Решение по делу № 2-232/2024 (2-2325/2023;) от 21.11.2023

Дело № 2-232/2024 (2-2325/2023) 59RS0025-01-2023-002613-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск                             19.03.2024

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Катаевой А.А.,

при секретаре Манаевой С.В., с участием представителя истца – Томилова А.В., представителя ответчика администрации Краснокамского городского округа Пермского края Стефаненко А.С., представителя ответчика Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа Пермского края – Греевой Т.М.,

рассмотрев гражданское дело по иску Пекцоркина Е. Ф. к администрации Краснокамского городского округа Пермского края, Комитету земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа Пермского края об установлении факта пользования жилым помещением по договору социального найма, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Пекцоркин Е.Ф. (Истец) обратился в суд с требованиями к администрации Краснокамского городского округа Пермского края, Комитету земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа Пермского края об установлении факта пользования жилым помещением <адрес> на условиях социального найма, возложении обязанности предоставить ему отдельное, благоустроенное, технически исправное жилое помещение, общей площадью не менее 26,3 кв.м в пределах <адрес> на условиях договора социального найма не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, взыскать неустойку в случае неисполнения решения суда. Мотивированы требования тем, что Пекцоркиной О.Г. (бабушке истца) выдан корешок специального ордера о выделении служебного помещения совхоза «Мысовский» по адресу: д<адрес>, вселена вместе с мужем и Пекцоркиной Е. М. (дочерью) и Пекцоркиной Н. М. (дочерью). ДД.ММ.ГГГГ у Пекцоркиной Н. М. родился сын Пекцоркин Е. Ф..

Истец фактически по указанному адресу проживал, как член семьи совместно с бабушкой и матерью до 2004 года.

Распоряжением и.о. главы Мысовской территориальной администрации г. Краснокамска Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ семья Пекцоркиных переселены по адресу:| <адрес>. Мать истца Пекцоркина Н.М. ДД.ММ.ГГГГ погибла. Истец фактически проживает по адресу: <адрес> настоящее время.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан авариным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Истец обращался в Администрацию Краснокамского городского округа с заявлением о регистрации по адресу: <адрес>, включении в программу переселения и предоставлении жилого благоустроенного жилого помещения, но ему было отказано, т.к. отсутствует информация о предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма, а также отсутствия подтверждения, что истец является членом семьи Пекцоркиной Н.М.

Истец не принимал участия в судебном заседании, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивает.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Краснокамского городского округа Стефаненко А.С., и представитель ответчика Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа Пермского края Греева Т.М. возражали против требований ответчика, указав, что документы, подтверждающие предоставление семье Пекцоркиных жилого помещения по договору социального найма, отсутствуют, доказательств нет (л.д.153-154).

Представитель третьего лица МКУ "Управление по Реализации Жилищных Программ Краснокамского городского округа" не принимал участия в судебном заседании, извещены надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) законодательство субъекта Российской Федерации издается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления регулируемых жилищных прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, если иное не вытекает только из Жилищного кодекса Российской Федерации или существа соответствующих отношений.

Часть 3 этой же статьи ЖК РФ гласит, что жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя границы и объемы полномочий субъектов Российской Федерации, устанавливает обязательные к исполнению всеми субъектами жилищных отношений, в том числе и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, требования к жилым помещениям в качестве объекта жилищных прав, а также к использованию и назначению жилищного фонда в зависимости от формы собственности (статьи 17 и 19), к предоставлению жилого помещения по договору социального найма (статьи 49 - 58), требования к договору социального найма жилого помещения (статьи 60 - 91) и, наконец, к назначению служебных жилых помещений и общежитий (статьи 92 - 109).

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно разъяснениям, данным в пп. б п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК адрес).

В соответствии со статьей 57 (часть 4) ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно статье 60 (часть 1) ЖК РФ по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.

В силу статьи 63 (часть 1) ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В судебном заседании установлено, что Решением Исполнительного комитета Мысовского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждены списки на вселение в совхозные квартиры 229 семей. Указанные квартиры утверждены в качестве служебных (л.д.8).

На основании указанного решения Пекцоркиной О. Г. выдан корешок специального ордера о выделении служебного помещения совхоза «Мысовский» по адресу: <адрес> вместе с ней вселены члены семьи Пекцоркин М. К. (муж), Пекцоркина Е. М. (дочь) и Пекцоркиной Н. М. (дочь) (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ у Пекцоркиной Н. М. родился сын Пекцоркин Е.Ф. (истец), который был зарегистрирован с матерью по месту жительства: <адрес> (л.д.66-67).

Фактически по указанному адресу истец, как член семьи, проживал совместно с бабушкой Пекцоркиной О.Г., матерью Пекцоркиной Н.М., что подтверждается выписками из похозяйственной книги за ДД.ММ.ГГГГ д.Ласьва (л.д.17-18).

Доводы истца о том, что с 2005 года семья Пекцоркиных в составе Пекцоркина О.Г., Пекцоркина Н.М., Пекцоркин Е.Ф. была переселена в квартиру по адресу:| <адрес> подтверждаются распоряжением и.о. главы Мысовской территориальной администрации г.Краснокамска Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), выписками из похозяйственной книги за 2002ДД.ММ.ГГГГ года по <адрес> (л.д. 13-15), архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № Т-871, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом о фактическом проживании (л.д.12,19), копией выписки из похозяйственной книги, удостоверенной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103), ответом архива Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 145).

На правоотношения сторон настоящего спора, возникшие в 1986 году, распространяет свое действие Жилищный кодекс РСФСР, утративший силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.7 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Статье 10 ЖК РСФСР установлено, что жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Согласно ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

В силу ст.106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса.

Согласно ст.107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

В силу ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены, в том числе, лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.

Разрешая спор в части признания факта пользования и проживания в квартире на условиях договора социального найма, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Пекцоркина Е.Ф.

Так, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено бабушке истца, истец был вселен в качестве члена семьи и приобрел право пользования в соответствии со ст.20 ГК РФ, был постоянно зарегистрирован по месту жительства.

Впоследствии семье Пекцоркиных было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> Ответчиками не представлено доказательств, опровергающих доводы истца о том, что указанное жилое помещение было представлено на условиях социального найма. Так, администрацией на имя Пекцоркиной О.Г. был открыт лицевой счет на указанное жилое помещение, что подтверждается выпиской из похозяйственней книги за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18).

Наниматель производил оплату коммунальных услуг ПАО «Пермэнергосбыт» с 2006 года (л.д. 24-29).

Из медицинской карты несовершеннолетнего Пекцоркина Е.Ф. следует, что его местом жительства указан адрес: <адрес> (л.д.157-158).

С ДД.ММ.ГГГГ семья Пекцоркиных, в том числе истец, включены в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 153).

Пекцоркин Е.Ф. по ДД.ММ.ГГГГ проживал и в настоящее время проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>д. 12), был вселен несовершеннолетним совместно с матерью Пекцоркиной Н.М., состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, доказательств иного суду не представлено.

Тот факт, что ответчиком не выставлялись счета по оплате найма жилого помещения, не взыскивалась задолженность не может являться основанием для отказа истцу в удовлетворении требований, поскольку наниматель самостоятельно не реализовал свое право.

Отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления договора социального найма органом местного самоуправления.

Стороной ответчика не доказан тот факт, что истец подлежал выселению по одному из оснований, предусмотренных ЖК РСФСР, указанных выше, без предоставления иного жилого помещения. При этом, ответчик не обращался с требованием об освобождении занимаемого истцом жилого помещения.

Жилой много квартирный дом передан в собственность муниципального образования Краснокамский городской округ ДД.ММ.ГГГГ, в том числе <адрес>, в реестр муниципального имущества включен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.191-204).

Постановлением администрации Оверятского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по пере граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п, муниципальную программу «Расселение ветхого и аварийного Краснокамского городского округа».

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае, если жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 87.2 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Краснокамского городского круга с заявлением о регистрации по адресу: <адрес>, включении в программу переселения и предоставлении иного жилого помещения (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ Комитет земельный и имущественных отношений администрации Краснокамского городского круга предоставил ответ, из которого следует, что многоквартирный <адрес> включен в региональную адресную программу по переселению граждан, расселению подлежат 4 квартиры указанного дома. Квартира 3 является муниципальной собственностью, сведений о нанимателях не имеется. В предоставлении иного жилого помещения отказано (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в администрацию Краснокамского городского круга с аналогичным заявлением, в удовлетворении которого отказано ответом от ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям (л.д. 22-23).

Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что квартира по адресу: <адрес> имеет <данные изъяты> кв.м общей площади, право собственности муниципального образования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.155-156).

Поскольку судом установлен факт пользования квартирой на условиях договора социального найма, ввиду признания дома аварийным и подлежащим сносу, учитывая, что реализация региональной программы по расселению запланирована на ДД.ММ.ГГГГ годы, процедура изъятия жилых помещений и земельного участка завершена, суд приходит к выводу о возложении на ответчика Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа <адрес> обязанности предоставить истцу отдельное, благоустроенное, технически исправное жилое помещение, общей площадью не менее 26,3 кв.м в пределах Краснокамского городского округа на условиях договора социального найма не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для возложения такой обязанности на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края не имеется, так как в силу Положения о Комитете земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа Пермского края, утвержденного решением Краснокамской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 83 (общедоступный документ), функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Краснокамский городской округ" возложены именно на него.

Согласно ч.1 ст.308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.

При этом отсутствие у должника того количества вещей, определенных родовыми признаками, которое он по договору обязан предоставить кредитору, само по себе не освобождает его от исполнения обязательства в натуре, если оно возможно путем приобретения необходимого количества товара у третьих лиц (пункты 1, 2 статьи 396, пункт 2 статьи 455 ГК РФ).

Учитывая, что срок исполнения ответчиком обязательства, возложенного судом истекает ДД.ММ.ГГГГ, что совпадает со сроком реализации программы по расселению, в случае неисполнения указанного судебного акта с ответчика подлежит взысканию неустойка, размер которой на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, суд определяет 500 рублей за каждый день просрочки.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Пекцоркина Е. Ф. удовлетворить в части.

    Установить факт проживания Пекцоркина Е. Ф. (<данные изъяты>) в <адрес> на условиях социального найма.

Возложить на Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа Пермского края обязанность предоставить Пекцоркину Е. Ф. отдельное, благоустроенное, технически исправное жилое помещение, общей площадью не менее 26,3 кв.м в пределах Краснокамского городского округа на условиях договора социального найма не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ДД.ММ.ГГГГ с Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа Пермского края в пользу Пекцоркина Е. Ф. судебную неустойку в случае неисполнения решения суда, в размере <данные изъяты> рублей за каждый день просрочки.

В удовлетворении остальной части требований Пекцоркину Е. Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А.Катаева

2-232/2024 (2-2325/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Пекцоркин Егор Фёдорович
Ответчики
Администрация Краснокамского городского округа
Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа
Другие
МКУ "Управление по реализации жилищных программ Краснокамского городского округа"
Томилов Александр Викторович
Трутнев Вячеслав Юрьевич
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Катаева Анна Александровна
Дело на странице суда
krasnokam.perm.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
24.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2023Предварительное судебное заседание
22.01.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее