1 «Магазины универсальные одноэтажные» с учетом выбора сопоставимого с оцениваемым объектом аналога по основным характеристикам (этажность, строительный объем, территориальный пояс, группа капитальности, вид фундамента, материал стен и перекрытий, полов, кровли, элементов благоустройства (отопление, водопровод, канализация, электроосвещение). Оценщиком произведены необходимые корректировки с учетом особенностей, разницы между выбранной единицей сравнения и объектом оценки - в площади, различии в сейсмичности, применен регионально-экономический коэффициент, расчет прибыли предпринимателя, учтен налог на добавленную стоимость. Также при определении рыночной стоимости оценщиком определены и приняты во внимание физический износ и внешнее устаревание с учетом влияния на рыночную стоимость объекта внешних факторов, уровня развития экономики территории на которой находится оцениваемый объект.

Оценщик при определении рыночной стоимости объекта оценки на 22.06.2012 года пришла к выводу о ее размере – 1400620 рублей, что составляет – 2691,954 руб./кв.м. и находится в границах определенного оценщиком диапазона. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток. Суждения оценщика основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.

Изучив отчет об оценке, доводы заинтересованного лица – Администрации Березовского сельского поселения, указывающего на существенную разницу между определенной оценщиком рыночной стоимости и инвентаризационной стоимостью на 2011 год, установленной при проведении технического учета, как на основание для признания отчета недостоверным доказательством, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о методе оценки, данных учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, их достоверности.

Принимая во внимание то, что заявляя ходатайство о назначении экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости, представитель заинтересованного лица - Администрация Березовского сельского поселения не привел каких-либо доказательств опровергающих правомерность представленного административным истцом доказательства – отчета об оценке, не указал на недостатки отчета, которые могли повлиять на выводы оценщика, форма и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов, суд не усмотрел оснований для назначения судебной экспертизы, проведения независимой оценки рыночной стоимости объекта недвижимости.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, либо подтверждающих иной размер рыночной стоимости - не представлено, обоснованных ходатайств о назначении судебной экспертизы административными ответчиками, заинтересованными лицами, не заявлено.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22.06.2012 года в размере 1400620 рублей, что отлично от кадастровой стоимости. При таких обстоятельствах требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Законом об оценочной деятельности датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращения этого лица в Комиссию.

В данном случае Шарапова Р.М. обратилась в суд 03 декабря 2018 года, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2018 года.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Шараповой Розы Муллазяновны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в виде нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22.06.2012 года в размере 1400620 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 03 декабря 2018 года.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 16 января 2019 года.

Судья: /подпись/

3а-32/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шарапова Роза Муллазяновна
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Правительство Пермского края
Другие
Управление Росреестра по Пермскому краю
Администрация Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермкого края
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее