№ 50RS0046-01-2019-002969-65
(А 12-51/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
13 марта 2020 года г.Ступино Московской области
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ильиной О.И., при секретаре Шуваеве С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе ООО «ЭнергоСеть» на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
28.05.2019 года заместителем руководителя – начальником отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России вынесено постановление о признании ООО «ЭнергоСеть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.7.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
05 июля 2019 года ООО «ЭнергоСеть» обратилось в Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 28.05.2019 года, которая 15.07.2019 года определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону на постановление УФАС России по Ростовской области от 28.05.2019 года передана по территориальной подсудности в Ступинский городской суд.
Обжалуя указанное постановление, заявитель просит отменить постановление и указывает, что ООО «ЭнергоСеть» незаконно привлечено к административной ответственности, поскольку на запрос информации от Ростовского УФАС России № от 20.02.2019 года был предоставлен ответ от ООО «ЭнергоСеть» о том, что заключенный договор поставки № от 22.04.2015 года с ООО «Стройсвет» не является для заявителя договором, заключенным в рамках исполнения обязательств по государственному оборонному заказу. Кроме того, ООО «Энергосеть» довело до сведения Ростовского УФАС России информацию о том, что положение заключенного Договора не содержат требований об открытии заявителем спецсчета для проведения расчетов с ООО «Стройсвет», в рамках исполнения последним обязательств по государственному контракту №. При направлении ответа ООО «ЭнергоСеть» просило дать разъяснение (методику) расшифровки цены поставляемого оборудования в размере статей калькуляции с указанием размера прибыли по товарным накладным, указанным в п.п. 6-11.3 запроса.
В судебном заседании представитель ООО «ЭнергоСеть» доводы, изложенные в представленных в суд жалобах, подтвердила, просила суд жалобу удовлетворить.
Выслушав представителя заявителя, исследовав и проверив материалы дела, суд считает пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья при осуществлении производства по делу оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которые установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела №, основанием для привлечения указанного юридического лица послужила информация из отдела ФСБ России, войсковая часть 44160, о возможных нарушениях законодательства о государственном оборонном заказе при исполнении ГК (идентификатор №).
В ходе проверки данной информации Ростовское УФАС России направило в адрес ООО «ЭнергоСеть» запрос за исх. № от 20.02.2019 о предоставлении информации и документов по ряду договоров (пяти) с представлением к каждому договору сведений о проведенных операциях по перечислению денежных средств, документов, подтверждающих исполнение договоров, ряда товарных накладных по каждому наименованию продукции, со сроком предоставления информации не позднее 11.03.2019 года.
Согласно указанному запросу, ООО «ЭнергоСеть» необходимо было представить следующие документы и информацию:
1. Договор N № от 22.04.№ (со всеми изменениями, приложениями, дополнениями, заявками, спецификациями, протоколами (актами) согласования цены, дополнительными соглашениями).
1.1. Документы, подтверждающие исполнение договора № от 22.04.2015 года (счета, счета фактуры, накладные, товарные накладные, платежные поручения).
1.2. Сведения о проведенных операциях по перечислению денежных средств по Договору.
2. Договор № от 02.07.2015 года (со всеми изменениями, приложениями, дополнениями, заявками, спецификациями, протоколами (актами) согласования цены, дополнительными соглашениями).
2.1. Документы, подтверждающие исполнение договора 72 от 02.07.2015 года (счета, счета фактуры, накладные, товарные накладные, платежные поручения).
2.2. Сведения о проведенных операциях по перечислению денежных средств по Договору.
3. Договор № от 03.07.2015 года (со всеми изменениями, приложениями, дополнениями, заявками, спецификациями, протоколами (актами) согласования цены, дополнительными соглашениями).
3.1. Документы, подтверждающие исполнение договора № от 03.07.2015 года (счета, счета фактуры, накладные, товарные накладные, платежные поручения).
3.2. Сведения о проведенных операциях по перечислению денежных средств по Договору.
4. Договор № от 16.09.2015 года (со всеми изменениями, приложениями, дополнениями, заявками, спецификациями, протоколами (актами) согласования цены, дополнительными соглашениями).
4.1. Документы, подтверждающие исполнение договора № от 16.09.2015 года (счета, счета фактуры, накладные, товарные накладные, платежные поручения).
4.2. Сведения о проведенных операциях по перечислению денежных средств по Договору.
5. Договор № от 04.08.2015 года (со всеми изменениями, приложениями, дополнениями, заявками, спецификациями, протоколами (актами) согласования цены, дополнительными соглашениями).
5.1. Документы, подтверждающие исполнение договора № от 04.08.2015 года (счета, счета фактуры, накладные, товарные накладные, платежные поручения).
5.2. Сведения о проведенных операциях по перечислению денежных средств по Договору.
6. По товарной накладной N № от 17.11.2015:
6.1. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, расшифровку цены в разрезе статей калькуляции с указанием размера прибыли.
6.2. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, информацию об организации, договоре и по какой товарной накладной закупалась данная продукция (с приложением подтверждающих документов).
6.3. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.№ информацию об изготовителе данной продукции.
7. По товарной накладной N № от 17.11.2015:
7.1. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, расшифровку цены в разрезе статей калькуляции с указанием размера прибыли.
7.2. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, информацию об организации, договоре и по какой товарной накладной закупалась данная продукция (с приложением подтверждающих документов).
7.3. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, информацию об изготовителе данной продукции.
8. По товарной накладной N № от ДД.ММ.ГГГГ:
8.1. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, расшифровку цены в разрезе статей калькуляции с указанием размера прибыли.
8.2. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, информацию об организации, договоре и по какой товарной накладной закупалась данная продукция (с приложением подтверждающих документов).
8.3. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 17.11.2015, информацию об изготовителе данной продукции.
9. По товарной накладной N № от 12.02.2015:
9.1. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 12.02.2015, расшифровку цены в разрезе статей калькуляции с указанием размера прибыли.
9.2. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 12.02.2015, информацию об организации, договоре и по какой товарной накладной закупалась данная продукция (с приложением подтверждающих документов).
9.3. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 12.02.2015, информацию об изготовителе данной продукции.
10. По товарной накладной № от 19.04.2016:
10.1. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 19.04.2016, расшифровку цены в разрезе статей калькуляции с указанием размера прибыли.
10.2. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 19.04.2016, информацию об организации, договоре и по какой товарной накладной закупалась данная продукция (с приложением подтверждающих документов).
10.3. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 19.04.2016, информацию об изготовителе данной продукции.
11. По товарной накладной N № от 25.01.2017:
11.1. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 25.01.2017, расшифровку цены в разрезе статей калькуляции с указанием размера прибыли.
11.2. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 25.01.2017, информацию об организации, договоре и по какой товарной накладной закупалась данная продукция (с приложением подтверждающих документов).
11.3. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N № от 25.01.2017, информацию об изготовителе данной продукции.
ООО «Энергосеть» затребованные сведения и документы не представило.
Согласно ответа за исх.№ ЭС/1083 от 22.03.2019 ООО «ЭнергоСеть» сообщило, что договор поставки № от 22.04.2015, заключенный между ООО «ЭнергоСеть» и ООО «Стройсвет», не являлся для ООО «ЭнергоСеть» договором, заключенным в рамках исполнения обязательств по государственному оборонному заказу, поскольку ООО «Стройсвет» в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не уведомляло ООО «ЭнергоСеть», что данный договор заключается в целях исполнения обязательств по государственному контракту №. Положения заключенного Договора не содержат требований об открытии ООО «ЭнергоСеть» спецсчета для проведения расчетов с ООО «Стройсвет», в рамках исполнения последним обязательств по государственному контракту №; все расчеты между сторонами договора осуществлялись по обычным расчетным счетам. С учетом того, что ООО «ЭнергоСеть» не располагает проектно-сметной документацией в рамках исполнения обязательств ООО «Стройсвет» по государственному контракту №, просило дать разъяснения, каким образом необходимо дать расшифровку цены постановленного оборудования в размере статей калькуляции с указанием размера прибыли по товарным накладным, указанную в п.6-11.3 запроса.
