РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2023 года г.Магнитогорск
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шлемовой Г.В.,
при секретаре Ходаковой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – ОСФР) по <адрес>, в котором просит (с учетом уточнения) признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей пенсии обязать его назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, включив её специальный стаж по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ период её службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственной противопожарной службе, а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должностях в ФКУ «Отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» В обоснование иска указано на то, что она имеет право на досрочную пенсию, так как она работала более 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако ответчик отказал ей в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа, безосновательно не включив в стаж периоды её работы.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании заявленный иск с учетом уточнения поддержала.
Представитель ответчика – ОСФР по <адрес> ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам письменного отзыва, указывая на то, что расчет стажа истца произведен верно, права на пенсию у истца не имелось.
Суд, заслушав участников процесса и исследовав материалы дела в судебном заседании, приходит к выводу, что заявленный иск не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОСФР в <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> отказало ей в удовлетворении названного заявления.
При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что стаж ФИО1 на соответствующих видах работ по п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отсутствует, в расчет специального стажа не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в Государственной противопожарной службе МВД России и после преобразования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в Государственной противопожарной службе МЧС России, так как служба на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Также в специальный стаж не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего инженера отделения профилактики пожаров 51 Пожарной части, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника части (начальника отделения профилактики пожаров) в ФКУ «Отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)», так как наименование должностей не предусмотрено Постановлением № от 18.06.2022г., кроме того, работодателем стаж подтвержден как работа на общих основаниях.
Указанные обстоятельства подтверждаются решением ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета, уточняющими справками работодателей, архивными справками, данными о стаже, результатами расчета стажа, заявлением о назначении пенсии, выпиской из индивидуального лицевого счета, копией паспорта, трудовой книжки.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).
В силу положений части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Разрешая заявленные истцом требования в части включения в специальный стаж её периодов службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –в Государственной противопожарной службе МВД России, суд исходит из того, что в период до ДД.ММ.ГГГГ право на досрочное назначение пенсии работникам Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) было предусмотрено подпунктом "о" пункта 1 статьи 12 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственных пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 211-ФЗ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ
Возможность включения в специальный стаж по подпункту "о" пункта 1 статьи 12 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственных пенсиях в Российской Федерации" службы в органах внутренних дел данный закон не предусматривал.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-2-У, содержащему разъяснения о порядке реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 211-ФЗ, в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 241. В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Из приведенных правовых норм следует, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Как следует из послужного списка истца и как пояснила сама истец в судебном заседании до ДД.ММ.ГГГГ она занимала должности стажера, младшего инспектора и инспектора – такие должности в вышеназванном перечне, утвержденном Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют, кроме того, истцу присваивались специальные звания и таким образом она относилась к рядовому, а затем к начальствующему составу органов внутренних дел.
Таким образом, периоды службы истца до ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в её специальный стаж
Введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в подпункте 18 пункта 1 предусматривает досрочное назначение пенсии мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичные положения стали содержаться впоследствии и в пункте 18 части 1 статьи 30 вышеприведенного Федерального закона № 400-ФЗ, которым предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, страховая пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет.
В соответствии с частью 2 названной статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации вышеназванных положений закона Правительством Российской Федерации принято (фактически взамен Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №) Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение»
Подпунктом «л» пункта 1 названного Постановления определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ истец продолжала работать в должности инспектора, затем с ДД.ММ.ГГГГ стала старшим инспектором, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должности ведущего инженера отделения профилактики пожаров части, заместителя начальника части (он же начальник отделения профилактики пожаров части, заместителя начальника части (начальник отделения профилактики пожаров).
Вышеназванным Списком должностей работников Государственной противопожарной службы не предусмотрены такие должности как «ведущий инженер», Списком предусмотрены должности инженера пожарной охраны, части (команды), части пожарной охраны. В то время как истец была инженером не пожарной охраны, не части (команды), не части пожарной охраны, а отделения профилактики пожаров. То есть она была не инженером всей части, а только одного её отделения.
Что касается работы в должности заместителя начальника части (начальником отделения профилактики пожаров части), то действительно в Списке имеется должность 25120 «Начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители», на что обращает внимание сторона истца. Однако согласно штатным расписаниям ФКУ «Отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в штате в подразделении «Руководство» имелась должность заместителя начальника части – то есть именно так, как она поименована в Списке. Истец же занимала не эту должность, а отдельную в штатном расписании должность заместителя начальника части (начальника отделения профилактики пожаров части).
Аналогично и само ФКУ «Отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в своём ответе от ДД.ММ.ГГГГ указало, что занимаемые истцом должности к льготным не относятся.
Представленные суду документы льготный характер работы истца не подтверждают, сведения об особых условиях труда в трудовой книжке не отражены, в выписке из лицевого счета застрахованного лица спорный период отражен без указания кода особых условий труда.
Учитывая, что работодателем истца льготный характер работы не подтвержден, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих льготный характер работы в спорный период истцом не представлено, основания для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включения вышеуказанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО1 (СНИЛС 126-551-712 50) в удовлетворении заявленных ею к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> исковых требований об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись Г.В.Шлемова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.