Таким образом, у общества имелись неясности о порядке исполнения запроса. Ответ на письмо от 22.03.2019 общество не получило от антимонопольной службы.
07.05.2019 года уполномоченным лицом УФАС по Ростовской области в отношении ООО «ЭнергоСеть» составлен протокол об административном правонарушении по делу №, и действия ООО «Энергосеть» были квалифицированы по ст.19.7.2 ч.2 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя УФАС по Ростовской области вынесено постановление от 28.05.2019 N № о привлечении ООО "ЭнергоСеть" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов.
Согласно ч.1 ст. 15.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" юридические лица обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.17 названного Закона в ходе рассмотрения заявления, материалов контролирующий орган вправе запрашивать у государственных заказчиков, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, у иных осуществляющих в установленном порядке функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, у головных исполнителей, их должностных лиц, исполнителей, их должностных лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении, материалах.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО "ЭнергоСеть" не исполнило запрос органа власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, от 20.02.2019 года, со сроком предоставления не позднее 11.03.2019 года.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ, является доказанным.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
В нарушение приведенных положений КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего, своевременного уведомления законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела, позволявшего обеспечить осуществление предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий на защиту его интересов при производстве дела об административном правонарушении.
В соответствии с представленными документами, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении согласно данным, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" по почтовому отправлению N №, было получено заявителем 29.04.2019 в 14:01 (понедельник) и, с учетом того, что период с 01.05.2019 года по 05.05.2019 года являлся общенациональными выходными днями, то есть фактически за один рабочий день до составления протокола об административном правонарушении.
Сведений о том, каким образом был извещен именно законный представитель лица, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, не имеется.
С учетом территориальной отдаленности места нахождения общества (г.Ступино Московской области) своевременная явка законного представителя или представителя, уполномоченного в установленном законом порядке, на составление протокола об административном правонарушении в г. Ростов-на-Дону не представлялось возможным (расстояние между городами Ступино Московской области и Ростов-на-Дону составляет 860 км).
Суд также полагает, что независимо от направления или ненаправления привлекаемым к ответственности лицом ходатайства о переносе времени составления протокола об административном правонарушении, уведомление о совершении данного процессуального действия за один рабочий один, при значительной удаленности места нахождения лица, не может быть признано надлежащим.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела и не предусматривает вручение извещения лично обществу либо его законному представителю.
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (т.е. с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
Время от момента уведомления до даты составления протокола об административном правонарушении должно обеспечивать привлекаемому к ответственности лицу возможность подготовки мотивированных, документально, нормативно, доказательственно подтвержденных возражений, пояснений по существу выявленного нарушения; обеспечивать возможность своевременного извещения законного представителя юридического лица с целью принятия соответствующих решений, в том числе по направлению уполномоченных лиц либо привлечению в качестве защитника лиц на основании гражданско-правового договора.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Управлением ФАС допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствовали доказательства надлежащего, заблаговременного уведомления общества о составлении протокола. Указанное нарушение является существенным и не может быть устранено на стадии судебной проверки законности постановления о привлечении общества к административной ответственности.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В этой связи постановление Ростовского УФАС от 28.05.2019 N 776/06 о привлечении ООО "ЭнергоСеть" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с нарушением положений КоАП РФ, предусматривающих обязательность обеспечения привлекаемому к ответственности лицу возможности участия в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Учитывая допущенные при привлечении общества к административной ответственности существенные и неустранимые нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, вопрос о наличии либо отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения выяснению не подлежит и не имеет значения для дела.
В этой связи постановление подлежит отмене.
Кроме того, в силу п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.30.6, п.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление Ростовского УФАС России от 28.05.2019 года № о признании ООО «ЭнергоСеть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.7.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить.
Жалобу ООО «ЭнергоСеть» удовлетворить.
Федеральный судья О.И.Ильина